Главные вкладки

    Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
    план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

    В копилку учителю литературы!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_povesti_pushkina_stantsionnyy_smotritel.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФГОУ «Новооскольская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 УФСИН России по Белгородской области».

                              Урок литературы в 8 классе на тему:

          «А.С. Пушкин. "Повести покойного    

            Ивана Петровича Белкина". Образ  

              "маленького человека" в повести    

                 "Станционный смотритель".

                                                                       Еремина Е.С.

                                   

                                   

    Цели урока: 

    Обучающие:

    ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы;

    выявить ключевую идею;

    показать особенности сюжета и композиции повести;

    учить анализу текста, помочь учащимся почувствовать трагизм положения в обществе “маленького человека”;

    проследить общечеловеческую тему “блудных” детей на примере образа Дуни.

    Развивающие:

    Развивать работоспособность, стремление к познавательной активности;

    Научить правильно делать выводы и обобщения;

    Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

    Воспитательные: 

    пробудить сочувствие и сострадание к герою повести;

     воспитывать чувство ответственности за свои поступки, добрые отношения к людям;

    воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок.

    Тип урока: Урок усвоения нового материала.

    Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести, рисунки учащихся, диапроектор.

                                                                     

                                                                    Ход урока.

    1. Организационный этап.                           Слайд: портрет Пушкина А.С.

    На Руси вдоль дорог во все концы

    В прошлом веке звучали бубенцы.

    В дождь и метель тройки неслись,

    Тройки людей везли…

    Вот мчится тройка удалая

    В Казань дорогой столбовой,

    И колокольчик, дар Валдая,

    Гудет уныло под дугой.

    Тройка мчится, тройка скачет,

    Вьется пыль из-под копыт;

    Колокольчик звонко плачет,

    И хохочет, и визжит.

    В поле чистом серебрится

    Снег волнистый и рябой,

    Светит месяц, тройка мчится

    По дороге столбовой.

     Рассказ ученика о музее “Домик станционного смотрителя”. (слайд-шоу)

    - В деревне Выра Ленинградской области находится этот музей – первый в стране музей литературных героев. Музей открыт в 1972 году. История его началась в 1800 году. Все почтовые станции делились тогда на 4 разряда. Выра была станцией 3 разряда. Здесь кипела жизнь.

    Ученица читает стихотворение.

    Есть музеи, где мертвое прошлое
    в пышных залах лежит под стеклом,
    где, блестя, экспонаты роскошные
    равнодушно молчат о былом.

    Не к такому музею таинственный
    столб старинный мне путь указал;
    верстовой, полосатый, единственный,
    он с прошедшим нас прочно связал.

    На столе треуголка смотрителя,
    только нет самого старика.
    Связь времен до того удивительна,
    что теряют значение века.

    Пушкин любил путешествовать – хорошо думалось. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью “Станционный смотритель”. Есть основания предполагать, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" он дал от названия этой станции - древнего русского села Выра. "Дом станционного смотрителя" - первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
    Посетитель, переступивший порог Музея «Дом станционного смотрителя», попадает в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени.

    Здесь прибрано, уютно. На окнах — «горшки с бальзамином», цветы будто выращены героиней повести; все словно говорит о присутствии хозяйки, дочери смотрителя Дуни, которая была, по словам отца, «такая разумная, такая проворная... ею дом держался...».

    2.Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.

     

    Сегодня мы познакомимся повестью Пушкина из цикла “Повести Белкина”. Цикл – это сложное идейно-художественное целое, в основе которого лежит какая-либо общая идея. Все повести объединяет один рассказчик – Иван Петрович Белкин. Их всего пять. В основе каждой лежит традиционный, часто западноевропейский сюжет. Наиболее важной является повесть “Станционный смотритель”.  Она занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В повести едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют “маленьким человеком”. С нее начинается в русской литературе тема “униженных и оскорбленных”, которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец. Пушкин ввел в круг блестящих светских героев “маленького человека” Самсона Вырина. Фигура С. Вырина стала знаковой в литературе. И сегодняшний наш урок, как я уже говорила, посвящен замечательной повести «Станционный смотритель». Мы проследим образ «маленького человека», его трагедию. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пробудит в вас сочувствие и сострадание к герою повести, вы поймете, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, уметь признавать свои ошибки, должен по-доброму относиться к людям, любить и уважать своих родителей.

