Главные вкладки

    Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

    Пидиксеева Валентина Викторовна

    Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть лицом к детям. Для этого нужно изучать произведения не изолированно друг от друга, а в системе в форме упорядоченных знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_ur._po_pushkinu.docx16.16 КБ

    Предварительный просмотр:

       

       Тема урока: Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

                    «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою…» Из спора Пушкина с французским историком Гизо.

     Цель урока: через прочтение повестей Белкина попытаться найти ответ на вопрос: Какова сегодня роль России по отношению к Западу? И что нам делать — интегрироваться или идти своим путем?

                                              Ход урока

    1. Слово учителя.

    Судьба России волновала и волнует многих поэтов, писателей нашей

    литературы.

       В столкновении, конфликте начал уравновешенности, устойчивости, консервативности и – мятежности, отрицании, протеста в душе русского человека искал Пушкин ответа на постоянно мучивший его вопрос о путях совершенствования русского общества.

       - На что ориентирует то, что повести собраны под общим заголовком?

    (Уже само название настраивает нас на прочтение повестей как один гипертекст.)

       - О чём говорят слова Пушкина, взятые эпиграфом к уроку?

       2.Работа в группах. (Каждая группа работает по одной повести.)

       - О чём говорит автор в данной повести? Что волнует его? Не забывайте о месте повести по отношению к другим повестям.

       (В каждой группе выбирают оратора, организатора, связиста (поддерживает связь с учителем), работающего с текстом.)

       3.Выступления ораторов.

       Первая группа:

       - Сборник открывается повестью «Выстрел».Сильвио, героя повести, одолевают гордость, зависть, слава. «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в отчаяние. Я стал искать с ним ссоры,…» - говорит Сильвио о своём сопернике на первенство. Автор, характеризуя Сильвио, говорит: «…придавали ему вид настоящего дьявола». Три раза повторяется фраза: «глаза его сверкали» при предстоящей возможности мщения.

       Всё это ведёт к опустошённости, к ужасу от происходящего вокруг. И, конечно же, будущего у такого человека (у такой жизни) нет и быть не может.

       Заканчивается повесть так: «Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянтами.

       Вторая группа:

       - Название следующей повести говорит само за себя. Метель – символ распутицы, поиска. По какой дороге идти дальше?

       И Владимир, и Марья Гавриловна, и гусарский полковник Бурмин решили свою судьбу через игру. Первые без родительского благословения решились на брак, тем самым обрекли себя на разлуку.

       А.С.Пушкин сторонник русских традиций, считающих брак одним из высших ценностей. Этим самым намекает на путь к спасению общества через соблюдение традиций.

       Третья группа:

       - В повести «Гробовщик» читательскому взору представляется вариант западной жизни: стремление к материальному обогащению, отсутствие милосердия. Если один раз и была Андрияном Прохоровым проявлена милость по отношению к погребению бедняка, то с сожалением: «… нищий мертвец и даром берёт себе гроб»,- говорит гробовщик в беседе с сапожником Шульцом.

       Четвёртая группа:

       - Горе потрясло Самсона Вырина ( повесть «Станционный смотритель») после бегства дочери с молодым гусаром Минским. Финал намекает на  Притчу о блудном сыне. Пусть поздно, но Дуня приехала к отцу. Это покаяние. Автор ведёт читателя к истине – покаянию.

       Пятая группа:

       - Уже в начале задаётся тема: Г.И.Муромский – «настоящий русский барин».О нём говорится: «…продолжал проказничать», «…Развёл он английский сад», «Конюхи его одеты английскими жокеями». У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал по английской методе. Автор решает этот вопрос с иронией: «Но на чужой манер хлеб русский не родится».

       В данной повести разлад, гордость в отношениях двух помещиков решается через примирение. Это приводит к соединению двух любящих сердец при благословении родителей. Семья-то и лежит в основе всего, по мнению автора. Она способна вывести Россию на путь истинный.

       4.Рефлексия.

       - Как взаимосвязаны повести?

       А) Общим заголовком.

       Б) Тема поиска смысла жизни, жизненных ценностей.

       В) Во всех повестях присутствует тема игры:

       - игра с жизнью («Выстрел»),

       - игра с судьбой («Метель»),

       - игра словами («Гробовщик»),

       - перевоплощение в больного («Станционный смотритель»),

       - перевоплощение в крестьянку («Барышня-крестьянка»).

       - Что сопутствует игре? (Везение, случайность,…)

       Итак, пушкинские тезисы: Россия отделена от Западной Европы, ее история требует особой формулы; в истории действуют не столько законы, сколько провидение и случай.

    России определено было высокое предназначение...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»

    Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....

    Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

    Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...

    Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

    Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

    Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

    Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...


     

    Комментарии

    Русаков Владимир Николаевич

    Повести Белкина А.С.Пушкин
    http://www.proshkolu.ru/club/literature6/blog/285182/
    буду рад ответам Ваших учеников

    Русаков Владимир Николаевич

    знания.ком хороший сайт
    хочется большего
    1)вместо готовых ответов - диалог (совместный поиск решения)
    2)вместо эпизодических вопросов - многодневное погружение в изучаемую тему
    www.proshkolu.ru/club/vschool/blog/263222/