Главные вкладки

    Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
    тест по литературе (11 класс) по теме

    Луговая Вера Владимировна

    "Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, социальные и идейные причины преступления. Чтобы переделать мир, надо переделать себя. Урок сопровождается презентацией (см. на сайте)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    (Место урока в системе - № 5.)

    Разработка учителя русского языка и литературы Луговой В.В.

    Тема: Мотивы преступления Раскольникова. Теория о «двух разрядах».

    Оформление и оборудование: эпиграфы на доске; портрет Д.; мультимедиа, тетради по литературе, тексты романа, распечатки материала

    На доске:

    1. Тема урока
    2. Я - дитя века (Ф.М.Д.)
    3. Век искривлён, и не моя вина,

    Что я рождён, чтоб выправить его. (Шекспир «Гамлет»)

    1. Д/3

    Цель урока:

    Исследовать преступление героя романа в историко-литературном контексте

    Задачи урока:

    1. Выявить причины преступления Р.
    2. Показать систему авторского ниспровержения теории Р., опасность подобных теорий для человечества

    Оргмомент.

    У. Здравствуйте! Сегодня мы проводим заседание клуба аналитиков. Тема нашего исследования - мотивы преступления Раскольникова, теория, им созданная.

    Будут проводить аналитическое исследование группы:

    1) историки, 2) читатели, 3)критики.

    У нас в гостях ученые консультанты (эксперты и т.д.), а ученые секретари (2 уч-ся) постараются фиксировать ответы учащихся, чтобы никто не остался незамеченным.

    Ход урока

    СЛАЙД 1        / Мотивы преступления Раскольникова

    «Перерыть все вопросы в этом романе!» Ф.М.Достоевский/

    Учитель:

    Роман Д. был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху социальных сдвигов и нравственных потрясений: «век искривлён», роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени:

     и не моя вина,

    Что я рождён, чтоб выправить его. 

    Д., будучи сыном своего времени - дитя века), поставил цель - «перерыть все вопросы в этом романе» (заметки писателя).

    Слайд 2

    • «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да ещё писателя? А ещё обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно».

    Критики 80-х годов 19 века сравнивали Д. с Шекспиром по «жестокости» выбираемых ситуаций. Ситуация, выбранная писателем, действительно жестокая. Раскольников, герой романа, совершает преступление, готовясь к которому переживает невыносимые муки. На предыдущем уроке мы с вами в этом убедились.

    Герой романа, Зосимов, говорит, что «перемен экономических много». Разумихин рассуждает о социалистах, Порфирий Петрович иронично сетует, что многие считают себя Наполеонами... Что захотел «выпрямить» в своём веке Родион Романович Раскольников? Исследователь творчества Достоевского JI.Гроссман называет «Преступление и наказание» «романом большого города 19 века». Давайте взглянем на жизненные реалии.

    Слово историкам.

    Слайд 3

    Социально-экономические, общественно-политические факторы в России 60-х гг. Х1Хв.

    • 1861 -отмена крепостного права
    • 1864 - судебная реформа
    • Денежный кризис (Шиль «Куда делись наши деньги?»)
    • Рост пьянства
    • Рост нищеты
    • Кризис религиозной веры

    Историки

    1 У-к : «Рост социального неравенства... ( Белов. Роман Д. «Преступление и наказание». Комментарий - с.390)

    У-к 2: «В 1864 г. были изданы новые судебные уставы... (лекции С.В.Платонова, с 795)

    Уч-к 3: Раскольников - типичный студент 60-х гг. 19 века. Он беден, не имеет средств к существованию... (Кулешов. Жизнь и тв-во Д.)

    Ученик(У-к): В 1899 году Д.Мережковский в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» пишет о необходимости верить и о невозможности верить.

    «...теперь последний догматический покров навеки сорван... И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком... и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны.

    Мы свободны и одиноки!... Никогда ещё люди не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же, как и в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века.»

    У-к 5: В русском обществе наблюдается кризис религиозной веры. Поставлен вопрос о религиозных преобразованиях.

    Д., стоявший на позициях почвенничества, считает, что «без Христа человек стоит за чертой морали». Человеческая природа, не обузданная верой, порождает безмерный эгоизм, ненасытную жажду к удовлетворению и приумножению чувственных потребностей.

