Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ
статья по литературе (10 класс) на тему

Гайтанова Ирина Юрьевна

Итоговая работа на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ.  Рассматриваются возможности использования различных презентаций  в целях оптимизации учебного процесса, например, даётся алгоритм презентации "Биография писателя", презентация учителя для повышения мотивации учеников на уроке; презентация как домашнее задание для учеников; презентация как мини-проект учеников на уроке и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ

                I  Современная концепция образования, сформулированная в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности [10]. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения литературы. Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной  образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности – одно из обязательных требований к формированию предметных результатов, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Таким образом, одной из задач обучения литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в обществе. Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение  описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком  способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации, то есть компетенция – это совокупность традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении литературы требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-        коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные         возможности расширения образовательных рамок по предмету в         ОУ.

Современное общество всё больше приобретает признаки информационного,         и выпускник современной школы должен обладать практико-        ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в         социум и адаптации в нём. Возросший объём информации, стремительное         развитие новых информационных технологий обусловило потребность         общества в интеллектуально развитой личности, способной к         самообразованию, владеющей научными знаниями и универсальными         учебными действиями, способной ориентироваться в информационной среде,         добывать знания и применять их для решения задач [8]. Но происходящие         сегодня социокультурные изменения неопровержимо показывают, что         существующее образование не вполне удовлетворяет актуальным запросам         общества.

        Таким образом, выявляются явные противоречия: с одной стороны,         социальный заказ на интеллектуально развитую личность, с определёнными         навыками и способностями, с другой стороны, невозможность современной         школы в полной         мере удовлетворить этот заказ.

        II Выявляется профессиональная проблема проблема готовности         современных педагогов к         формированию         коммуникативной         компетентности  в условиях новой         информационной среды школы        средствами ИКТ.

        III Ожидаемые результаты динамики развития коммуникативной         компетенции

Аспекты сравнения

2012-13учебный год

9«А» класс

2013-14 учебный год

10 «А» класс

Владение литературоведческими терминами и умение ими оперировать

Средний (ученик знает терминологию, умеет её находить в тексте, но может оперировать специальными терминами  только с помощью учителя) – 70%

Высокий (ученик знает терминологию, самостоятельно может  оперировать  специальными терминами, указать их роль в тексте)-70%

Комплексный анализ  литературного текста

Средний (анализирует текст частично,   с помощью учителя, т. е. без помощи не может сформулировать тему, идею произведения, выделить проблему, которую поднимает автор, указать художественные особенности произведения) – 50%

Высокий (анализирует текст самостоятельно на идейно-тематическом, художественном уровнях) – 50%

Создание собственного текста (сочинения)

Средний (ученик  способен лишь частично самостоятельно,  без помощи учителя создать текст (сочинение)– 60%

Высокий (ученик может самостоятельно создать собственный текст – сочинение; самостоятельно определить замысел, составить план раскрытия темы, найти  аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы) -50%

IV Чтобы решить  означенную профессиональную проблему и добиться определённых результатов, я использую  в учебном процессе компьютерные и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).         Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических заданий, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Поэтому на разных этапах уроков литературы я использую электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией  мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединённую одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений [9,с.5]. Презентация отражает не только основные понятия, схемы, алгоритм применения  определённых знаний и умений, но и служит красочной иллюстрацией к уроку, помогает сэкономить время. Презентации выполняются как учениками при подготовке домашнего задания, например, при рассказе биографии писателя, так и учителем, например, для мотивации учеников к выполнению  определённых заданий. Это может быть красочно оформленное высказывание писателя о произведении или герое, которое помогает учителю сформулировать проблемный вопрос к уроку, задать нужную тональность  в беседе.

 Можно использовать  презентации и при анализе лирических произведений. Например, в  презентации можно дать основные литературоведческие понятия в виде гиперссылок,  можно работать со словарём, использовать  таблицы, схемы, можно показать иллюстративный материал к произведениям. Всё это делает уроки более яркими и интересными, значительно расширяет канал коммуникации учителя и ученика, так как современный ученик по своему опыту общения с окружающим миром является в большей степени визуалом, нежели аудиалом. Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя продумывания хода урока, учёта специфики конкретного класса, учебной темы. Например, при организации работы над презентацией необходимо продумать следующие аспекты:

  1. зависимость объёма презентации (в слайдах) от формы работы (классная, внеурочная), темы изучения и возраста учеников;
  2. продолжительность презентации на уроке;
  3. форма презентации: презентация, сделанная учеником; презентация как учительский конспект; коллективное создание презентации учениками как защита проекта;
  4. уникальные свойства презентации в рамках изучения литературы

        (презентация как форма работы с текстом; презентация как инструмент         словарной работы; презентация как инструмент анализа текста;         презентация как инструмент отображения интертекстуальных связей         художественного текста)[11, с.50].

 Актуальна ещё и другая проблема: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять её на достоверность. Важным фактором успешной презентации является в первую очередь умение автора устанавливать связь между тем, что он говорит и что демонстрирует. Учитель с презентацией должен оказаться в диалоге – это залог совершенно иного уровня воздействия на аудиторию.

Изучение биографии писателя может строиться по определённому алгоритму, который используют и учащиеся:

  • «Вот я» - иконографический ряд (портреты, автопортреты, фотографии, кинодокументы);
  • «Я сам» - автобиографические  фрагменты, письма, анекдоты;
  • «Откуда я» - биографические топонимы (памятные места);
  • « Я люблю» - любимые книги, музыка, живопись, в XX веке кино и спектакли (их фрагменты можно найти в Интернете);
  • «С кем» - круг личного общения, культурный и исторический контекст;
  • «Какой он» - мемуары, воспоминания, отзывы современников;
  • «Его образ» - памятники, экслибрисы, литературные произведения [11,с.124].

