Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Алишева Домеля Мокторамовна

Урок литературы в 9 классе.

Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет  Литература                      Дата  20.09.2019

Тема урока :  Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: понимание ключевых проблем произведения русской литературы 18 века, умение анализировать литературное произведение, владеть элементарной литературоведческой  терминологией, понимание авторской позиции и своего отношения к ней, осмысленное чтение

Познавательные: овладение навыком смыслового чтения, умениями создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Регулятивные: овладение умениями соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи

Коммуникативные: овладение умениями организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление гражданской идентичности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности,  ,готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, овладение коммуникативной компетентностью в общении        

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации.(1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Приветствие, запись в тетради числа, вида работы ( классная работа)

Г.Р.Державин- выдающийся деятель, который оставил свой след в истории и  искусстве. Предлагаю совершить виртуальную экскурсию В Музей- усадьбу Г.Р.Державина.

Предлагаю посмотреть,  как увековечили потомки имя Державина

( просмотр презентации « Памятники Державину»)

Давайте дадим определение понятиям:

Поэт-

Поэзия-

Памятник-

- Запишите тему урока в тетрадь.

Учащиеся оформляют записи в тетрадь

Учащиеся смотрят,

 отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Личностные:

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Прослушивание стихотворения

 « Памятник» - мр3

- Сообщение учащейся «История создания стихотворения»

- в основу стихотворения лег перевод Ломоносовым стихотворения Горация.

- Слово учителя( сообщение уч-ся) о Горации

-Выразительное чтение стихотворения

-продолжил тему Памятника А.С.Пушкин

-прослушивание стихотворения  мр3

- сообщение уч-ся об истории создания стихотворения

Слушают художественное чтение

Слушают сообщение

 

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (15 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Дает задания по рядам:

сравнить стихотворения

1 ряд- № 1 -Державин

2 ряд- №1-Ломоносов

3 ряд- №1-Пушкин

Слушают, обсуждают проблему, делают выводы .Заполняют таблицу.

Находят информацию в учебнике, изучают таблицы, сравнивают, объясняют, обобщают.

Выполняют задания. Рассказывают о проделанной работе.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап закрепления материала.

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения

Выступление групп

Делают выводы

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

 Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Уч-ся записывают в дневники

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

        Державин читал Горация уже в 1770-е годы в немецких переводах. Существует не   менее пятнадцати его переложений и переводов из Горация. Первый перевод на русский язык оды Горация «К Мельпомене» был сделан Ломоносовым, который по возможности точно перевел оду пятистопным, без рифм. По-видимому, он понимал ее значение как некоего итога творчества не только Горация, но и его самого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"...

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник». Лингвистический анализ

Данная презентация подойдёт для урока литературы в 9 классе. Это лингвистический анализ стихотворения "Памятник", а также сравнительная таблица стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина....

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина

Презентация к року литературы в 9 классе...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....