    Этическая система, противоположная Д. - моральный закон относителен, а может быть, вообще мораль - фикция, предрассудок, нужно её отбросить, освободиться от её гипноза, чтобы обрести новую свободу.

    У. Нет ли у читателей подтверждения этому на страницах романа?

    У-к из читателей: Зч.. гл.5 «Началось с воззрения социалистов. ... преступление есть протест против ненормальности социального устройства...

    Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут... и все вокруг в один миг станут праведными. Натура не берётся в расчёт...» (Разумихин).

    У. В обществе существовало мнение, что мир можно исправить таким образом. Но натуру, т.е. человеческую природу не берут в расчёт. Наш герой тоже решил исправить мир. Давайте обратимся к тексту романа и послушаем Раскольникова.

    Слайд 4

    Послушаем героя романа «Преступление и наказание»

     «...задуманное им - «не преступление» (I,VI)

    «хотел помочь матери»,

    «если б я только зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь счастлив был»,

    «я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

    «я ведь только вошь убил, ...бесполезную, гадкую, зловредную»

    «смогу ли я переступить или не смогу!» (V.IV)

    Так Р. признаётся Соне. При чём здесь Наполеон? Что хотел переступить герой? Р. не считает совершённое им преступлением. Почему?

    У-к из историков: В русском обществе 19 века была крайне популярна личность Наполеона I. Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой так или иначе обращались к этой фигуре.

    «Ну полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» - спрашивает П.П. (Зч., гл.5) Известно, что в России спросом пользовалась книга Наполеона III «История Юлия Цезаря». Автор провозглашал исключительное значение в истории таких необыкновенных людей, как Юлий Цезарь, Карл Великий или Наполеон, указывающим путь народам и совершающим в несколько лет дело многих столетий. Изгнания, казни, государственные перевороты - таковы орудия труда, с помощью которых исторические личности выполняли возложенное на них провидением дело.

    У. Какие качества личности Р. способствовали тому, что некая идея, пришедшая в голову бедного студента, воплотилась в теорию, проверенную на практике?

    Читатели

    У-к: Р. Был гордым, ещё в университете у него не было товарищей, потому что (1, гл.4) «всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. ...Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным ... казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, ...и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее.»

    У. В чём сущность теории Р.? Обратимся к тексту романа. При каких обстоятельствах мы узнаём об этом?

    Работа с текстом романа 3 часть, гл.5:

    У. Как П.П. представляет основные положения статьи? /зачитать/

    У. Раскольников? /Зачитать/

    У. П.П. замечает недодуманность теории. В чём она заключается?

    (себя куда?)

    (П.П. «ведь вы ...себя человеком «необыкновенным» и говорящим новое слово считали» Р. «Очень может быть»)

    У. Запишите в тетради суть теории Р.

    (запись, 3 мин.)

    Слайд 5

    Теория Раскольникова

    III,гл.V «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово. Первый - ...они обязаны быть послушными... Второй разряд, все преступают закон... если надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через кровь, то он внутри себя может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь.»

    Слайд 5

    У. Итак, каковы же мотивы преступления , совершённого героем романа?

    У-к: /ГО/

    • желание помочь Мармеладовым, на деньги старухи совершить сотни добрых дел и этим загладить преступление;
    • помочь матери и сестре, завершить своё образование и «стать на новую дорогу»
    • проверить себя, «тварь ли дрожащая или право имеет»

    У.

    Что думали критики по поводу причин преступления, описанного в романе Д.?

    Некое недоумение, постоянно рождавшее противоречия в оценках произведений Достоевского, сопровождало творчество писателя на всём его пути. С большими препятствиями формировалось понимание того, что роман Д. - особый феномен литературы.

    Многие склонны были принимать роман только в той мере, насколько он отображает реальную жизнь.

    Писарев: «Я обращаю внимание только на те явления общественной жизни, которые изображены в романе, если эти явления подмечены верно... то я отношусь к этому роману так, как отнёсся бы к достоверному изложению действительно случившихся событий»...(Ст. «Борьба за жизнь», 1867)

    Критики

    У-ся читают мнения критиков, слайды - на экране

    Слайд 7

    Елисеев Г.З. //«Современник» за февраль 1866 г. Студент университета, очень бедный молодой человеку перебивающийся кое-как, решается убить одну старуху-

    ростовщицу, чтобы поживиться её деньгами. Он совершенно убеждён в том, что, убив старуху, ни для чего не годную в сем мире, он не совершит никакого преступления, а, пожалуй, совершит ещё некоторого рода подвиг

    Слайд 8  1) К.Костин// Новый русский базар. – 1867. - №2.

