Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения в 11 классе" Становление личности в романах Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и В. Аксёнова "Звёздный билет"
    методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

    Максимова Лариса Владимировна

    Урок основан на технологии диалога культур.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc171 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В условиях  современной реформы образования и перехода школ на ФГОС, проводимой в нашей стране, все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности школы.

     Я считаю, что опираться в данном вопросе нужно на деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, которая занимает ведущее место в современной педагогике.

    Как сформировать у детей чувство гражданственности? Ответ, думаю, однозначный: только через деятельность. Деятельность может быть и речевая, и практическая, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей. Известно, что каждый учебный предмет развивает человека своим содержанием, особое место, безусловно, отводится родному языку и литературе.

    Литература является одним из главных источников сведений о культуре, какой - либо страны. Поэтому развитие общечеловеческой культуры есть не что иное, как взаимодействие национальных литератур. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и эволюцией самой литературы. Точно и современно звучит утверждение о том, что «кроме частных историй отдельных народов, есть ещё история человечества».

    На уроках литературы я использую любую возможность для сравнения и сопоставления русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд на мир даст молодым людям уверенность в себе, раскроет возможность критического отношения к духовным ценностям прошлого и настоящего”.

    Модуль “Перекрёстки мировой художественной литературы” построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. “ Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности.

    Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.

    В основе урока лежит технология диалога культур. Диалог культур - это особый вид работы на уроках литературы. Это задания повышенной сложности, выполняя которые необходимо не только анализировать произведение одного автора и сравнивать его с другим, схожим по теме, но и осмыслить, найти объяснение, опираясь на реалии эпохи, на особенности творчества писателей. В ходе урока выделяются линий сопоставления в стихотворениях писателей; сравниваются образы лирических героев по линиям сопоставления; выявляются изобразительно-выразительные средства при создании образов; находится общее в раскрытии образов в лирических произведениях.

    Почему для изучения в 11 классе я взяла именно этих авторов? Выпускники накануне выпускных экзаменов стоят перед сложным жизненным выбором. Это будет выбор их жизненного пути, профессии и  не только. Важно, чтобы дети могли в любых жизненных обстоятельствах найти правильное решение. А произведения мировой литературы помогут в этом. Учащиеся увидят, что одни и те же проблемы волнуют людей, живущих в разных частях Света, людей не только разных стран, но и принадлежащих к разным мировым культурам. На уроке пройдёт диалог литературных героев, писателей, культур.

    В основе урока-диалога лежат идеи теории сотрудничества и диалога культур. Урок рассматривается как диалог различных культур и литератур в решении «вечных вопросов» человечества;

    Учащиеся  получили  предварительное  дифференцированное домашнее задание.

    1 Литература России  середины 20 века

    2 Литература США середины 20 века

    4. Д.Сэлинджер

    5. В. П.  Аксёнов

    6. Герои романа «Над пропастью во ржи»

    7. Герои романа «Звёздный билет»

    8. Выписать цитаты из произведений

    9. Найти пословицы о смысле жизни.

    10.Составить проблемные вопросы по литературным произведениям

    11.Сделать презентацию по творчеству писателей.

    6 Задание всем учащимся: исследовать текст романов Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и  В. П. Аксенова «Звёздный билет»

    Тема урока:  

    Становления молодого человека, его сложного духовного мира в романах

    Д. Сэлинджера «Над пропастью во Ржи» и  В. Аксёнова «Звёздный билет»

    Урок основан на технологии  диалога  культур

    Тип урока - комбинированный

    Цели урока:

    1.  Метапредметная цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности
    2. способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
    3. учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения;
    4. учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам;
    5. целенаправленная работа с текстом, активизация общекультурного и личного опыта учащихся.

    УУД на уроке:

    Познавательные:

    - находить информацию в тексте;

    - представлять информацию, используя ИКТ;

    - сравнивать факты

    - анализировать и обобщать

    - устанавливать причину и ее следствие;

    - осуществлять синтез, как составление целого из частей.

    Регулятивные:

    - определить цель (проблему)

    -принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

    - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

    Коммуникативные:

    - создавать устные  тексты;

    - выражать  свои мысли и действия

    Личностные:

    - оценивать ситуацию.

    Планируемые результаты данного этапа урока

    Предметные результаты:

    -  умение работать с художественным текстом, видеть позицию автора, выходить на  идею произведения через разные уровни анализа текста.

