Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе на тему:

«Домострой » на уроках литературы

Цели:

  1. Анализировать пьесы А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся», «Гроза» с точки зрения отражения домостроевских порядков.
  2. Работать над образами пьесы.
  3. Развивать навыки выразительного, инсценированного чтения.
  4. Воспитание любви к чтению.

Ход урока.

  1. В XVI веке ещё крепки были патриархальные устои семейной жизни. Как и прежде, высоко ценились родительская любовь и почитание старших.

Одним из важнейших документов той эпохи был «Домострой». Он составлялся, вбирая в себя памятники местных областных литератур, изречения из святоотеческой литературы, а также практические наставления по воспитанию детей и ведению хозяйства из западноевропейских книг. Книги эти переводились и читались главным образом в Новгороде. Именно в этом городе был создан в конце XV в первый законченный текст «Домостроя». Первая редакция представляла собой свод практических советов, необходимых для устроения личной жизни.

Прошло около 50 лет, и из-под пера московского священника Сильвестра, состоявшего духовником при молодом Иване IV, вышла вторая редакция произведения. В редакции Сильвестра «Домострой» стал выражать прежде всего дух государственных преобразований московских самодержцев, превратившись из сборника житейской мудрости в кодекс угодного государству и Церкви образа жизни.

Появление прототипа Сильвестра, влиятельного церковного деятеля, в качестве законодателя нравов вполне естественно.Церковь не могла остаться в стороне и потому, что видела в укреплении христианской нравственности свой долг, и потому, что упорядочения нравственной жизни на церковных началах требовала набиравшая силу мысль о «сияющем благочестии» русского православия, о Москве как третьем Риме.

«Домострой» в редакции Сильвестра включает 64 главы, предписывающие правила «духовного строения» (нормы религиозной жизни, гл.1 - 15), правила «домовного строения» (основы ведения хозяйства, гл.30 - 63), правила «мирского строения» (устои семейной жизни, гл.16 - 29). Охватывая своими разделами главные проблемы, заботившие средневекового человека, - спасение души, взаимоотношения с ближними, пребывание в «миру», «Домострой» становился изложением практической философии жизни.

В «Домострое» древнерусская культура в лице писателей-моралистов обобщила свой православный нравственный опыт и выдвинула систему нравственных норм, обязательных для исполнения.

Однако чаемая церковными деятелями цельность нравственной жизни русского общества в XVI в практически была ещё менее достижима, чем в прежние столетия.

  1. Пьеса «Свои люди - сочтёмся».

Пьеса, с которой Островский «входит» в русскую литературу, - «Свои люди - сочтёмся». Он действительно открыл мир Замоскворечья (быт, психологию, нравы).

Несмотря на то, что, на первый взгляд, Островский говорит о порядках иного времени, отголоски «Домостроя» слышны отчётливо.

Действие I. Порядки:

Аграфена Кондратьевна, ругая Липочку, настаивает на соблюдении домостроевских привычных порядков.

- «Так, так, бесстыдница..! ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да и за пляску!»

«.. .Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь. Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай».

«Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться. Да разве можно такими речами поносить родителей?»

Эти слова, в гневе высказанные Аграфеной Кондратьевной, напоминают нам и строки «Домостроя» (начинать день молитвою; вести себя сдержанно), и говорят о характере «новой» купчихи - Липочки, для которой «греховодничать» значит не только вести иную, сообразительную жизнь, но протестовать против устаревших нравственных устоев.

  • Фоминична: «да и на что тебе дались эти благородные?.. Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет».

Однако здесь уже третья часть «Домостроя» - бытовая. Вот ей-то по-прежнему преданы все Большовы. И Аграфена Кондратьевна: «Ты бы, Устинья Наумовна, вперёд доложила, что за дочерью-то у нас не горы золотые», и сама Липочка, у которой Фоминична просила: «подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так всё нет». И не случайно Липочка, став хозяйкой, будет так добросовестно перечислять содержимое своего гардероба:

  • «Подвенечное блондовое на атласном чехле, да три бархатных - это будет четыре; два газовых, да креповое, шитое золотом, - это семь; три атласных да три грогроновых - это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь - это двадцать...» и т.д.

Рассудительная хозяйка Липочка не только помнит, сколько каких платьев у неё, но и распоряжается ими умело. Как ни просит Устинья Наумовна платье получше, Липа расчётливо рассуждает: «Из креп-рашелевых сыщем капот, распустим складочки, и будет в самую припорцию».

И уж, конечно, олицетворением домостроевского стяжательства является Самсон Силыч Болынов. Все его поступки пронизаны заботой: как бы получше сберечь накопленное добро: «Торгуем - а пользы ни на грош. Аль сноровки не знают?» На что его « лучший ученик» Подхалюзин сообщает, как он запомнил уроки Болыпова: «...видишь, чуть дело подходящее, покупатель что ли, тумак какой подвернулся, али цвет с узором какой барышне понравился, взял, говорю, да и накинул рубль али два на аршин.. .И мерять-то, говорю, надо тоже поестественнее: тяни да потягивай, только чтоб, боже сохрани, как не лопнуло; ведь не нам, говорю, после носить. Ну, а зазеваются, так никто не виноват, можно, говорю, и просто через руку лишний аршин раз шмыгануть».

Однако основное внимание обратим на домостроевские отношения в семье. По «Домострою» отец - глава семьи, которому подчиняются жена, дети, слуги. И главным средством воспитания и управления являются страх и физические наказания, что и порождает самодуров в их самом страшном виде. Вот как говорят о Большове слуги: Фоминична: «.. все под страхом ходим: того и гляди пьяный приедет. А уж какой благой- то, господи!»

«...Уж мы от него страсти-то видали! Вот на прошлой неделе, ночью, пьяный приехал: развоевался так, что на-поди. Страсти, да и только! ».

Да и сам Самсон Силыч неумолчно грозится: «За кого велю, за того и пойдёт. Моё детище». «Хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». «Как же не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром что ли я её кормил?» Он держит в страхе и повиновении не только дочь, но и жену.

Аграфена Кондратьевна: «Что ты? Что ты? Опомнись!»

Самсон Силыч: «Знай, сверчок, свой шесток! Не твоё дело!» Не на уважении, а на страхе держатся отношения между близкими людьми. И поэтому не вызывают недоумения и даже кажутся вполне к месту слова Подхалюзина: «А уж мы им- то командовать не дадим-с. Нет, уж теперь кончено-с! Будет-с с них - почудили на своём веку, теперь нам пора».

III Пьеса «Гроза» написана Островским в период преодоления славянофильских настроений, поэтому протест против темных домостроевских представлений ещё сильнее.

Следовательно, как в «Грозе» отражены домостроевские представления о взаимоотношениях в семье?

Автор «Домостроя» постоянно напоминает. Что на детей время от времени следует накладывать «грозу».

Тихон, отказываясь взять с собой Катерину, говорит: «Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Не потому ли Островский назвал пьесу «Гроза»? Назовите приметы домостроя в пьесе.

 IV Домашнее задание. Выписать примеры домостроя из произведений, рассмотренных на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Литература.7 класс Урок №1. Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.

Цель урока:рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...