Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Шестопалова Нина Петровна

    Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                             Урок №  8                                                     Л-9

    ТЕМА: Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина

    ЦЕЛИ:  дать знания об основных темах лирики и поэтическом новаторстве Державина; учить  работать с художественным текстом, производить анализ лирического  произведения.

    ХОД  УРОКА:

    1. Оргмомент.
    1. Готовность к уроку.
    2. Постановка целей урока.
    1. Проверка домашнего задания.
    1. Наизусть «Властителям и судиям».
    2. Вопросы от класса по биографии и творчеству Державина.
    1. Работа над произведением Державина «Фелица»
    • Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
    • Объясните смысл названия оды.
    • Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова.
    • Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
    • Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
    • Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному?
    • Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
    • Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
    • Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?.
    1. Три «Памятника» в русской литературе.
    1. Вступительное слово учителя:

    Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

    Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

    1. Чтение и анализ стихотворений.
    • Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.
    • Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.
    • В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
    • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым.
    • Определите тему и главную мысль стихотворения. (Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).
    • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность? (Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).
    • Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).
    • В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
    • Ни слеза вдовиц не тронет,
      Ни сирот несчастных стон:
      Пусть в крови вселенна тонет,
      Был бы счастлив только он…
      (“Любителю художеств”)
    • По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:
    • … И слава возрастет моя, не увядая,
      Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    • В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:
    • …первый я дерзнул в забавном русском слоге
      О добродетелях Фелицы возгласить,
      В сердечной простоте беседовать о боге
      И истину царям с улыбкой говорить.
    • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

    (Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом).

    • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

    (Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая

    строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

    • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?
    • (Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля”

    - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

    1. Самостоятельный анализ стихотворения Пушкина «Памятник»
    • Выразительно прочитайте стихотворение.
    • Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
    • Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
    • С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

    1. Заполнение таблицы «Три «Памятника»  в русской  литературе».

     

    М.В.Ломоносов

    Г.Р.Державин

    А.С.Пушкин

    Черты биографии

    “Мне беззнатный род препятством не был”.

    “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

    “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

    Границы творческого бессмертия

    Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

    “Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

    “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

    Каковы отношения у поэта с музой

    Муза – высокая покровительница.

    Муза – верная подруга поэта.

    Муза – соратник на великом поприще поэзии.

    1. Итог  урока.
    • В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало?
    • С чем это связано?
    • Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?
    1. Домашнее задание.
    1. Главы «Путешествие из Петербурга в Москву».
    2. Инд. задание «Биография Радищева»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

    Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

    Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

    Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

    Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник». Лингвистический анализ

    Данная презентация подойдёт для урока литературы в 9 классе. Это лингвистический анализ стихотворения "Памятник", а также сравнительная таблица стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина....

    Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

    Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина». Дата: 21.11.2017Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели: сформировать умение уча...

    Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

    Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

    Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

    Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....