«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
материал (6 класс) на тему

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного, профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов.

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования.

Итоговая работа

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 25.03.2013 – 29.03.2013

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы»

По теме: «Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

Выполнила: Митина Алена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №150 Кировского района

г.о. Самара

Самара, 2013 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                      стр. 3
  2. Теоретическая основа работы                                           стр. 4
  1. Формирование читательских компетенций на уроках

литературы в 6 классе на примере анализа

 прозаического и лирического текстов.                            стр. 8

  1. Заключение                                                                          стр.18
  2. Список литературы                                                             стр. 19

Пояснительная записка.

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Цель литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведение литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

 

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
    развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

 

Осуществить эти задачи  должен учитель литературы. Он призван научить ребят осмысленному чтению, эмоционально-образному и аналитическому  восприятию произведения. Благодаря учителю литературы происходит постижение художественного произведения, что формирует и общую культуру человека, и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру. В процессе изучения литературы учитель формирует необходимые предметные компетенции.

 

Назовем предметные компетенции, которые должен формировать учитель литературы в процессе освоения учебного материала:

- умение понимать слово, текст, язык искусства
- умение читать текст, адекватно понимать написанное
- умение вступить в диалог
- умение задать вопрос
- умение определить авторскую позицию
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее
- умение организовать монолог, диалог
- умение использовать термины
-   умение определять  функциональное назначение художественных средств

 

Теоретическая основа работы                                          

В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить наблюдения над языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Изучаемые произведения в программе «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И. Беленького  объединены по хронологическому и проблемно-тематическому принципу. Изучая мифы и народные сказки, учащиеся наблюдают, как построены произведения, в чем их художественное своеобразие, вводится понятие о жанрах фольклора. Такие виды работ, как словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, составление таблиц «Как построена волшебная сказка?», наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок способствуют формированию читательских компетенций.

 

Изучая в 5 классе литературную сказку  Андерсена «Снежная королева», ученик  наблюдает над тем, как в портретных характеристиках выражено авторское отношение к героям. Ребята учатся работать на уроках литературы с карандашом, отмечая, подчеркивая в тексте те детали портрета героя, в которых выражено авторское отношение.  Работа с карандашом на уроках литературы должна проводиться в системе и в дальнейшем.                         

Прозаические тексты учебника-хрестоматии, разделенные на главы и достаточно большие по объему,  при минимальном количестве часов текстуально изучать очень сложно. На формирование  читательских компетенций  в этих условиях направлено  задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, учитель контролирует качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием  работы используется и в дальнейшем, в 6-7 классах.
Важна словарная работа на уроках и дома. Можно составлять словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), проводить словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.

 

Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также  эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.д. Такие викторины можно провести в 5 классе по рассказу И. Тургенева «Муму», были Л. Толстого «Кавказский пленник», в 6 классе по роману «Дубровский», повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», повести В. Короленко «В дурном обществе», в 7 классе по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», рассказам А. Чехова, главам  из повести Л. Толстого «Детство», «Отрочество», главам  из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» («Мальчики»), повести А. М. Горького «Детство». Особенно любят ребята самостоятельно составлять вопросы викторины, эта работа творческого характера, ведь задать интересные и разнообразные вопросы, затронув разные аспекты текста, нелегко: здесь важны и  внимание к деталям, и умение выделять главное, и способность грамотно сформулировать вопрос.

 

Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту. Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее, внимании в художественному слову. Проблемный вопрос на уроках литературы– важнейшее средство формирования читательских компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.

 

Организация работы с поэтическим текстом на уроках литературы должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию. Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора и многозначностью поэтического образа. Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

 

Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, или пространственно-временная структура, или звукопись, или цветопись - и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. А начинать надо, на наш взгляд, с  работы над  выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается  эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся.  Только после такой работы заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.

 

Назовем этапы работы над выразительным чтением.

1.Чтение стихотворения учителем.
2.Перечитывание его учениками про себя. Выявление непонятных слов и выражений (словарная работа).
3.Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
4.Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
5.Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
6.Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
7.Наблюдения над звукописью и выделение ее голосом.
8.Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение  рифм голосом.
9.Обучение выразительному чтению по строфам.
10.Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель  - подготовленные ученики  - аудиозапись).
11.Обучение выразительному чтению всего стихотворения.
12.Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).

