урок литературы "Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина на примере стихотворения "19 октября"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Турчанова Светлана Николаевна

Урок усвоения новых знаний, построен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_kl.doc18 КБ
Microsoft Office document icon urok_8_kl.doc18 КБ
Microsoft Office document icon urok_8_kl.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс.

13.11.2015

А.С.Пушкин. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «19 октября».

Цели: выяснить, как отражена тема дружбы в лирике А. Пушкина, анализируя стихотворение «19 октября»; развивать умение слушать и понимать  речь  других, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать умение работать в группе.

Ход урока:

1 Целеполагание.

- Сформулируйте цель своей деятельности исходя из темы урока. Ученики предлагают свои версии, обсуждают с учителем и учитель записывает на доске:

 выяснить, какую роль сыграли друзья в  жизни Пушкина и как раскрывается тема дружбы в стихотворении «19 октября».

2 Актуализация знаний.

В стихотворении «19 октября» Пушкин говорит:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

- О каком союзе речь?

- Что знаете о лицейских годах Пушкина?

- Назовите друзей — лицеистов поэта.

- Кто упоминается в стихотворении «19 октября»?

3 Формирование новых знаний

Исследовательская работа с текстом

работа в группах (группа получает карточку с заданиями, нужный материал ищут во всех доступных источниках (учебник, справочники, Интернет).

карточка 1

о ком идет речь:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит...

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 2

о ком идет речь:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночных морей?

Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 3

Каким событиям из биографии Пушкина соответствуют строки:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил

…..................................................

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

…...........................................................

И ждал тебя, вещун пермесских дев.

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой...

карточка 4

Какие тосты произносит поэт и почему в такой последовательности?

Выступление групп

4 Рефлексия

Вы ставили перед собой цели, давайте посмотрим, выполнили ли их.

Какую роль сыграли друзья в жизни Пушкина?

Что для Пушкина дружба?

Как поэт выражает свое мнение в  творчестве?

5 Оценивание

заполняют табличку (пример)

Ф.И.

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итог

Назаров Д

4

5

5

5

Какорина Н

4

5

5

5

Бойкова К

5

5

5

5

Домашнее задание:

подготовьте анализ последнего абзаца

Несчастный друг! Средь новых поколений...



Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс.

13.11.2015

А.С.Пушкин. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «19 октября».

Цели: выяснить, как отражена тема дружбы в лирике А. Пушкина, анализируя стихотворение «19 октября»; развивать умение слушать и понимать  речь  других, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать умение работать в группе.

Ход урока:

1 Целеполагание.

- Сформулируйте цель своей деятельности исходя из темы урока. Ученики предлагают свои версии, обсуждают с учителем и учитель записывает на доске:

 выяснить, какую роль сыграли друзья в  жизни Пушкина и как раскрывается тема дружбы в стихотворении «19 октября».

2 Актуализация знаний.

В стихотворении «19 октября» Пушкин говорит:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

- О каком союзе речь?

- Что знаете о лицейских годах Пушкина?

- Назовите друзей — лицеистов поэта.

- Кто упоминается в стихотворении «19 октября»?

3 Формирование новых знаний

Исследовательская работа с текстом

работа в группах (группа получает карточку с заданиями, нужный материал ищут во всех доступных источниках (учебник, справочники, Интернет).

карточка 1

о ком идет речь:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит...

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 2

о ком идет речь:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночных морей?

Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 3

Каким событиям из биографии Пушкина соответствуют строки:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил

…..................................................

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

…...........................................................

И ждал тебя, вещун пермесских дев.

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой...

карточка 4

Какие тосты произносит поэт и почему в такой последовательности?

Выступление групп

4 Рефлексия

Вы ставили перед собой цели, давайте посмотрим, выполнили ли их.

Какую роль сыграли друзья в жизни Пушкина?

Что для Пушкина дружба?

Как поэт выражает свое мнение в  творчестве?

5 Оценивание

заполняют табличку (пример)

Ф.И.

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итог

Назаров Д

4

5

5

5

Какорина Н

4

5

5

5

Бойкова К

5

5

5

5

Домашнее задание:

подготовьте анализ последнего абзаца

Несчастный друг! Средь новых поколений...



Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс.

13.11.2015

А.С.Пушкин. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «19 октября».

Цели: выяснить, как отражена тема дружбы в лирике А. Пушкина, анализируя стихотворение «19 октября»; развивать умение слушать и понимать  речь  других, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать умение работать в группе.

Ход урока:

1 Целеполагание.

- Сформулируйте цель своей деятельности исходя из темы урока. Ученики предлагают свои версии, обсуждают с учителем и учитель записывает на доске:

 выяснить, какую роль сыграли друзья в  жизни Пушкина и как раскрывается тема дружбы в стихотворении «19 октября».

2 Актуализация знаний.

В стихотворении «19 октября» Пушкин говорит:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

- О каком союзе речь?

- Что знаете о лицейских годах Пушкина?

- Назовите друзей — лицеистов поэта.

- Кто упоминается в стихотворении «19 октября»?

3 Формирование новых знаний

Исследовательская работа с текстом

работа в группах (группа получает карточку с заданиями, нужный материал ищут во всех доступных источниках (учебник, справочники, Интернет).

карточка 1

о ком идет речь:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит...

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 2

о ком идет речь:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночных морей?

Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Подготовьте сообщение об этом человеке

карточка 3

Каким событиям из биографии Пушкина соответствуют строки:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил

…..................................................

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

…...........................................................

И ждал тебя, вещун пермесских дев.

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой...

карточка 4

Какие тосты произносит поэт и почему в такой последовательности?

Выступление групп

4 Рефлексия

Вы ставили перед собой цели, давайте посмотрим, выполнили ли их.

Какую роль сыграли друзья в жизни Пушкина?

Что для Пушкина дружба?

Как поэт выражает свое мнение в  творчестве?

5 Оценивание

заполняют табличку (пример)

Ф.И.

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итог

Назаров Д

4

5

5

5

Какорина Н

4

5

5

5

Бойкова К

5

5

5

5

Домашнее задание:

подготовьте анализ последнего абзаца

Несчастный друг! Средь новых поколений...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина

Викторина, построенная по типу телевизионной игры, помогает проверить знания учащихся после изучения творчества писателя, формирует интерес к предмету....

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...

Урок-мастерская "Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"

Урок-мастерская по литературе в 9 классе " Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"...

Урок-викторина по итогам изучения творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова

Данная презентация предназначена для проведения урока по закреплению материала по творчеству А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Презентация содержит вопросы и задания по следующим блокам: 1. Зн...

Открытый урок по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Открытый урок посвящен жизни и творчеству А.С.Пушкина. Цели урока:Обучающие: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.С.ПушкинаРазвивающие: совершенствовать навыки литератур...

Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина"

Презентация используется на уроке литературы для знакомства обучающихся с биографией  поэта....