Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта
план-конспект урока по литературе (9 класс)

 Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление посредством художественного воображения; воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; пробуждать интерес и прививать уважение к творчеству А. С. Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_9.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 «б» классе

Дата проведения: 05.11.2019 г.

Учитель: Цориева Ж.Х.

Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

 Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление посредством художественного воображения; воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; пробуждать интерес и прививать уважение к творчеству А. С. Пушкина.

 Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, портрет А. С. Пушкина, иллюстративный материал по теме.

 Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

-Нравится ли вам поэзия А. С. Пушкина? Чем именно?

-Какие произведения А. С. Пушкина помимо программных вы читали?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

-Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы

впервые слышим его в самом раннем детстве. Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мёртвой царевне, о попе и его работнике Балде —сопровождает нас и позже, в школьные годы. На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А. С. Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. Выразительное чтение учащимися их любимых стихотворений поэта

2. Заслушивание сообщений о детских, юношеских и лицейских годах А. С. Пушкина (с показом презентации)

а) Первый временной период в жизни Пушкина:

1799 – 19 октября 1811г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.                    

 б) Следующий этап в жизни и творчестве А. С. Пушкина:

 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А. С. Пушкина как поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А. С. Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского;

Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г. Р. Державина, первое общественное призвание Пушкина.

Учебный класс с тридцатью конторками, где постигали учебные предметы со своими педагогами.

Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

 — Личность А. С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для выбора Пушкиным друзей были прежде всего глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Дружба и любовь для Пушкина — спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.

  Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И. И. Пущина, К. В. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, А. М. Горчакова.

              3.Чтение отрывков из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года.

 «Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

 И. И. Пущин:

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

В. К. Кюхельбекер:

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?...»

А. А. Дельвиг:

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

А. М. Горчаков:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!...»

3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Послание— произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

Дружеское стихотворное послание — один из самых распространённых

в первой трети XIX в. жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания.

 

- Почему Пушкин, обращаясь к друзьям, использует именно этот жанр? (Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном).

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Воспоминания

в Царском Селе» (в парах, с раздаточным материалом)

а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным

учащимся

б) Анализ стихотворения по предложенным учителем заданиям

•  Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано?

•  Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?

•  Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.

•  С помощью какого приёма показан пейзаж?

•  Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?

•  Установите, о каких событиях XVIII–XIX вв. вспоминает лирический герой?

Презентация результатов работы

5. Самостоятельная аналитическая работа с текстом стихотворения

«Товарищам» (в группах)

а) Вступительное слово учителя

— 1817 г.— последний год пребывания Пушкина в Лицее. Май 1817 г. Га-

зета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашает публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея. Прощаясь с товарищами, Пушкин думает о том, с какими мыслями каждый смотрит на дорогу, послушайте одно из его размышлений.

б) Выразительное чтение учителем стихотворения «Товарищам»

в) Анализ стихотворения по плану

План

1) Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова

формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений?

2) Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна,

две, несколько? Опишите их. Обратите внимание на детали прорисовки кар-

тин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам пере-

численные особенности изображения?

3) Каким вы представляете себе лирического героя?

4) В каких словах автор прямо выражает своё отношение к изображаемому?

В чём особенность авторской позиции?

Презентация результатов работы

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много об учебе в Лицее, о лицейских друзьях, прочитали и прослушали стихи, посвященные друзьям А. С. Пушкина.

-Какую роль играет дружба в жизни человека?

-Что значит быть хорошим другом?

-Нужна ли человеку дружба?

– Что вы узнали на этом уроке?

(Ответы учащихся.)

Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться с лирикой А. С. Пушкина петербургского периода.

2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар» (2 ученика). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар» (2 учащихся)

Мне нравится

Поделиться:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по теме " жизнь и творчество А.С.Пушкина"""

Урок побуждает желание учащихся познакомиться  с личностью поэта, обратить  внимание на важнейшие исторические события, повлиявшие на  мировоззрение А Пушкина....

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анал...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....