Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 5 классе
статья по литературе (5 класс) на тему

Крючкова Вероника Александровна

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kuud_na_urokah_literatury_v_5_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

Крючкова Вероника Александровна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №86».

За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Введены новые виды итоговой аттестации, разработаны, апробированы и вв едены Федеральные государственные образовательные стандарты. На первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения предмета «Литература» включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Учащийся должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство учеников имеют  низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке  литературы особое внимание необходимо уделять формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

     В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;        

- разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Избирая методы и приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы, необходимо ориентироваться на цели изучения предмета.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются: 
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В итоге на уроках литературы формируются коммуникативные умения:

- слушать, вникать в суть услышанного;

- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

- выражать свои мысли в письменной и устной форме точно, компактно, без искажения

- работать в сотрудничестве.

На уроках литературы в 5 классе мною используются следующие способы  формирования коммуникативных УУД:

  1. Создание проблемных ситуаций. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности. (При изучении рассказа «Муму» И.С.Тургенева  «Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…»  Как вы понимаете слово «замечательный»? В каком значении его употребил Тургенев?). Постановка проблемы, формулировка темы исследования (После изучения сказок: сопоставить русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина и В.А.Жуковского). На этом этапе мы вспоминаем особенности русской народной сказки ( композиция, образы,  лексика :  присказка, зачин, концовка,  постоянные эпитеты, персонажи, помощники, волшебные предметы, чудеса, троекратное повторение и др).
  2. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в какой-то  ситуации выбора. (Барыня приказывает избавиться от Муму, как в этой ситуации поступит Герасим? (предположения детей)). Можно также использовать прием Прием «Дерево предсказаний». Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно».
  3. Важнейшую роль в формировании коммуникативных УУД на уроке литературы, бесспорно, играет работа с текстом. Выделю  несколько приемов работы с текстом.

1.Прием составления плана. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2.Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).

3.Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию). (После изучения сказок,  нами составлялась сводная таблица сходства и различия между народными  и литературными сказками).

4.Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).

5.Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».  

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

6.Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.

7.Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.)

8.Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. (Попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?) Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Дискуссия. Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературы предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение. (Кто больше понравился из героев? Почему?).

5. Групповая форма работы. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. (Тема: « Сказки»: я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование литературных  сказок. Работа по группам : 1 группа находит  и анализирует элементы русской народной сказки в сказке А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; 2 группа сопоставляет сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» с русскими народными сказками; 3 группа выявляет отличие этих сказок от русских народных сказок. Отмечает признаки литературной сказки).

6. Проектная и исследовательская деятельность. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений). Пятиклассники с большим удовольствием делают  проекты .(Проект «Моя любимая книга»)

7. Систематически на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. (На уроках литературы в 5 классе ребята сочиняли сказки, создавали сборник волшебных сказок, басни, баллады)

8. Театрализация. Особое место в формировании УУД на литературы хотелось бы отвести театрализации. (С удовольствием ученики 5 класса инсценируют не только басни и сказки, но рассказы А.П. Чехова)

9. Игровая деятельность. На уроке более привлекательны групповые игры, потому что реализуют их стремление к совместному поиску, позволяют совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку, – активизируют эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. На уроках литературы в 5 классе я провожу литературные викторины,  игры: «Изобрази героя произведения» (обучающимся предлагается изобразить с помощью жестов, мимики героя произведения. Остальные должны узнать героя и назвать); «Пресс – конференция» (все обучающиеся класса участвуют в пресс-конференции  по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе», Среди участников три гостя: один – «писатель», второй – режиссёр, решивший снять фильм, третий – актёр, который будет играть в фильме. Обучающиеся задают гостям вопросы, «гости» отвечают на них). «Пойми меня» (Подготовившийся заранее ученик читает отрывки из произведений, которые учащиеся прошли на предыдущих уроках. Обучающиеся должны угадать, из какого произведения данный отрывок).

10. Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Перечисленные выше способы формируют следующие КУУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение его цели, самооценка.
  2. Рефлексия своих действий.
  3. Учёт иной точки зрения, умение строить устное высказывание, сохраняя логику повествования.
  4. Обработка и представление информации в устной или письменной форме.
  5. Выделение главной мысли в текстовом материале.
  6. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  7. Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать, убеждать и уступать.
  8.  Составлять небольшие устные или письменные монологические высказывания, «удерживать» логику       повествования, приводить убедительные доказательства.
  9. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания,  владение устной монологической речью.
  10.  Умение аргументировать свою точку зрения.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД  помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом.

Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. 

Список источников:

  1. Горленко Н М.  и др. «Структура УУД и условия их формирования» -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
  2. Клепинина З. А.  «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов., Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под редакцией А.Г.Асмолова. М., Просвещение, 2011.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2010.
  5. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р.Бустром.-2000.;
  6. . Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.

Данная работа представляет из себя статью о приёмах и методах формирования коммуникативных УУД на уроках литературы. Помимо теоретического материала, относящегося к определению УУД, их классификации и...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах ...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...

Педагогический проект на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК под редакцией Б.А.Ланина»

Цель проекта - создание организационно-педагогических и методических условий для освоения учащимися коммуникативных УУД на уроках литературы в 10 классе средствами УМК по редакцией Б.А.Ланина.Задачи п...