Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

 

Дата: 21.11.2017

Тип урока: Урок обобщения и систематизации 

Цели: сформировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.

Задачи:

  • Углубить представления учащихся о лирике А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии.
  • Помочь учащимся выявить отношение поэта к поэзии.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  • Воспитывать вдумчивого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9li.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина».

Дата: 21.11.2017

Тип урока: Урок обобщения и систематизации 

Цели: сформировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.

Задачи:

  • Углубить представления учащихся о лирике А.С. Пушкина на тему поэта и поэзии.
  • Помочь учащимся выявить отношение поэта к поэзии.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  • Воспитывать вдумчивого читателя.

Ход урока

  1. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.

Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта  в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)

  1. Развитие темы поэта и поэзии в творчестве Пушкина
  1. Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре.
  2. Тема гражданской миссии поэта в стихотворении «Лицинию».
  3. Идея избранного круга поэтов как «Священной истины друзей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»).
  4. Два образа поэта в поздней лирике Пушкина:

а) поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея образа поэта - пророка – этическая идея долга перед людьми;

б) поэт как жрец («Поэт и толпа»), преобладающая идея образа поэта – жреца – эстетическая;

в) гармоническое сочетание этих  противоречащих идеалов в творчестве Пушкина.

5. Судьба поэта в творчестве Пушкина:

а) символически выраженная мысль об особой судьбе поэта в стихотворении «Арион»;

б) творчество возвышает обычного в жизни человека над другими («Поэт» 1827);

в) посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»).

6. Поэт и царь.

а) мотив духовного соперничества поэта и царя (поэт вправе давать наставления царю) в стихотворении «В надежде славы и добра»;

б)  утверждение права на полную свободу творчества в ответ на упрёки друзей за определённые симпатии к Николаю I («Друзья» 1828).

3. Чтение и анализ стихотворений.

Стихотворение «Поэт» (1827)

  1. На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.
  2. В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?
  3. Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.

     Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

     Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет  ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

     Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк».

  1. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
  2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
  4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
  5. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
  6. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?
  7. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
  8. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
  9. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам  - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма  - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».

  1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
  2. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис  - развитие тезиса  - антитезис  - синтез?
  3. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
  4. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
  5. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  6. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .

Запись анализа стихотворения в тетрадь.

4. Рефлексия. Ответить на вопрос «Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?»

5. Домашнее задание.

Заучивание наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....