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Итак, начнем.

    - Какой эпиграф предложил А.С. Пушкин к повести? Прочтите его. (Стихи своего друга П. Вяземского).

    - Серьезно ли он говорит? (это ирония).

    - Кто такой диктатор? (зачитать).

    - Как относятся к ним люди? (не любят).

    - Кого имеет ввиду Вяземский? (смотрителя)

    - Что увидел повествователь в домике станционного смотрителя? (картинки с историей блудного сына.).

    - Да, есть такой жанр – притча. Давайте вспомним определение жанра притчи.

    Рассказ ученика о жанре притчи. На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.        (слайд)

    Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне. (читает учитель)

    Напомню притчу вам о блудном сыне,
    Она заставит призадуматься всерьёз
    Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
    И не познал ещё, как любит нас Христос.
    У человека было два любимых сына:
    Один из них – послушен, кроток, мил,
    А меньший был – так, скажем, нерадивый,
    Отец же равно ими дорожил.
    Вот просит младший сын родителя:
    “Отец, дай часть имения ты мне,
    Хочу я сам прославить своё имя
    В далёкой незнакомой стороне.
    Отец не стал перечить понапрасну,
    Дал сыну сделать выбор самому,
    Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
    Сын смог найти пути, ведущие к добру.
    Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
    И в дальней стороне от дома пребывал,
    Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
    Отца и брата никогда не вспоминал.
    Когда же промотал всё до единого гроша,
    Настал великий голод в той стране,
    Отвержен всеми, всеми позаброшен,
    Он, наконец, подумал об отце.
    О, сколько слёз он пролил безутешно,
    Мечтая в мыслях только об одном:
    Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
    Молить его лишь о прощении своём.
    И вот однажды, выйдя на дорогу,
    Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
    И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
    Он в страннике узнал родного сына своего.
    И бросились отец и сын в объятья,
    От слёз комок стал в горле у двоих:
    “Отец, я не достоин твоим сыном называться,
    Прими в число наёмников твоих!”
    Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
    Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
    Для сына наилучшие одежды
    И лучший перстень на руку надеть.
    И заколоть откормленного теленка,
    Пир закатить, на сколько хватит сил –
    Ведь блудный сын дороже злата, царства,
    Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.
    Вот также и Господь нам все грехи прощает,
    За каждым блудным сыном Он следит,
    И тех, кто оступился – поднимает,
    Спасает, бережёт, животворит.

    Если связать это с библией, то отец – это бог; сын – это грешник, который ушел от бога. Но вернулся, и бог его простил.

    - Почему это вечная тема?

    1. С каждым человеком это может случиться;

    2. Бог готов простить каждого, если он раскаялся;

    3. Если человек осознал свою вину, его надо простить;

    4. Человек должен сам покаяться, признать свою вину.

    Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

    - А зачем висят в доме картинки? (Для украшения).

    - Но это и важная деталь. Они указывают на судьбу героев. Эти картинки содержат в себе оценку главным событиям повести. (Здесь Дуня – блудная дочь).

    - Что мы о ней узнаем? Какая она по словам отца? Найдите ее описание в тексте. (Красавица, умница).

    - А по словам рассказчика? Найдите описание в тексте. (Красивая, кокетка).

    - Кто же главный герой повести? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

    - Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? Найдите описание в тексте.

    (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода)

    - Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

    -  Давайте вспомним, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей в справедливой оценке Пушкина? Найдите описание в тексте.

    Учащиеся начинают “погружение” в текст, находят и зачитывают отрывки от слов: “Что такое станционный смотритель?” до слов: “Из их разговоров…”.

    - Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).

    - Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? Найдите описание в тексте. (“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”).

    - Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?

    (Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)

    - Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? Найдите описание в тексте.

    (“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.

    -А комната смотрителя изменилась? А что осталось таким же в ее убранстве? На что обращает внимание рассказчик? Найдите описание комнаты смотрителя в начале и в конце повести.

    - Почему Вырин превратился в хилого старика?

    (У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

    - Опишите Минского. Найдите описание в тексте.               (слайд)

    - Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе? (он претворился больным)              (слайд)

    - Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

    - Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?                   (слайд)

    (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу . Минский богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции”. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

    - Сколько раз он ходил искать дочь? (три).

    - Как проходили эти встречи? (1 раз – Минский дал деньги; 2 раз – захлопнул дверь; 3 раз – вытолкнул на лестницу).

    - Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского? Найдите описание в тексте.               

    (Деньги, которые ему дал Минский за дочь.)

    - Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?

    (ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.)

    - Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. Какие выводы о Дуне мы можем сделать? (слайды)

    (“Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него”)

    - Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

    (Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)

    - Что поддерживает Вырина в его убеждении?

    Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. (Она обязательно плохо кончит)

    - Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом?

    (Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается, и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна)

    - Разве смотритель не понимал этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?

    (Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)

    - Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? Как эти события отражены в пейзаже? Найдите описание в тексте.

    (Пейзаж-осень, серенькие тучи) (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)

    - Блудный сын вернулся домой, он покаялся. Возвращается ли домой Дуня? (Нет. Она лишь однажды, проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер)

    -  Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какой мы видим Дуню на могиле отца? Найдите описание в тексте.                (слайд)

    (слайды)

    - Обратите внимание на репродукцию картины А.В. Венециана “Дуня на могиле отца”. Какие чувства вызывает картина ее немого горя? Сравните эту иллюстрацию с репродукциями других художников (Х.Р. Рембрандт “Возвращение блудного сына”, Б.Э.Мурильо “Возвращение блудного сына”, Л.Спада “Возвращение блудного сына” и др.)

    - Что общего и в чем разница в изображении героев. (На картинах известных художников “блудный” сын раскаялся и прощен. Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы.)

    - Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)

    - И опять вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина?( Одинакова. Оба готовы простить. Они любят свое дитя).

    - Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

    (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и ,главное, был им прощен, а Дуня – нет)

    - Кто из родителей оказался счастливее?

    (Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

    -Но все могло быть и по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.

    Слайд: портрет Пушкина А.С.

    Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни. (ученица)

    - Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. Вы тоже сбились с пути и теперь несете за это наказание. “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними”, - сказал когда-то Иисус. Как вы понимаете эти слова?

    - Обратите внимание на картину, иллюстрирующую библейский сюжет. Это произведение В.Д. Поленова “Христос и грешница.“  (слайд) «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”, - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии, подлежащей по закону Моисея, избиению камнями.

    - Как вы думаете, что может связывать два столь разных произведения (Повесть “Станционный смотритель” и картину Поленова)? (Призыв к прощению и проповедь добра).

    Слайд: портрет Пушкина А.С.

    4. Этап закрепления новых знаний.

    - Итак, сегодня на уроке мы говорили о повести «Станционный смотритель»

    - О чем же эта повесть? (О родительской любви; о неблагодарных детях; о “маленьком человеке”, сохранившем свое достоинство; о запоздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других).

    - Чему учит нас эта замечательная повесть? (Сочувствовать ближнему).

    - Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

    Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

    - Самое главное, что есть у человека – это его семья.

     Задание классу. Продолжите ассоциативный ряд : семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов)

    - Посмотрите, сколько добрых и хороших слов вы нашли!

    - Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?

    Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-затого, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.

    Выводы ( учитель). Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта. Но эта повесть актуальна и в наши дни.

    5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению: Написать сочинение- миниатюру на тему: « Всегда ли я поступаю по совести?»

    6. Рефлексия.

    Каждой ученице предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

    • Довольна ли тем, как прошёл урок?
    • Было ли тебе интересно?
    • Сумела ли ты получить новые знания?
    • Ты была активна на уроке?
    • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
    • Учитель был внимателен к тебе?
    • Ты сумел показать свои знания?

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

    Повести покойного Ивана Петровича Белкина

    http://www.proshkolu.ru/club/vschool/blog/263428/...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»

    Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....

    урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

    Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...