 

Проверка чтения наизусть стихотворных текстов в классе должна сопровождаться взаимным оцениваем ребятами проделанной работы. Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения, когда слушатели исполняют роль жюри, выставляют баллы за верно выбранный темп чтения, удачную расстановку логических ударений, пауз, интонационную выразительность, достигает цели: и исполнители, и слушатели пытаются понять, как лучше донести, выразить мысли и чувства автора стихотворения.
На уроках изучения лирики  в 5-7 классах эффективны такие приемы активизации мышления учащихся, как словесное рисование, создание или сопоставление музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворному тексту, стилистические эксперименты  (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам, эпитетов и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф и т.д.

 

Квалифицированный читатель должен уметь пользоваться литературоведческими терминами, применять на практике теоретические знания. К 7 классу ребята изучили пять стихотворных размеров, разные способы рифмовки, приемы звукописи, основные виды тропов. Следует систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувство автора произведения? На этот главный вопрос ищут ответ  учащиеся вместе с учителем.

 

Читательская компетентность учащихся– это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

  Читательской компетентности - умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты при чтении художественных произведений не только на уроках литературы, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу школьников. 

 Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

2. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки

3.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

 Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность.

  На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого  дела.

 Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

Можно использовать следующие приёмы анализа литературного произведения:


1. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный). 


2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов применяю технологию деятельностного метода, которая позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Деятельностный метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. 

3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов.


4. Рассказ от имени героя (речевое развитие). 


5. Работа с иллюстрациями к произведению. 


6. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

        В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные  знания.     

Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов.

Урок № 37

«Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро».

Цели и задачи:     1.Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее знаний об анализе стихотворения.

  1. Проверка сформированности умений и навыков учащихся
    по осмыслению художественного текста, работа над
    лексикой стихотворения.
  2. Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического
    произведения

Тип урока: Урок-исследование.

Ход         урока:

I.            Оргмомент.

II.    Cообщение темы и цели урока.

Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушайте и вникайте в смысл.

III.    Работа с текстом стихотворения.

1.        Первая строфа:

Уснуло озеро, безмолвен черный лес.

Русалка белая небрежно выплывает.

Как лебедь молодой,

Луна среди небес скользит,

И свой двойник на влаге созерцает.

Чертим вот такую схему в виде креста:

Свет (мир)        Звук

Цвет        Запах, температура,

внутреннее состояние героя.

2.        Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу и мы попытаемся
сделать небольшой анализ. (Я читаю).

На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.

Небо, звезды, луна,        всплеск от озера, тишина ночи

озеро, берег, русалка,

ночь.        

Черный, белый, желтый,                    свежести, травы, воды, рыбы серебро темно-синий

3.        Работа со словарем.

-Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов.

Безмолвен -спокойный, мирный, исполненный тишины.

Русалка-    сказочное существо (описать русалку вместе с детьми) Небрежно- нехотя, с нежеланием что-то делать.

Скользит- двигается плавно.

Двойник-     зеркальное отражение, очень похожи.

Влага-        вода, поверхность озера или реки.

Созерцает- долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой.

Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что по-вашему делает лирический герой?(Стоит. сидит или лежит! Еше раз зачитывается четверостишье.

4.        Я зачитываю вторую строфу стихотворения:

Уснули рыбаки у сонных огоньков,

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой.

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

-Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с

классом такую же работу, как и с первым абзацем.

Рыбаки ,тростник,        плеск карпа, посапывание

 ветрило, огоньки костра,        рыбаков

котелок с ухой, круг на воде

желтые и синие огоньки от        запах тепла, костра и ухи

костра, черная вода, серебро                       тепло летней ночи и приятная озера

5.        Работа со словарем:

Ветрило - парус (устаревшее).

Складка - опущенный парус.

Плеснет - ударять чем-либо плашмя (карп это сделал хвостом).

Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).

Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу.

6.        Работа с третьей строфой стихотворения.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают,-

 Пускай живая трель ярка у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают…

Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно.

7.        Работа со словарем:

Трель- переливчатый звук, употребляемый в музыке. Колыхают -слегка качаются, колеблется.

Не прерывают - не останавливается.

Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. ( Лирический герой закрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».) Затем зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение.

IV.    Работа с лексикой стихотворения:

Задание № 1.

Посчитать в тексте гласные и согласные. Чего больше?

Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:

  • использование перекрестных мужских и женских рифм;
  • аллитерации (нагнетение звуков [ л ] , [ н ] передает плеск воды; употребление звуков [ з ] , [ с ] , [ ш ] передает ночные шорохи;
  • ассонансы (гласные звуки [ у ] , [ о ] подчеркивают покой ночи.