Данный алгоритм я взяла из методического пособия Ю. В. Ээльмаа, С. В. Фёдорова «Информационные технологии на уроках литературы», так как в этом пособии подробно рассматриваются вопросы создания и использования презентаций в литературном образовании в качестве инструмента комментирования и анализа художественного текста. Примеры поисковых текстовых технологий, электронных библиотек, презентаций размещены в электронном варианте данной книги на сайте издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru.

        Интересно проходят уроки,  на которых ученики выполняют в классе (если позволяет время) или готовят  во внеурочное время  исследовательские  мини-проекты по определённым темам, помогающие   детально включиться в анализ произведения. Так,  при изучении рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» в 11 классе  можно  распределить учеников по группам и дать им задание составить мини-проекты: «Круг чтения главной героини», «Московские театры в рассказе Бунина и восприятие их героиней», «Московские рестораны, которые посещают главные герои», «Религиозные места Москвы», «Сказание о Петре и  Февронии»  и его роль в рассказе Бунина». Чтобы работа прошла динамично и эффективно, необходимо ввести некоторые ограничения и жёсткие требования: презентационный  проект не должен превышать 5 блоков-слайдов, выстроенных как гипертекстовый иллюстративный и смысловой комментарий наиболее значимых, с точки зрения учащихся, элементов текста. Цитаты из бунинского рассказа должны быть оформлены в виде гиперссылок. Защита  этих мини-проектов поможет ученикам более детально познакомиться с историко-культурной жизнью Москвы начала 20 века, лучше разобраться в пристрастиях главной героини и героя, и в конечном итоге подойти к главной мысли рассказа: почему героиня уходит в монастырь? Почему не сложились их взаимоотношения? В конечном итоге такой историко-культуроведческий анализ поможет глубже разобраться в характерах главных героев  и выйти на общечеловеческий смысл рассказа. Кроме того, такая работа поможет ученикам распределить роли в группах, самостоятельно решить проблемы отбора и структурирования материала и качественного его публичного предъявления. Благодаря коллективной проектной работе по составлению презентации-комментария выводы могут быть сделаны учащимися самостоятельно, главное же – не голословно, а строго научно и убедительно.

        Всё это даст возможность создать условия для  формирования на         уроках литературы         коммуникативной компетенции, которая заключается         в приобретении         навыков работы в группе, овладении различными ролями в         коллективе,         умении устно и письменно излагать результаты своего         исследования с         использованием компьютерных средств и технологий.

        Наряду с информационными технологиями  на уроках литературы я         использую и         опыт педагога- новатора  Е. Н. Ильина. Внимание к детали,         постановка         проблемного вопроса и выход на нравственную  проблему урока,         сотрудничество учителя и ученика – всё это тоже  поможет  достичь высоких         результатов в обучении литературы в школе и будет  способствовать         формированию         коммуникативной компетенции. При подготовке учеников         к творческим         заданиям (сочинениям) я использую методику Н. Л.         Карнаух, И. В.         Щербиной. Они уделяют особое внимание анализу         поэтического текста,         анализу эпизода, рецензированию. Это очень         помогает при подготовке к         Единому Государственному экзамену и,         безусловно, развивает  речь         учеников.

V Для успешного решения означенной выше  профессиональной проблемы        необходимо:

  1.  Провести консультации со  школьным психологом, так как задачей учителя  является создание условий для формирования мотивации к обучению  у старшеклассников;
  2. Создать банк нормативно-правовых идей и обеспечить возможность широкого доступа к нему каждого учителя;
  3. Создать учебную базу кабинета;
  4.  Изучить определённые  научно-методические пособия;
  5. Создать банк методических сайтов, обеспечить широкий доступ к образовательным ресурсам;
  6.  Изменить расписание: уроки литературы должны быть сдвоенными.        Таким образом, результатом использования указанных современных         образовательных  технологий станет, как нам кажется, высокий уровень сформированности интеллектуальных и коммуникативных компетенций, практическое овладение языковыми средствами, что проявится в дальнейшем  в высокой результативности учебной деятельности, на ЕГЭ, предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

Список источников и литературы

  1. Академия Айти. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности./http//eor.it.ru/eor/
  2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков// Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14.
  3. Гац  И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа. - 2003. – С.411.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). www.school-collection.edu.ru (http//www.school-collection.edu.ru/)
  5. Краснова Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе/Г. М. Краснова// Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 91-94.
  6. Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт. – 2006. – 176с.
  7. Кузнецов А. А. Учебник в составе новой информационно-коммуникативной образовательной среды: методическое пособие /А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний . – 2010. – 63с.
  8. Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008г. № ПР – 212[Электронный ресурс]. Режим доступа insor-russia.ru/ru/programs. Дата доступа 10.04.14.
  9. Ткаченко И. С. Методика использования электронной презентации на уроке / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова //Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5(15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
  10. ФЗ №273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа assessor.ru/zakon/273– fz– zakon. Дата доступа 10.04.14.
  11.  Ээльмаа Ю. В. Фёдоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы. – М.: Просвещение. – 2012. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 5 классе

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 5 классе...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:...

Педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК под редакцией Б.А.Ланина»

Цель проекта - создание организационно-педагогических и методических условий для освоения учащимися коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК по редакцией Б.А.Ланина.Задачи п...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старших классах

В сознании обучающихся старших классов наиболее сформировано такое понятие, как правильность речи, соотносящееся с нормами ударения и произношения.   Богатство, логичность, точность речи выд...