    2) А.С.Суворин// Русский инвалид.1867. - № 63, 4/16 марта

    Герой нового романа Достоевского - нравственный урод. Конечно, уроды могут быть очень интересны, тем не менее они не должны быть героями романа, точно так же, как уголовное дело не должно быть его основанием.

    Раскольников вовсе не тип, не воплощение какого-нибудь направления, какого-нибудь склада мыслей, усвоенных множеством. ...Раскольников как явление болезненное подлежит скорее психиатрии, чем литературной критике.

    • Г-н Достоевский в романе своём... вывел... образованного убийцу, который решается на преступление из каких-то филантропических видов... Очевидно, убийца г-на Достоевского, Раскольников, - лицо совершенно фантастическое, ничего общего не имеющее с действительностью...

    Страхов Н.Н. в статье «Наша изящная

    словесность» /Март 1867 г./

    Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже некуда идти.

    Преступление не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова...ему просто довелось перенести на себе преступление; можно сказать, что оно с ним случилось... Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошёл до конца, до края дороги, на которые его завёл заблудший ум.

            

    Д.И.Писарев в статье «Борьба за жизнь» 1867 год

    Герои г.Достоевского, обыкновенно больные, изломанные субъекты, падшие в борьбе за существование, но это люди, взятые им из действительной жизни, продукты болезненных  настроений в обществе и суровой его обстановки.

    Корень его (Раскольникова) болезни таился не в мозгу, а в кармане...

    Волынский А. в очерке «Раскольников» в 1897 году

    Раскольников хотел сделаться героем в самоновейшем смысле слова. Тут за много лет теориями Ницше веет... Достоевский, как никто другой, опередил свою эпоху и дал образчик чистейшего русского демонизма, который измерил до глубины.

    К.И.Тюнькин в статье  «Крах недоконченной идеи» //Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. - М. Дет.лит

    • Мир страшен, принятьёго, примириться с ним -невозможно, противоестественно, эавносильно отказу от жизни. Но эаскольников, дитя своего ...трагического времени, не верит и в возможность тем или иным способом залечить социальные болезни, изменить нравственный лик человечества. ...Остаётся одно - отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы (не говоря уже о законах формальных, временных),... оторваться от «тяжести земной»

    Б.Н,Тихомиров в статье «Преступление, наказание и - воскресение Родиона

    Раскольникова»//Достоевский Ф.М. преступление и наказание. – СПб. :Азбука-классика, 2005

    • ...Бесспорно, без теоретических построений преступления, конечно, тоже не было бы: он его не мог бы и не смог совершить. Но в судьбе Раскольникова вначале была не «теория», не «идея» - вначале была боль. ...Неизбывная любовь к людям переживается героем как бремя, как крест, от которого он - безнадёжно - пытается освободиться. Безнадёжно - потому что это его природа, это он сам, самый глубокий корень его человеческой сути. Корень и его преступления, и его наказания -

    Г.М.Фридлендер в статье «Ф.М.Достоевский и его наследие»//Достоевский Ф.М. Собр.соч. В

    тт. Т.1. — М.: Наука, 1988

    • Раскольников - человек бесстрашной, острой мысли, огромной внутренней правоты и честности - не терпит никакой лжи и фальши, а собственная его нищета широко открыла его ум и сердце страданиям миллионов. Не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствует над слабым и угнетённым и где тысячи молодых жизней гибнут, задавленные нищетой, Раскольников убивает жадную, отталкивающую старуху-ростовщицу. Ему кажется, что этим убийством он бросает вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, - морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась ...гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей».

    У. На какие группы разделились критики в соответствии с их точкой зрения на причины преступлении Р.?

    У-к. /ГО/ 1) Р. - моральный урод

    1. Идейный преступник - теория двух разрядов - желание поправить закон
    2. Экономические причины - из сострадания к людям

    У.

    Теперь группам предоставляется возможность, обсудив всё услышанное, высказаться о мотивах преступления Р., помня о специфике своей группы (3 мин.)