Задание №2.

Посчитать количество глаголов и существительных.

На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни

Задание №3.

Правильно написать строчку стихотворения из данных слов.

Рыбаки, у, огоньков ,сонных, уснули.

Д\задание:

Выучить наизусть стихотворение и описать в тетради мир лирического

героя.

Например: В этом стихотворении рассказывается о том, что рыбаки

       приехали на рыбалку к озеру. Было лето, от озера веяло приятной летней

прохладой. Рыбаки наловили рыбу, развели костер, сварили уху и

приготовились ко сну. Лирический герой прилег вместе с рыбаками

отдохнуть. Увидел русалку, небо, звезды.

Урок № 64

«М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра».

Цели и задачи: - познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;

                            - раскрыть особенности композиции и жанра произведения;

                           - характеры героев.

Форма урока: урок-исследование


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого неповторимого художника слова. Не обязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к раскрытию своего таланта.)
    А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
    Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности». В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
    В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
    В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
    В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
    В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.
    В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости. И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
    Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
    Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.
    В) Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)

  • Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

  • Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.

  • Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

  • Язык Пришвина – язык народный.

  • Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.

  • Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.

Дома вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня на уроке мы поговорим о  характерах Насти, Митраши, дадим характеристику героям и подумаем: почему это произведение читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь вы.


- Интересно ли вам было читать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»?

- Какую информацию (положительную или отрицательную) несет это произведение
2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).


3. Актуализация знаний учащихся.


  • Какое впечатление произвело на вас это произведение?

  • Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
  1. Слово учителя об особенностях композиции произведения.


А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном, «родственном» отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).
Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.
Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.

В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

  1. Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.


1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.

 Вопросы для работы групп

Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».


  1. Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?

  2. Чем начало произведения напоминает сказку?

  3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

  4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Обобщение результатов работы в группах:


Сказка


Быль


  1. Активное участие в судьбе детей принимают животные:

  • ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям4

  • собака Травка – представитель «доброй природы» - верно служит человеку

  1. Есть зачин, как в народной сказке

  2. Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень

  3. Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: 2направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.

  4. Добро побеждает зло.

  1. События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

  2. Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2)
  1.  Итоги урока.


«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.


- Легко ли сделать выбор?

- Почему сказка-быль М.М.Пришвина интересна и в наши дни?

  1. Домашнее задание.


Приготовить характеристику героев (1 вариант – Насти, 2 вариант – Митраши) по плану:

  1. Портрет.
  2. Черты характера.
  3. Отношение друг к другу.
  4. Авторская характеристика героев.


Заключение.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения  как культурной ценности

Федеральные государственные образовательные стандарты  определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Читательская компетентность является одной из ключевых  компетентностей, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения. В ходе решения таких задач необходимо:

достигать оптимального соотношения теоретической и практической частей обучения чтению и работе с письменными документами разных типов;

отслеживать (осуществлять мониторинг) освоение и адекватное использование понятийного аппарата различных учебных дисциплин по мере освоения знаний и навыков, связанных с формированием нужного уровня читательской компетентности;

обеспечивать целостную представленность терминологических систем изучаемых дисциплин;

рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

– чтения, понимания, запоминания текстов разных видов;

–работы с разного рода первичными документами (конспектирование, аннотирование, реферирование, аналитический обзор);

– подготовка оригинальных текстов (сочинение, доклад, статья, дипломная, диссертационная работа, монография);

оптимальным образом соотносить содержание заданий по работе с письменными документами с подбором средств их выполнения;

выбирать формы и методы обучения чтению и работе с письменными документами, обеспечивающие достижение социально необходимого уровня читательской компетентности;

контролировать степень освоенности знаний и навыков, относящихся к работе с письменными текстами, на всех этапах обучения различным дисциплинам (входной, текущий, итоговый контроль)


Список литературы:

  1. Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.

  1. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.

3. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы.- М.: Academia, 1999.

4. Аркин. И. И. Уроки литературы в 5—6 классах. —  М.: «Просвещение», 1996.

   5. school-collection.edu.ru

   6. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...

Презентация проекта "Формирование читательской компетенции у учащихся 9-х классов"

В проекте "Формирование читательской компетенции у учащихся 9-х классов" представлены актуальность, план реализации проекта, его формы и предполагаемые результаты. Над проектом работали учит...

Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...

Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"

Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета....