Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.

Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc39.5 КБ
Office presentation icon master-klass_metod_kontrasta.ppt186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  учителя МАОУ СОШ № 35 г. Улан-Удэ Ефремовой Елены Александровны

«Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Как вы знаете, ключевые компетенции подразделяются на следующие группы:

1. регулятивные – управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность на уроке

2. коммуникативные – навыки сотрудничества, работа в группе,

3. познавательные – работа с информацией, использование схем, выполнение логических операций по сравнению, анализу, аналогии, классификации.

Реализация разных компетенций возможна на уроках обобщения, закрепления изученного, особенно, если речь идёт о крупных произведениях, в которых есть контрастные характеры.

Мы знаем, что у коммуникативной компетенции есть  5 блоков: работа с информацией, создание текста для выступления или обсуждения, при этом понимание точки зрения оппонента.

Формами таких уроков являются семинар, практикум, повторительно-обобщающий урок, исследование, игра, диспут и т.д.

Для нашего сегодняшнего случая нам понадобятся две группы в зале, которые будут формировать своё мнение (иногда различное), а также группа экспертов (2-3 человека из зала), которые будут подводить итоги спорам и выступлениям.

Предположим, что мы берём не урок в целом, а его часть. Задача: найти контрастные характеры и определить суть противоречий между ними. Иногда нужно будет определить их местоположение на схеме. Такие уроки помогают ещё одной важной проблеме в школе: подготовке учащихся к литературному сочинению в 10-11 классах. А все направления в этом сочинении, как вы помните, основаны на контрастах.

В прошлом году, буквально в ноябре 2018 года, исполнилось 200 лет со дня рождения И.С. Тургенева. Его роман «Отцы и дети» является тем произведением, с помощью которого можно обсудить контрастные характеры и разные проблемы, связанные с этим.  Учащимся предлагается на одном из этапов урока схема ОСЬ ОРДИНАТ, не заполненная героями, но имеющая ПЛЮС (то есть место положительного героя), МИНУС (то есть место отрицательного героя) и НОЛЬ (героя в ситуации выбора).

Предлагается в течение 5-7 минут заполнить схему, указав проблемы, по которым между героями происходит спор, конфликт, объяснить свою точку зрения на происходящее.

Базаров –

Павел Петрович, между ними – Николай Петрович Кирсанов.

Проблема понимания НОВОГО и СТАРОГО. АКТИВНОСТЬ жизненной позиции и ПАССИВНОСТЬ. _____________________ Решение зала? Эксперты?

На этом или другом уроке по этому произведению, когда текст прочитан и можно обсудить всё в целом, говорим о женских характерах, которым уделяется мало места на уроках. Рисуем треугольник и спрашиваем школьников, какой женский образ особенно привлекателен для всех героев на вершинах треугольника? И почему?

  Базаров, Павел Петрович и Николай Петрович соответственно.

От каждого в стороны от треугольника идёт дорожка, на которой должна стоять героиня, важная для его жизни. Так можно распределить героинь романа, не прибегая к оси ординат. _______________________________ Решение зала? Эксперты?

Конечно, в центре ФЕНЕЧКА, фокусирующая все важные для женщины качества (материнство, мудрость, заботу, доброту, душевную красоту)

Для Базарова она важна, как напоминание о неразделённой любви к ОДИНЦОВОЙ. Для Павла Петровича она как воспоминание о княгине Р., что сломала его карьеру и личную жизнь. Для Николая Петровича она возвращение счастья, которое было с первой женой МАШЕЙ.

Несколько лет назад на своём сайте я располагала материалы к уроку по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Это был урок-конкурс, урок-игра, которая должна была выявить качество чтения и понимания проблем учащимися.

Разбор контрастов и проблем на уроке – это лишь 10 – минутная работа. Там были видео-вопросы, текстовая часть и т.д.

Предлагаю на основе 3 схем и героев на них выявить и назвать проблемы, поставленные автором.

 Иешуа (вверху), Понтий Пилат, Каифа (внизу) из древнего библейского времени.