    Метапредметные результаты:  

     - умение определять цели в работе, планировать свои действия, осмысливать и применять полученную информацию;  

    -  умение рассуждать, работать в группе, слышать другого, уважительно относится к мнению оппонента, говорить грамотно.

    Личностные результаты:

    -  обретение личностных смыслов на уроке, осознание того, что изучение художественного произведения обогащает тебя лично, даёт примеры жизненных ситуаций, в которые ты можешь попасть, и определяет причины этих ситуаций.

          Методы работы:  словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

    Оборудование: компьютер, проектор,  Мультимедийная презентация, видеоролик, аудиозаписи.

    Словарная работа – личность, исповедь

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    содержание

    деятельность учащихся

    деятельность учителя

    методический комментарий

    Гиперссылка на ресурс, Обеспечивающий доступ к ЭОР, презентация

    1. Организационный момент

    1.Общая готовность учащихся к уроку

    2. Концентрация внимания детей.

    Проверка готовности к уроку







    Проверка готовности к уроку Концентрация внимания.




    Сконцентрировать внимание учащихся












    2.


    Подготовка к восприятию темы урока

    Актуализация знаний, мотивация, появление темы, проблемы урока

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов

    Прослушивание стихотворения

    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.

    Как вы думаете, почему вначале урока прозвучало это стихотворение?


    Регулятивные:

    -выдвижение версий;

    - определение цели

     

    (презентация №1)


    Слайд №1

    Сэлинджер «Над пропастью во ржи» и Аксёнов «Звёздный билет»

    Какие произведения вы читали к сегодняшнему уроку?

    Познавательные:

    - представлять информацию

    3.Вступительное слово учителя

    Сообщение темы и задачи урока

    Погружение в тему

    Учащиеся высказывают своё мнение


    «Почти 50 лет он вёл затворнический образ жизни, не общался с внешним миром, жил за высокой оградой, отказывался давать интервью…"я

    Как вы думаете, о каком писателе идёт речь? Почему это  произошло?

    -создание ситуации погружения в тему;

    -общения равных собеседников

    4.. Целеполагание 


    Учащиеся формулируют тему урока и  записывают её  в тетрадях


    Почему на одном уроке мы будем говорить о двух литературных произведениях? Какая общая тематика  этих произведений? (становление личности) Мы должны проследить, как же происходит становление личности героев и ответить на вопрос «Что значит обрести себя?»

    учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения.

    Слайд №2

    5. Проверка домашнего задания

    Выступления учащихся

     Дети отвечают на вопрос (примерные ответы)

    Страна, в которой жил писатель, время, в которое он жил.

    1 Литература  России  середины 20 века (выступление учащегося)


    2. Литература США середины 20 века (выступление учащегося)

     

    Ребята! Как вы считаете, что нужно знать, чтобы иметь представление о писателе?

    Давайте послушаем сообщения, которые, помогут вам в какой-то степени представить литературу Америки и России середины 20 века.

    (показываю на карте, какое расстояние разделяет Россию от Америки)

    Познавательные:

    - представлять информацию.

    http://2berega.spb.ru/user/ryabizova/file/412847


     Слайд №3

    Выступления учащихся

    Учащиеся отвечают на вопрос

     Можно ли, прочитав литературное произведение, узнать об авторе?

     Что вы можете сказать об авторе романа «Над пропастью во ржи»?

    Регулятивные:

    -выдвижение версий;

    Слайд №4

    Выступления учащихся

    Выступления учащихся

    Д.Сэлинджер (приложение №3)

    В. Аксёнов (приложение №4)

     Каким вы представляете В. Аксёнова?

    Что бы вы хотели узнать об авторах?

    А теперь давайте послушаем сообщения о Дж. Сэлинджере и  В. Аксёнове.

     Какие точки пересечения вы нашли в биографии писателей?  

    Познавательные:

    - представлять информацию, используя ИКТ;

    - сравнивать факты;

    - анализировать;

    - находить информацию используя ИКТ;

    Презентация №1

    Презентация №2

    6.  Погружение в тему

    Дискуссия по вопросу

    Учащиеся высказывают своё мнение, выдвигают версии;

    - версии фиксируются на доске;

    - обсуждение выдвинутых версий;

    - подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

    Как вы понимаете слово «личность»? Чем отличается, по – вашему, понятие «личность» от понятия человек вообще?  

    - уметь отстаивать свою точку зрения, правильно вести дискуссию

    Слайд № 2

    7.

    Создание проблемной ситуации

     Аналитическая беседа

    Примерные ответы учащихся

     Произведение поразило меня своей правдивостью, откровенностью. Все поступки героя-подростка известны автору так хорошо, что кажется, будто он сам вчера или позавчера перешагнул рубеж юного возраста. Этот роман произвел на меня незабываемое впечатление).  

     Роман понравился  и близок  мне, потому что в ней герои – мои сверстники. Их волнует то же, что и меня: дружба, любовь, окружающий  мир.  Автор  показывает   нам   взросление  героя,  нравственное  и  моральное становление  подростка.)

    Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений? О чём хотели сказать писатели разных стран? Что происходит с героями романа? Какая здесь проблема? Каковы пути её решения? Как происходит становление личности в романах Сэлинджера и Аксёнова?

    учиться доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам.

    Просмотр  фрагмента видеоролика «Ловец человеков»

    Просмотр фрагмента  видеоролика

    Просмотр фрагмента видеоролика

    -создание эмоционального настроя

    http://video.mail.ru/mail/prixozhanin/700/870.html

    Звучит песня в

    исполнении американского

     певца Франка

     Синатра « Над пропастью во ржи»

    Прослушивание песни

    Прослушивание песни

    -создание эмоционального настроя

    http://ololo.fm/song/3135363630/2d353337353336

    7. Анализ романа «Над пропастью во ржи»

    Примерные ответы учащихся

    Холден будет смотреть на мир иначе, ведь он смог понять правду жизни. Он понял, что в этом мире рядом с прекрасным существует безобразное, рядом с добром всегда есть зло. Нужно воспринимать мир таким, каков он есть и стремится к лучшему. Иначе можно просто погибнуть.

    Учащиеся отвечают на вопросы

    (примерные ответы детей)

    (Проблема одиночества человека , проблема становления личности, проблема взаимоотношения подростков)

    б) Сочувствие, сострадание, тревогу, интерес, радость.)  

    а ) Я испытала большую симпатию к герою повести, он мне очень понравился.                                                                                                                                            

    - О становлении человека

    1.Что перед нами? Роман? Повесть? (роман-исповедь)

    2. Почему Сэлинджер выбирает роман – исповедь?

    3. С какими произведениями русской литературы можно сравнить роман?

    Назовите ключевое слово в названии романа.

    4. Где и когда происходит действие романа?

    5.Почему Холдена Колфилда выгоняют из школы?

    6. Как рассказывает Холден о школе?

    7. Какова речь рассказчика? (сленг, жаргоны, просторечия)

    8. С кем встречается герой в Нью-Йорке? (монахини, мать одноклассника Эрнеста)

    5. С чего же начинается взросление героя?

    9. Встреча с кем помогает понять Холдену, что рядом с лицемерием есть добро и милосердие?

    10. Как собирается жить Холден?

    11. Можно ли прожить без людей?

    8. Против чего восстаёт Холден?

    9. Какова проблематика романа?

     12. Чем заканчивается роман?

    10. Какие чувства вы испытали  при чтении этого произведения?                

    Каковы ваши впечатления от прочитанного?

     К чему может привести такое восприятие  мира?

    О чём этот роман?                         

    Познавательные:

    - анализировать и обобщать;

    - находить информацию;

    - устанавливать причину и ее следствие;

    Слайд № 7 – 10


    Презентация №1

    8. Анализ романа «Звёздный билет»

    Звучит песня из кинофильма «Мой младший брат»

    Прослушивание песни

    Прослушивание песни

    -создание эмоционального настроя

    http://muzofon.com

    Работа с заглавием романа «Звёздный билет»

    Учащиеся высказывают свои мнения по поводу названия романа

    Ребята, что вы понимаете под словом «звезда»?

    Какие ассоциации связаны со словом «билет»?

    Аналитическая беседа

    Примерные ответы детей

    Становления молодого человека, его сложный духовный мир показал  и В. Аксёнов в романе «Звёздный билет». Этот роман  о жизни современной молодежи. Герой Аксёнова -  новый романтик, жаждущий максимальной свободы, полагающий, что в поисках себя имеет право на ошибку.

     - О поиске смысла жизни, становлении личности

    Что перед нами? Роман? Повесть? (Короткий роман)

    1.  Зачем автор выбирает именно такой жанр? (Короткий роман позволяет  показать эволюцию героя сжато.)
    2. Назовите ключевое слово в названии романа. Звёздный. Билет. Смысл названия
    3.  Кто главный герой романа?
    4.  О чём мечтает  Димка?
    5. Какой жизненный путь выбирают герои?
    6. О чём этот роман?

