Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) по теме

Табакова Нина Владимировна

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные, а также применение технологиисмыслового чтения. Рассматриваются виды и способы чтения, этапы работы с текстом.В качестве примеров формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы представлен опыт работы по учебнику под редакцией Г.С. Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

      Методическая разработка на тему:

 «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

     

 Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Сегодня учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

           Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

           При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т. п

           Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе, а так же ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения :

-умение осмысливать цели чтения;

-умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;

-умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;

-умение различать основную и второстепенную информацию;

-умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.

           К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

           Ученые выделяют различные способы смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интепретационный и критический или оценочный. К окончанию 2 ступени учащиеся в той или иной мере должны овладеть навыками всех названных способов. В 3 ступени перед выпускниками и педагогом стоит задача углубления сформированных компетенций как предметных, так и метапредметных. Необходимо выработать у учащихся привычку начинать чтение с заглавия текста, прочитывать предисловие, оглавление, если таковые имеются.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения. Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.).

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение          смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка  целей  урока с учётом общей  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.).

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

 

III этап. Работа с текстом после чтения. Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.).

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению  основных элементов текста, таким,  как заголовок и ключевые понятия. Заголовок  концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

         Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

В качестве примера  формирования навыков смыслового чтения

на уроках  литературы как основы интеллектуальных умений представлю опыт работы по учебнику под редакцией Г.С.Меркина. Возьмём прием прогнозирования. В начале изучения темы дается задание:

Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

-какими были ваши ожидания?

-какие вопросы до чтения у вас возникли?

-на что обратили внимание перед чтением и почему?

Каждое слово в названии темы  активизирует мыслительную деятельность учащихся, предвосхищает предстоящее чтение и получение новых знаний с опорой на ранее полученные знания. Выдвинув гипотезу о возможном смысле, читатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией.

На уроке литературы такой приём можно использовать перед чтением каждого нового произведения.  Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения»  и  статье «Описание стратегий смыслового чтения» .

Технология проведения проста. На начальном этапе учитель говорит о том, какую тему будут обсуждать или какой текст читать (в общих чертах). Затем, обсуждая вместе с учениками, составляется кластер – схему или предлагается список слов, с которыми ассоциируется данный текст или вопрос. В конце урока возвращаемся к кластеру, схеме или списку. Очень интересна стратегия «Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если это произошло.

Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или  «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца», «Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с эпизодами можно.

Все методики хороши для осмысленного чтения. Например, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Мне нравится стратегия «Чтение с остановками». Она применяется при чтении  текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.

      Вот пример чтения с остановками:

1)работа с названием- предположения , ассоциации;

2)читаем смысловые части и отвечаем на вопросы.

Например:

К.Паустовский «Теплый хлеб»

1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как  к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить?

2) Почему и как людям дают прозвища? Каким вы представляете себе Фильку?  Можно ли делать вывод о человеке по внешности? (да? нет? почему?)        

3) Что произойдёт дальше? как поступит Филька?

4) Работа с ключевыми словами пейзажа.

5) Что  чувствует Филька , услышав рассказ бабки?

Что он сделает ? Почему?

Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа. Цель послетекстовой деятельности:  корректировка читательской  интерпретации авторским смыслом. Возможные задания:

  1. Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.
  2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).
  3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
  4. Выполнение творческих заданий.

 Например: Узелки на память - составление схем- опор по произведению, по биографической справке.

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы__________________________

Например: Сказание о Белгородском киселе.

Герои рассказа: печенеги, горожане, старец

Время и место действия: 997,10 век, Русь, Белгород

 Проблема: во время осады города жители решили  сдаться врагу

Главное событие: следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость города

Главная  мысль :  выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться.  

 Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

         Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по различным  УМК по русскому языку и литературе.

       Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Schulen in Deutschland und in Russland. Школы в Германии и в России. Работа с аутентичным текстом как способ формирования социокультурной компетенции» в 7 «В» классе УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – рече...

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Способы формирования ключевых компетенций на уроках литературы

Требования к выпускнику формулируются через осваиваемый им набор ключевых компетентностей, а не через систему знаний, умений и навыков. Такой подход связан, во-первых, с тем, что в процессе школьного ...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...