Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения в 11 классе по роману Н. Веселовской "Переселение,или по ту сторону дисплея,..."
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

    Мухаметзянова Фания Наримановна

    Урок подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по проблеме  "Человек и вертуальный мир".Прилагается презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения(подготовка к сочинению. Вариант С)

    по повести Н.Веселовской «Переселение, или По ту сторону дисплея».

    11 класс

    Тема: « Как не потеряться в виртуальном мире».

    Цели урока:

    -проверить знание текста;

    -развивать связную речь учащихся;

    -научить внимательно и осознанно читать произведение, анализировать

    поступки героев, уметь обобщать, доказывать свою точку зрения;

    -воспитывать чувство ответственности перед близкими, умение

    противостоять соблазнам.

    Оборудование: презентация, текст повести, компьютер, интерактивная

    доска.

                                                             Ход урока

    I Вступительное слово учителя.

    II Сообщение темы и целей урока.

    III Работа над текстом повести.

    1. Слово о Н.Веселовской (презентация)

    2. Беседа с чтением эпизодов.

    - Расскажите о главных героях повести: Павле Лучинине, его жене Ирине, их сыне Тимке(предварительное задание по группам)

    ( Ирина не помнила своих родителей: отца у нее вообще не было, а мать умерла вдали от дома, на молодежной стройке, куда поехала в поисках лучшей доли. Произошло это, когда Иринке еще не исполнилось года. В детстве она знала только свою бабулю, которая и вывела ее в жизнь: после школы отправила в районный техникум, потом в Москву – ищи, дитятко, свое счастье. И счастье действительно нашлось: в Москве Ирина встретила Павла, родила Тимку. Со временем они стали благополучной городской семьей: Павел работает в небедной фирме, Ирина секретарь-координатор в стоматологии. Простая работа, не требующая квалификации, только женского

    терпеливого внимания, – но Ирине она как раз подходит. Даже с жильем устроилось как нельзя лучше: Павел прежде обитал в трущобном рабочем бараке, который вскоре снесли, а им на троих дали двухкомнатную квартиру. Теперь они приезжают к бабуле, как дорогие и, увы, нечастые московские гости. .)

    - С какой целью приобрел Павел компьютер?

        Вот даже и к компьютеру Павел обратился сперва исключительно из-за Тимки, не предчувствуя, какое значение это будет иметь для него самого. Прежде он очень переживал за сына: хрупкое сложение, чрезмерная впечатлительность, установленная врачами высота нервных реакций… Полный несуразной родительской любви, перехлестывающей в жалость, Павел хотел поддержать своего словно бы обделенного судьбой птенца, хоть чем-то компенсировать ему недополученное от жизни. Вот тут и замаячил на горизонте компьютер, способный переместить сына на более высокую ступень дворовой и школьной иерархии. Ведь дети сейчас отлично осведомлены, у кого что есть, а кто живет без дорогих игрушек. К тому же, говорят, школьнику легче учиться, когда у него на службе домашняя электроника…

    - Как изменилась жизнь Павла после приобретения компьютера?

        Это говорил совсем не тот Павел, которого Ирина знала больше десяти лет. Тот, настоящий, готов был горы свернуть, лишь бы первого сентября самолично отправить Тимку в школу. Однажды он, еще в прежней конторе, крупно повздорил с начальством, которому заблагорассудилось послать его первого сентября в командировку. Павел никуда не поехал – отправился с Тимкой на школьный двор. Вследствие чего и стал необходим переход на новую работу.

    - Каковы его чувства, ощущения? Когда он сидит за компьютером и оказывается в виртуальном мире?