    Личностные:

    - оценивать поступки;

    - объяснять оценки поступков;

     - объяснять поступки других.

    Презентация №2



    Слайд №4








    Слайд № 5-6

    9. Работа в группе

    Дети работают в группе,  отвечают  на проблемный вопрос

    Учащиеся работают в группе и  отвечают на проблемный вопрос.


    Проблемный вопрос «Что значит обрести себя, стать личностью?»

    Коммуникативные:- излагать своё мнение;

    - участвовать в диалоге;

    - создавать устные тексты;

    использовать речевые средства

    10.

    дискуссия по проблемному вопросу


    Фронтальная дискуссия по вопросу « Что значит обрести себя?»

     Как герои прочитанных вами романов смогли обрести себя, стали  личностью?

    Коммуникативные:- создавать устные  тексты;

    - выражать  свои мысли и действия;

    - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

     -умение аргументировать свою точку зрения;

    - вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

    11.


    Работа по сопоставлению двух литературных произведений


    Фронтальная беседа

    Учащиеся участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы

    Что общего в произведениях?

    Какие проблемы показали нам писатели разных стран?

    В чём их актуальность?

    Какие выводы вы сделали для себя?

    Как сделать правильный жизненный выбор?

    С какой целью авторы написали эти произведения?

    Почему написанное в 60-х годах прошлого века актуально сегодня?

     Какие выводы вы сделали для себя?

    Познавательные:

    - представлять информацию, используя ИКТ;

    - сравнивать факты;

    - анализировать;

    - находить информацию;

    12. Работа в группах

    Учащиеся работают в парах

    Учащиеся составляют  диалог Холдена и Димки

    Ребята, а могли бы понять друг друга герои этих произведений? Какой разговор мог бы состояться? Предлагаю вам составить диалог героев.

    -учиться составлять диалог героев

    Выступления учащихся

    Учащиеся зачитывают составленные диалоги

    А теперь посмотрим, что же у вас получилось.

    Коммуникативные:

    - создавать устные тексты

    13. Рефлексия

    Достижение целей

    Учащиеся формулируют  устно вывод, который они сделали для себя, прочитав  литературные произведения

    Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, понравился ли он вам? Что запомнилось больше всего? Всё ли нам удалось на уроке? Что было наиболее сложным? Почему? Что необходимо для более эффективной работы? Ребята, о чём нам удалось поговорить на сегодняшнем уроке?


    Регулятивные:

    - оценивать степень успешности.

    Познавательные:

    -уметь делать выводы.

    Личностные:

    - оценивать поступки;

    - объяснять оценки поступков.

    Коммуникативные:

    - излагать своё мнение;

    14.Самостоятельная работа

     Учащиеся называют пословицы.

    Человек – хозяин своей судьбы

    Великодушному весь мир родня.

     Как подумаешь, так и увидишь.

    Настоящий мужчина добьётся цели.

    Каждому человеку судьбу создают его нравы.

    - А сейчас выберите пословицу, которая подходит к изученным сегодня на уроке произведениям.

    обретение личностных смыслов на уроке, осознание того, что изучение художественного произведения обогащает тебя лично, даёт примеры жизненных ситуаций, в которые ты можешь попасть, и определяет причины этих ситуаций.

    15.Домашнее задание

    Задаётся домашнее задание

    Учащиеся записывают тему домашнего задания

    Написать письмо в форме диалога  «Разговор Холдена с одним из героев романа В. Аксёнова «Звёздный билет»

    Уметь составлять письменные диалоги

    16. Итог урока

    Подведение итогов, выставление оценок за урок

    Заключительное слово учителя

    Учащиеся отвечают на вопрос: «Какой урок вы получили для себя, прочитав произведения?

     Подведение итогов. Заключительное слово учителя        Я желаю, чтобы вы вытянули «счастливый звёздный» билет,  чтобы на своём пути вам не пришлось оказаться   «над пропастью во ржи».