    У-к: Причины преступления /запись в тетрадь/

    1. Социальные:
    • желание помочь «униженным и оскорблённым», т.е. на деньги старухи совершить сотни добрых дел и этим «загладить» преступление;
    • помочь матери и сестре, завершить своё образование и «стать на новую дорогу»
    1. Идейные:
    • теория «двух разрядов» (низший - «твари дрожащие», способные к подчинению и повиновению; высший - «право имеющие», особенные люди, которые могут «разрешить кровь по совести», дабы осчастливить человечество и изменить жизнь).

    У. В чём опасность подобного преступления? В чём опасность теории Р.?

    Группы вырабатывают своё мнение (3 мин)

    Отвечают группы

    У-к. историк: /ГО/ Революционеры - Фашизм - понятие о сверхчеловеке и высшей расе, современный терроризм - это «разрешение крови по совести».

    У-к читатель:

    1. Никакое убийство нельзя рассчитать (убита Лизавета, одна из тех, кому Р.хотел помочь)
    2. Куда отнести близких, к какому разряду? («Как отличить обыкновенных от необыкновенных?» П.П. - 3 ч., гл.5

    У-к критик:Чувство одиночества, отчуждения от людей, страх быть раскрытым («он как будто ножницами отрезал себя ото всех»), муки совести

    Проигран поединок со следователем

    Наличие двойников Р. - Лужина и Свидригайлова с их собственными теориями.

    Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что ни одно преступление нельзя оправдать, поскольку оно прежде всего направлено против морали человеческой и заповедей Христа. Р. свою вину искупил страданием и покаянием, путь к покаянию был долгим и трудным.

    Вывод : преступна сама теория двух разрядов, ибо она изначально предрешает, кому жить, а кому не жить, вопреки моральным законам.

    Слайд 17

    «Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя.» (Д.)

    Слайд 18

    «Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует. Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, - это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским исполнением закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна.» (Д.)

    Подведение итогов, выставление оценок за урок.

    Д/З: Хар-ка Лужина Ч. 1,гл.З; 4.2, гл.5; 4.4, гл.2,3; 4.5, гл.1,3 Свидригайлова Ч. 1, гл.З; 4.4, гл.1; 4.6, гл.5, 6



    Предварительный просмотр:

    Тест по творчеству А.А.Блока. 11 класс.

    1. Приверженцем какого литературного направления является А.Блок

    а) акмеизма б) символизма в) футуризма

    1. Художественной особенностью композиции поэмы «Двенадцать» является построение её на основе:

    а)сопоставления двух миров б) противопоставления двух миров в) событийности времени.

    1. Чьим традициям следует Блок, описывая Петербург:

    А)Чехова б)Лермонтова в)Достоевского г) Некрасова.

    1. Кто автор слов о стихах Блока «Стихи Блока о любви – это колдовство…»:

    А)Достоевский б) Горький в) Паустовский г) Ленин.

    1. Сколько глав в поэме «Двенадцать»:

    А)13 б) 11 в)12.

    1. Какой цвет доминирует в «Двенадцати»:

    А) чёрный б)синий в)жёлтый.

    1. Где была написана «Незнакомка»:

    А) в Озерках б) в ресторане в) в Италии.

    1. Блок родился в каком году? В каком городе?

    1. Дата написания «Двенадцати»: а)1917 б)1918 в)1921.

    1. Поэма «Двенадцать» а)лирическая б)сатирическая в)эпическая.

    1. Кем был дед А.Блока: а)историк б) критик в) ботаник?

    1. В какую книгу стихов Блок поместил цикл «Стихи о Прекрасной Даме»:

    А)теза б) антитеза в) синтез?

    1. Какое произведение Блока  было написано не после революции:

    А)»Скифы» б) «Двенадцать» в) «На поле Куликовом»?

    1. Первые стихи А.Блока появились в печати а)в 1898 б) в 1903 в) в 1904.
    2. Как назывались эти стихи:

    А)»Распутья» б) «Снежная маска» в) «Стихи о Прекрасной Даме»?

    1. Кому посвящены эти стихи а) Менделеевой б) Волоховой в) З.Гиппиус?
    2. С кем из поэтов перекликаются по настроению стихи Блока о России:

    А) Пушкин б)Лермонтов в) Тютчев?

    18.Имя жены А.Блока а)Наталья б) Любовь в) Екатерина?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

    Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

    Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

    Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

    Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

    Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

    Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

    Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

    Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

    Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...

    урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (Печать Каина на Раскольникове)

    В конспекте данного урока рассматривается нравственные муки Раскольникова через призму библейской истории о Каине....