      (Нет, человек должен быть счастлив иначе – чтобы все задуманное им в тот же час свершалось наяву. А достичь этого можно не в обычной действительности, где радости отмеряются крупицами, а внутри компьютера, готового исполнить твое любое желание. Не важно

    обладать, важно чувствовать себя обладающим. Какая разница, зиждется ли твое удовольствие на реальной основе или существует в ином пространстве? Ты его ощущаешь, и точка. Нажать клавишу компьютера все равно что взмахнуть волшебной палочкой, которая превращает тыкву в карету, крысу в кучера, а твои подлинные лохмотья в ослепительные наряды. И ты едешь на бал, на свой собственный праздник жизни, где все твое и все для тебя – как, собственно, и должно быть в настоящем мире. Однако увы… Бог редко дает человеку счастье, и никогда – полной чашей, ибо жизненный путь, как известно, тернист. И вот уже кто-то другой прокладывает параллельно этому неподъемному пути свою удобную, крытую асфальтом улочку. Где пойдет человек? Конечно, там, где легче идти, – хотя бы в его путевой карте было отмечено совсем другое…

    В заэкранье он отдыхал и восстанавливал истраченные в действительной жизни силы. Немудрено, что Павла стало тянуть туда как магнитом)

    - Чем отличается этот мир от реального?

       (Тимка еще не знал, но уже предчувствовал то, что однажды поняла его мама: после школы процесс обучения не заканчивается. Просто одни предметы уступают место другим: сперва Литература и Математика, потом Семья и Карьера, а еще позже – Подведение итогов и Навыки

    самодостаточности, обучающие на старости лет не быть никому в тягость. И один еще безвременный, неуловимый, но самый главный предмет, веющий у лица легким ветерком,

     – Смысл жизни…  Именно он отличает действительность от всех ее виртуальных двойников. Ибо его нет нигде, кроме как в нашем непростом, перепутанном, но все-таки настоящем существовании. В мире, созданном Богом и основанном на устремлении человеческой воли. )

    - Как изменилась жизнь Тимки и Ирины после того, как появился в семье компьютер?

    - Как вы понимаете фразу, что «папу украли?»

    - Почему сказка «Снежная королева» произвела на Тимку большое впечатление? Какую параллель можно провести между сказкой и данной повестью Веселовской?

    - Какие пути спасения отца придумал Тимка?

    - Что помогло Павлу вернуться к реальной жизни?

       (Не добившись ничего от компьютера, Павел стал постепенно возвращаться к настоящей реальной жизни. В первый раз его сознание откликнулось на болезнь сына.  Тимка слег с высокой температурой сразу после того, как впервые сходил на карате. Это случилось в тот самый вечер, когда у самого Павла начались первые сбои с посещением параллельного мира. Он сопоставил потом одно с другим – точно, эти обстоятельства следовали друг за другом.  Врач определил у Тимки хронический стресс, что и дало вспышку так называемого термоневроза. И где только ребенок мог настолько перенапрячься, что совсем слетел с тормозов? Но, как бы там ни было,

    теперь сын нуждался в тепле и заботе близких, и Павел стал относиться к нему внимательнее.

     Вслед за Тимкой, который уже пошел на поправку, в поле зрения Павла попала жена. Павел понял: все последнее время Ирина одна содержала семью, работая с утра до ночи, так что ее привыкли держать на работе без сменщицы. Это не дело, чтобы все лежало на плечах

    женщины, решил Павел. В ближайшее время ему следует искать работу...  А еще Павлу не нравилось, что жена теперь проходит мимо него, как мимо пустого места. Раньше их отношения складывались не так. Правда, он немало ночей провел на стуле перед компьютером, что,

    кстати сказать, совсем неудобно, но с этим ничего уже не поделаешь…)

    - Что нужно делать, чтобы виртуальный мир не «затянул»?

    - Значит, компьютер, виртуальный мир –это хорошо или плохо?

    -Какие же проблемы подняты в повести «Переселение,..»?

    -При написании сочинений (задание С ЕГЭ) на какие темы в качестве литературного аргумента можно использовать?

    IV. На дом. Написать сочинение по главной проблеме повести «Переселение, или По ту сторону дисплея»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

    Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

    Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

    Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

    разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

    разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

    презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

    презентация о творчестве К.Паустовского...

    презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

    презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...