    Интернет -  ресурсы:

    1. http://www.safe-internet.ru/help/Help.pdf

    2. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

    3. http://ololo.fm/song/3135363630/2d353337353336

    4. http://video.mail.ru/mail/prixozhanin/700/870.html

    5. http://dic.academic.ru/ 

    6. http://muzofon.com

    Приложение №4

     Д.Сэлинджер  (выступление учащихся) Презентация №1


    Родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке. Его отец — Соломон Сэлинджер, еврей литовского происхождения, зажиточный оптовый торговец кошерными копчёностями и сырами. Мать, Мириам Сэлинджер (Мэри Джиллик), — шотландско-ирландского происхождения. Дорис, единственная сестра Джерома, была старше его на восемь лет и два месяца. Отец стремился дать сыну хорошее образование. В 1936 году Джером закончил военное училище в г. Вэлли-Фордж, шт. Пенсильвания. Здесь он сочинил свои первые рассказы. Летом, в 1937 году Джером слушает лекции в Нью-Йоркском университете, в 1937-1938 годах вместе с отцом едет в Австрию и Польшу (здесь в Быдгоще он по указанию отца изучает производство колбас). Вернувшись на родину, в 1938 году он посещает лекции в Урсинус-колледже, шт. Пенсильвания. В 1939 году Сэлинджер поступает в Колумбийский университет, где слушает курс лекций о коротком рассказе, который читал редактор журнала «Стори» У. Бернетт. Ни одно из высших учебных заведений Джером так и не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он в конце концов рассорился навсегда.
    В 1942 году Сэлинджер был призван в армию, закончил офицерско- сержантскую школу войск связи, в 1943 году в чине сержанта был переведён в контрразведку и направлен в г. Нэшвилл, шт. Теннесси. 6 июня 1944 года сержант Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. Работал с военнопленными, принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.
    Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Первую серьёзную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948).

    Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман «Над пропастью во ржи» (1951), который встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы. К 1961 году роман был опубликован уже в двенадцати странах, включая СССР, где его напечатали в переводе Риты Райт-Ковалёвой в журнале «Иностранная литература» (№ 11 за 1960 год).

    В 60-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» и повесть «Выше стропила, плотники». Героев этих повестей — членов высокоинтеллектуальной, утончённой семьи Глассов — Сэлинджер делает проводниками своих идей — синтеза дзен-буддизма, умеренного мистицизма, нигилизма битников и толстовства.

    После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 года он прекратил печататься, сочиняя только для себя, наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, шт. Нью-Гэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками (буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика).

    Джером Дэвид Сэлинджер умер естественной смертью в своём доме 27 января 2010 года. Информацию о его смерти предоставил сын писателя, информация также была подтверждена его литературным агентом.

     Приложение №3

     В. П.  Аксёнов ( выступление учащихся) Презентация №2

    Аксёнов Василий Павлович (родился в 1932 г.), писатель. 

    Родился 20 августа 1932 г. в Казани в семье партийного работника. Родители были репрессированы и заключены в лагеря.

    С 16 лет Аксёнов жил в Магадане по месту ссылки матери — Евгении Гинзбург (впоследствии она получила известность как автор повести о пережитом «Крутой маршрут»). После окончания Ленинградского медицинского института несколько лет работал врачом.

    В 1960 г. в журнале «Юность» была опубликована его повесть «Коллеги» — о трёх друзьях-медиках, начинающих самостоятельную жизнь. К Аксёнову быстро пришла популярность. Он явился наиболее ярким представителем так называемой молодёжной прозы.

    Романы «Звёздный билет» (1961 г.), «Апельсины из Марокко» (1963 г.) и другие вызвали бурную полемику. В 70-х гг. его произведения публиковались не только в СССР, но и за рубежом.

    В 1979 г. писатель подвергся резким нападкам как один из составителей бесцензурного альманаха «Метрополь». В декабре 1979 г. он заявил о выходе из Союза писателей. В 1980 г. покинул СССР и вскоре был лишён советского гражданства.

    В своём творчестве Аксёнов постоянно экспериментирует, стремится к нестандартным художественным решениям (характерно, что его повесть 1972 г. названа «Поиски жанра»). В одних произведениях (например, повесть «Затоваренная бочкотара», 1968 г.) он смело сочетает реалистическую манеру с методами русского литературного авангарда 20-х гг. XX в. В других (повесть «Мой дедушка — памятник», 1972 г.) продолжает традицию гротеска Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова. Роман «Ожог» (1975 г.) содержит исповедальные признания наряду с присущей автору самоиронией.

