Урок по роману Е.И.Замятина "Мы". Тема "Проблема личности и государства в романе"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лазарева Светлана Львовна

Данный урок завершает изучение романа в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_zamyatin.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

11 класс

Тема «Проблема отношений личности и государства в романе Е.Замятина «МЫ»

 Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Задачи урока:

“Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;

Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;

Анализ художественного текста;

Закрепление литературоведческих терминов;

Развитие творческой и познавательной активности учащихся;

Развитие навыков анализа и синтеза материала;

Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, портрет писателя.

Эпиграфы:

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

Своя воля лучше.

Ф.М. Достоевский

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Целеполагание: Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Сколько писателей разных исторических эпох стремились приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, предугадать то, что не дано знать никому: “Город Солнца” Кампанеллы, романы Жюля Верна, роман Дж. Оруэлла “1984”, “Что делать?” Н. Чернышевского и другие.

 Сегодня мы продолжаем разговор о романе Евгения  Замятина «Мы».

 «Мы»- это роман – антиутопия. Как вы понимаете термин «антиутопия»?

  Действие происходит в далеком будущем.

А где оно происходит?

В Едином государстве.

Кто и как живет в этом государстве? Об этом мы и будем сегодня рассуждать. Личность и государство, их взаимоотношения – вот наша сегодняшняя тема.

Для начала давайте разберемся с понятиями. Что такое государство?

4. А что же такое Личность?

Психологический словарь дает такое определение _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А что же это слово значит для вас? Давайте изобразим в виде схемы.(мозговой штурм).

5.Вспомните главных героев романа.

Запишем их на доске.

А теперь поработайте в группах, распределите этих героев на личностей и неличностей по вашему мнению. Свою точку зрения обязательно докажите.

Выступления групп.

6. Хорошо, но получается, что к личностям вы отнесли всех тех, кто,  по мнению Государства, заболел тяжелой болезнью.

Что же это была за болезнь?

Душа. Фантазия. Чувства. Эмоции.

Вспомните, как заболевал Д-503, расскажите историю болезни.

Почему же эта болезнь показалась настолько угрожающей Государству? Чем она ему грозила?

Государство могло разрушиться, рухнуть.

7. Но кто, по-вашему, счастливее – личности или нумера, винтики?  Почему несчастны личности? В чем счастье для них?

В свободе.

 А для нумеров?

По приказу, они обязаны быть счастливы. Ими правит Благодетель. 

Как вы понимаете это слово?

Таким образом, счастье для повстанцев в том, чтобы принести людям свободу.

  А давайте представим себе, что им удалось достичь своей цели.

Продумайте в группах продолжение романа после победы повстанцев.

Чем это могло закончиться? Достаточно ли дать всем людям свободу? Станут ли они от этого счастливее?

8. Выступление групп, обсуждение.

Примерный Вывод:

 Свобода необходима для того, чтобы человек мог проявлять себя и быть счастливым. Но помните, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Так что же может обеспечить нам защиту нашей личности, нашей свободы?  

Государство, состоящее из личностей. То есть МЫ равное множеству ярких Я.

Домашнее задание: напишите эссе на тему «Какими должный быть взаимоотношения Л и Г в идеальном государстве». Пусть это будет вашей утопией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

Шаблон для итогового сочинения по роману "Война и мир" на тему "Женский идеал в романе"

Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно, ...

«Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». (подготовка к сочинению).

Методическая разработка урока по произведению А.С.Пушкина  «Капитанская дочка». Материал подготовлен мною в соавторстве с учителем русского языка и литературы  Корбут Н.В....

Путешествие в Единое Государство по роману Е. Замятина «Мы» (№1)

Педагогическая задача: Как научиться креативному мышлению? Читать разговаривать, придумывать, подбирать ассоциации.Предметные: Отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать креативные высказыв...

Самоанализ урока по креативному мышлению. Тема «Путешествие в Единое государство по роману Е. Замятина «Мы»

Цель урока: Научиться креативно мыслить. Научиться читать, вести диалог, придумывать, подбирать ассоциации. Оборудование:Презентация к уроку; ПК с мультимедийным проектором; программа Power Point...