 мастер (вверху), Иван Бездомный, Берлиоз и МАССОЛИТ (внизу)

 мастер и Маргарита (вверху), Воланд, москвичи (внизу)

___________________ Решение зала? Эксперты?

 Конечно, в древнем мире решается вопрос о власти. Конфликт между свободой и несвободой в тоталитарном государстве, между человеческой трусостью и смелостью.

В писательском сообществе важен вопрос о творчестве и приспособленчестве, о свободной литературе и литературе госзаказа.

В московском мире обывателей и чинуш важна проблема духовности и бездуховности, веры и безверия.

Конечно, учащиеся приводят примеры из текстов, тем более что на этих уроках пользоваться можно и конспектами, и произведениями.

Контрасты могут выявить не только проблемы, но и показать путь жизненных исканий. Например, в романе Льва Толстого «Война и мир» первоначально учащиеся ищут все контрасты, начиная с заглавия.

 Мир (вверху), война (внизу). Кутузов (вверху), Наполеон (внизу).Кутузов – внутренний человек, Наполеон – внешний.

Мы говорим, что эти исторические герои не столько личности, сколько идеи для понимания различных проблем (добра и зла, войны и мира, народа и «света»). Именно от Наполеона к Кутузову на странице рабочей литературной тетради начинают ПУТЬ ИСКАНИЙ князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. От восхищения Наполеоном до неприятия его жизненной позиции и даже ненависти к нему. Мы вычерчиваем этот путь постепенно, на основе нескольких уроков. Для восприятия точки зрения на жизнь кн. Андрея можно воспользоваться мыслями критика Лейбфрейда Московского гуманитарного лицея. Он утверждает, что разница в линии пути князя и Пьера очевидна. Если первая как натянутая струна (князь на все вопросы заведомо имеет свою точку зрения), то линия Пьера волнистая и неуверенная, т.к. жизни он учится на собственных ошибках и заблуждениях.

Лейбфрейд утверждает, что при всех положительных качествах Болконского можно считать его «лишним человеком». Вырвавшись из светского общества, он, как и все «лишние люди» несёт в жизнь его ошибки и заблуждения, иногда поступает по таким же принципам. Трагизм образа князя в том, что его жизнь постоянно связана с крушением сложившихся у него официальных взглядов. Последовательность кризисов такая: Кризис представления о героизме связан с Тушиным при Шенграбене, кризис преставления о власти и кумире с Наполеоном при Аустерлице, кризис представлений о семье связан со смертью жены Лизы. Во втором томе он переживает кризис представления о настоящей любви – это связано с изменой Наташи, а также кризис о государственной работе связан с разочарованием в Сперанском. В третьем томе – кризис на поле Бородина, связанный с ранением, а в четвёртом томе – со смертью. Всё это отражается так или иначе на карте их жизненного пути. Реализация своих прежних представлений о жизни – это способ самоутверждения для гордого князя, а их крах – трагедия для него.

Иногда схема может быть горизонтальной, на ней выписаны герои, характерные понятия, учащимся нужно объяснить расположение героев и, если не согласны, поправить его.

ДРАМА «ГРОЗА». А.Н.Островский.

Вверху: КАЛИНОВ – РОССИЯ В ГРОЗЕ

Слева (СТАРОЕ, ДОМОСТРОЙ) герои: Кабаниха, Тихон. Дикой, Борис.

Справа (НОВОЕ, СВОБОДА) герои: Варвара, Кудряш.

Задаём вопрос: кого нет на схеме? Где место Катерины?

Учащиеся утверждают, что в центре. Она не может выбрать, и в этой ситуации погибает.

ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Н.А.Некрасов.

Вверху: поэма-эпопея.

Слева: Россия, дорога, автор. В центре – крестьянство. Справа: счастье, грех, свобода. Внизу – противоборство язычества и христианства.

Автор поставил 2 проблемы – народного счастья и народного самосознания. Первое понимается как наличие богатства, а второе ещё не выработано. На этой почве СВОБОДА, которую получили крестьяне, не осознаётся как счастье.