    Роман «Остров Крым» (вышел в США в 1981 г., в России напечатан в 1990 г.) содержит фантастический элемент. Сюжет строится на том, что Крым — остров и в 1922 г. не был захвачен Красной армией, а развивался как свободное западное государство. Произведения, созданные в эмиграции («Желток яйца», 1989 г.; «Московская сага», 1992 г.; «Новый сладостный стиль», 1998 г., и др.), отличаются стремлением найти связи между прошлым и новым личным опытом 6 июля 2009 года, после продолжительной болезни, Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского.[9]Василий Аксёнов был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

    Приложение №1

    Литература  России  середины 20 века (выступление  учащегося)

    Художественный процесс 60—70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной “оттепелью”. На формирование культуры “оттепели” сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, В. П. Аксёнова, в драматургии А. Вампилова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в.период “оттепели” так называемой “деревенской прозы”. Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других “деревенщиков” не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.

    Одним из популярных писателе 60-70-х годов 20 столетия был В. Аксёнов.  Хотя он был нормальным писателем своего времени, сами тексты его были необычными – это настоящая молодёжная литература, лёгкая и прозрачная. Это воздух оттепели, где льдистая свежесть мешается с запахом оттаявшей земли и оживающих деревьев. (Он впервые напечатал свои рассказы в «Юности» образца 1958 года, а поставивший автора на законное место «Звёздный билет» вышел в 1961 году).

    Приложение №2

    Литература США середины 20 века ( выступление  учащегося)


            Одним из крупнейших писателей Америки первой половины XX века является Уильям Фолкнер, получивший в 1949 году Нобелевскую приемию. Среди признанных мастеров американской прозы XX века следует назвать Кэтрин Энн Портер.
    Большую роль в американской литературе двадцатого века сыграли эмигранты: трудно недооценить скандал, который вызвала Лолита; очень заметную нишу составляет американская еврейская литература, часто юмористическая: Зингер, Беллоу, Рот, Маламуд, Аллен; одним из самых известных чернокожих писателей был Болдуин; в последнее время известность завоевали грек Евгенидис и китаянка Эми Тан. Сол Беллоу в 1976 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Большим успехом пользуется творчество итало-американских авторов (Марио Пьюзо, Джон Фанте, Дон Делилло).
             Особое место в литературе 50-х годов занимает роман Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Это вышедшее в свет в 1951 году произведение стало (особенно, среди молодежи) культовым. В американской драматургии 50-х годов выделяются пьесы А. Миллера и Т. Уильямса. В 60-е годы получают известность пьесы Э.Олби ("Случай в зоопарке", "Смерть Бесси Смит", "Кто боится Вирджинии Вулф?", "Всё в саду").В начале второй половины XX века вышел ряд романов Митчела Уилсона, связанных с темой науки («Живи с молнией», «Брат мой, враг мой»). Эти книги получили широкую известность (особенно в Советском Союзе в 1960-70-х годах).
    Разнообразие американской литературы никогда не позволяет одному движению полностью вытеснить другие; после битников 50—60-х ( Дж. Керуак, , Л. Ферлингетти, Г.Корсо, А.Гинзберг) самой заметной тенденцией стал — и продолжает быть — постмодернизм (например, Пол Остер, Томас Пинчон).Широкую известность в последнее время получили книги писателя-постмодерниста Дона Делилло (род. 1936). Одним из известных исследователей американской литературы XX века является переводчик и литературный критик А.М.Зверев (1939—2003).

    МОУ «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

    Урок внеклассного чтения в 11 классе

    Становления молодого человека, его сложного

     духовного мира в романах

    Д. Сэлинджера «Над пропастью во Ржи» и

      В. Аксёнова «Звёздный билет»

    Автор: Л.В. Максимова,

     учитель русского языка и литературы

    Дружба, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения «Легенда сурового края» по роману Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»

    Урок внеклассного чтения«Легенда сурового края»по роману Юрия Рытхэу«Сон в начале тумана»...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

    Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

    Урок внеклассного чтения в 11 классе по роману Н. Веселовской "Переселение,или по ту сторону дисплея,..."

    Урок подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по проблеме  "Человек и вертуальный мир".Прилагается презентация....

    методические разработки к уроку внеклассного чтения в 8 классе по роману Коэльо "Алхимик"

    Разработка поможет учителю выйти на ключевые вопросы, встающие перед читателем романа, помогут интересно и содержательно провести урок...

    Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

    В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

    Презентация к уроку внеклассного чтения в 10 классе по роману Е.Замятина "Мы"

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Е.Замятина "Мы"....