Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник». Лингвистический анализ
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Данная презентация подойдёт для урока литературы в 9 классе. Это лингвистический анализ стихотворения "Памятник", а также сравнительная таблица стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник» 9 класс

Слайд 2

«Памятник» Гавриил Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!— весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных , Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. 1795

Слайд 3

Лингвистический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель

Слайд 4

Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» Стихотворение называется «Памятник», потому что представляет собою размышление автора над собственной жизнью, подведение ее итогов, осознание собственной роли в жизни других людей.

Слайд 5

Определите тему стихотворения (о чем оно?) Автор понимает, что все люди смертны, но, подводя итог собственной жизни, осознает, что своим творчеством воздвиг себе памятник – «чудесный, вечный»; сам он, человек, умрет, но имя его не будет предано забвению, потому что будет жить в созданных им произведениях

Слайд 6

Какое настроение преобладает в стихотворении? В стихотворении преобладает спокойная торжественность: автор осознает собственную значимость и понимает, что ее уже ничто не может поколебать

Слайд 7

Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части? В стихотворении «Памятник» можно выделить три части: 1) (первая строка первой строфы): введение лирической темы – «Я памятник себе воздвиг». 2) (со 2-й строки первой строфы и строфы №№ 2, 3, 4): развитие лирической темы – описание вечного «памятника» - собственной посмертной жизни и причины бессмертия. 3) (строфа № 5): муза может быть спокойна: ничто не умалит ее величия и бессмертия.

Слайд 8

Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения Центральный художественный образ стихотворения – это сам лирический герой. Он упоминает те образы, которые так или иначе с ним связаны: люди, которые будут помнить поэта после его физической смерти, Фелица (героиня одноименной оды, прототипом которой является императрица Екатерина II), сделавшая его известным (здесь поэт затрагивает тему взаимоотношений поэта и власти), муза.

Слайд 9

Охарактеризуйте художественное время стихотворения В стихотворении представлено время трех планов: - прошедшее (автор своим творчеством воздвиг себе памятник, он вспоминает о том, как стал известным ); - настоящее (монолог автора – его воспоминания о прошлом и размышления о будущем произносятся сейчас, в настоящем времени); - будущее (размышление автора о собственной посмертной жизни). Можно сказать, что художественное время стихотворения пронизано вечностью: памятник, воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».

Слайд 10

Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения Художественное пространство стихотворения необычайно широко: лирический герой уверен, что он будет известен «от Белых вод до Черных, / Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». Его слава будет жить до тех пор, «доколь славянов род вселенна будет чтить», « всяк будет помнить то в народах неисчетных ».

Слайд 11

Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение) Образную систему, настроение стихотворения создают: - эпитеты : чудесный , вечный памятник; быстротечный гром; в народах неисчетных ; забавный русский слог; сердечная простота; заслуга справедливая ; непринужденная рука неторопливая . - метафоры : «я памятник себе воздвиг» (имеется в виду оставил о себе память); «времени полет» (время сравнивается с летящей птицей); «часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить» - автора будут помнить люди; «заря бессмертия» (память). - сравнение : памятник «металлов тверже он и выше пирамид».

Слайд 12

Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация) - Инверсия (обратный порядок слов): памятник чудесный , вечный ; тверже он; гром быстротечный ; времени полет; его не сокрушит; часть меня большая ; доколь славянов род вселенна будет чтить; в народах неисчетных ; истину говорить; заслугой справедливой ; презрит кто ; рукой неторопливой ; чело твое . - Градация (постепенное нарастание, увеличение степени проявления признака): «Я памятник себе воздвиг чудесный , вечный ». Все указанные приемы поэтического синтаксиса придают стихотворению особое эмоциональное звучание и служат раскрытию авторской идеи.

Слайд 13

Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы) - Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава «возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из безызвестности я тем известен стал». - Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»), « вселенна » (вместо «вселенная»), «Белые воды и Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море ), «всяк» (вместо «всякий»), « неисчетный » (вместо «неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб. Использованные лексические средства придают стихотворению особую выразительность.

Слайд 14

Определите размер и способ рифмовки стихотворения Стихотворный размер – шестистопный ямб. Способ рифмовки – парная ( абаб ).

Слайд 15

Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?) Своим стихотворением Г. Р. Державин хотел сказать, что все мы смертны, но можно оставить о себе память – такую, что о тебе будут помнить потомки на протяжении многих лет.

Слайд 16

«Памятник» М.В. Ломоносов Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю . Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид , Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. А.С. Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз , и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.

Слайд 17

Сравнительная таблица М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин Черты биографии Границы творческого бессмертия Каковы отношения у поэта с музой

Слайд 18

«Три «Памятника» в русскойлитературе ». М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин Черты биографии “Мне беззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”. Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Презентация к уроку по литературе в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова"...

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина

Презентация к року литературы в 9 классе...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....