Таким образом, любые схемы, показывающие либо контрастные образы, либо противостояние целых групп героев, помогают учащимся сформулировать важные проблемы произведения и затем использовать это в своём литературном сочинении. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций.

Слайд 2

Ключевые компетенции: регулятивные коммуникативные Работа с информацией Написание текста Выступление Обсужение Понимание точки зрения оппонентов познавательные

Слайд 3

Контрастные характеры на примере произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» Ось ординат: «плюс» - место положительного героя «минус» - место отрицательного героя «ноль» - герой в ситуации выбора

Слайд 4

В течение 5-7 минут заполнить схему, указать проблемы, по которым между героями происходит конфликт. Объяснить свою точку зрения. + -

Слайд 5

Базаров Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов + -

Слайд 6

Какие женщины, важные для жизни наших героев, должны стоять рядом с ними? Базаров (________) П.П. Кирсанов (___________) Н.П. Кирсанов (___________)

Слайд 7

Базаров ( Одинцова ) П.П. Кирсанов ( Княгиня Р. ) Н.П. Кирсанов ( Маша )

Слайд 8

Какой женский образ особенно привлекателен для всех героев , расположенных на вершинах треугольника (объединяющий характер). Базаров П.П. Кирсанов Н.П. Кирсанов

Слайд 9

Базаров П.П. Кирсанов Н.П. Кирсанов Фенечка

Слайд 10

Урок-конкурс по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Предлагаю на основе трех схем и героев на них назвать проблему, поставленную автором в романе. + -

Слайд 11

Древний (библейский мир) + - Иешуа Понтий Пилат Каифа

Слайд 12

В древнем мире решается вопрос о власти. Поэтому возникает конфликт №1 между свободой и несвободой, конфликт № 2 между человеческой трусостью и смелостью . + - Иешуа Понтий Пилат Каифа

Слайд 13

В писательском сообществе московского мира тоже назревает конфликт. Нужно назвать его, опираясь на схему с указанными героями. + - мастер Иван Бездомный Берлиоз и МАССОЛИТ

Слайд 14

Московский мир Среди писателей, по мнению Булгакова, возникает конфликт между творчеством и приспособленчеством , между свободной литературой и литературой госзаказа . + - мастер Иван Бездомный Берлиоз и МАССОЛИТ

Слайд 15

Какой конфликт возникает в московском мире обывателей и чинуш? + - Мастер и Маргарита Воланд москвичи

Слайд 16

Московский мир Среди обывателей выделяются духовные, любящие люди (матер и Маргарита), поэтому появляется конфликт духовности и бездуховности , веры и безверия . + - Мастер и Маргарита Воланд москвичи

Слайд 17

Контрасты в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Иногда контрасты могут выявить не только проблему, но и показать путь жизненных исканий героев, например, Болконского и Пьера Безухова. Кутузов Наполеон

Слайд 18

Оба проходят путь от восхищения Наполеоном, до неприятия его жизненной позиции и даже ненависти к нему. Мы вычерчиваем этот путь на нескольких уроках. Кутузов Наполеон Князь Андрей Кутузов Наполеон Пьер Безухов

Слайд 19

Двойники и антиподы Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов говорит Раскольникову: «Между нами есть какая-то общая точка». Именно на этом принципе основана схема урока, которая вычерчивается постепенно и становится «солнцем». Порфирий сказал Раскольникову: «Если хотите быть солнцем, станьте им».

Слайд 21

Если вас заинтересовали полные конспекты данных уроков, пишите мне на электронную почту tetradka5@mail.ru Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

«Учебная игра как один из активных методов обучения на уроках литературы».

Игра - один из активных методов обучения. О типах и видах учебных игр на уроках литературы рассказывает данная статья....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах ...

Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.

Опыт  работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке.  Устный фронтальный опрос...

Применение «КМ-Школы» при реализации метода проекта в обучении литературе в старших классах

Знакомство школьников с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы. Проблема внедрения метода...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Метод проектов на уроках литературы в 5 классе

В рамках реализации ФГОС метод проектов помогает воспитанию личности ученика, развитию самостоятельной учебной деятельности....