«Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». (подготовка к сочинению).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Баранова Светлана Сергеевна

Методическая разработка урока по произведению А.С.Пушкина  «Капитанская дочка». Материал подготовлен мною в соавторстве с учителем русского языка и литературы  Корбут Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку.713.55 КБ
Файл Конспект урока.32.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». Баранова С.С ., Корбут Н.В. учителя русского языка и литературы МБОУ г.Ростова-на-Дону «Лицей №103имени Сергея Козлова».

Слайд 2

1.Решаемые учебные проблемы на уроке: Рассмотреть влияние семьи на формирование личности Петра Гринёва. Довести до понимания школьников смысл заветов отца. Подчеркнуть чувство ответственности за свои поступки (ответственность перед совестью). Выделить черты характера Гринёва, которые спасают его от смерти. Раскрыть черты характера Гринёва-офицера и Гринёва-человека. Определить принципы поведения Гринёва в отношении Пугачёва и его восстания.

Слайд 3

2. Задачи урока (для учеников): Проследить влияние семьи на формирование личности Гринёва. Определить роль заветов отца. Проследить причину конфликта Гринёва и Швабрина. Назвать принципы, которыми руководствовались Гринёв и Швабрин в данной ситуации. Какие художественные приёмы раскрывают характер Гринёва (поступок). Определить, чем руководствовался Гринёв во время пугачёвского бунта.

Слайд 4

Предтекстовый структурный элемент урока. 1 этап. Вхождение в тему. Объявление темы урока, целевой направленности, готовности к различным формам работы (беседа, сравнение, поиск материала, работа со словарём, работа в группах). Сообщение о средствах обратной связи – результате урока, то есть написание сочинения по произведению. Итак, тема нашего урока «Путь становления личности Петра Гринёва». Какое слово (слова) являются ключевыми в названии темы? (личность, путь). Что такое личность? Путь? Жизненная дорога? Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?

Слайд 5

Актуализация ранее полученных знаний, проверка домашнего задания. 2 этап. Подготовка к вхождению в текст. Какие темы раскрываются в романе? (семья, любовь, долг, честь) Ученики получили домашнее задание, нацеленное на выявление черт характера главного героя, проявляющиеся в определённой ситуации. Произведение «Капитанская дочка» имеет эпиграф: «Береги честь смолоду…» Учитель задаёт вопрос классу: Как вы понимаете эти слова? Почему они выбраны А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману? (ученики связывают слова народной пословицы с родительскими заветами) Проанализировав произведение, мы постараемся, ответить на вопросы: Выполнил ли Петруша Гринёв заветы отца? В чём был авторский замысел А.С.Пушкина?

Слайд 6

Вхождение в текст В центре нашего внимания П.Гринёв и всё, что с ним происходит. К каким эпизодам из его жизни нам следует обратиться? - Его семья и воспитание. - Гринёв-офицер ( Белогорская крепость, Пугачёв) - Взаимоотношения со Швабриным. - Любовь к Марше Мироновой.

Слайд 7

Группа 1. (главы СЕРЖАНТ ГВАРДИИ) Семья. Воспитание. Образование. Учебные вопросы: Что мы узнаём о родителях Гринёва? ( цитаты из текста о родителях ) В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? (цитаты о Савельиче и мосье Бопре ) Что герой считал верхом благополучия?( цитата о службе в гвардии) Как отец Гринев относится к предстоящей службе сына? Какие уроки получает Петруша от отца? (цитата заветы отца)

Слайд 8

Группа 2. Начало самостоятельной жизни. Первые жизненные уроки. . Учебные вопросы: Как Петруша относится к отправке на службу? Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? (встреча с Зуриным , ссора с Савельичем) Как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? (цитаты из текста) Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Что такое совесть, раскаяние? Какой можно сделать вывод о начале самостоятельной жизни героя? (цитата из текста мысли Петруши)

Слайд 9

Группа 3. (главы ВОЖАТЫЙ) Пророческий сон П. Гринёва. Учебные вопросы: Почему Гринева застал буран в степи? (упрямство, самонадеянность) Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему? Подарок тулупа – это просто благодарность? Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе? Каково значение пророческого сна П. Гринёва? С какими последующими событиями он связан? ( найти цитаты из текста) Какие чувства испытывает герой к человеку, выручившему его во время бурана? Каково символическое значение бурана?

Слайд 10

Группа 4. (глав КРЕПОСТЬ, ПОЕДИНОК ЛЮБОВЬ) Отношение к семье Мироновых. Взаимоотношения со Швабриным. Учебные вопросы: Каково первое впечатление Гринёва от встречи с обитателями Белогорской крепости ? (цитата описание крепости) Как взаимоотношения с Машей Мироновой повлияли на становление характера героя? В чём сходство и различие двух молодых офицеров? (работа с таблицей-схемой) Почему Швабрин не стал другом Петра Гринева? Какие нравственные качества проявляются в характере Петра во время ссоры со Швабриным? Что такое благородство, достоинство, честь? В чём состоит кодекс чести офицера?

Слайд 11

Группа 5. (Гл. ПУГАЧЕВЩИНА, ПРИСТУП, НЕЗВАННЫЙ ГОСТЬ). Встреча с Пугачёвым. Выбор чести. Учебные вопросы: Какие нравственные качества проявляет Петр Гринёв при встрече с Пугачёвым? Как вы понимаете значение слова «самозванец»? Как во время Пугачёвского бунта особенно проявились высокие нравственные качества одних героев романа и низость чувств других? Что значит для главного героя выбор чести?

Слайд 12

Группа 6. (заключительных глав романа) Нравственный выбор Гринёва-человека и Гринёва-офицера. Учебные вопросы: Что заставило Петра Гринёва вернуться в Белогорскую крепость? В чем смысл понятия нравственного долга для главного героя? (Долг чести человека, долг офицера) Опишите последнюю встречу Гринёва со Швабриным, почему именно этим описанием заканчивается рассказ Гринёва? Какова роль Маши Мироновой в судьбе Петра?

Слайд 13

Постекстовый структурный элемент урока. 5 этап. Выводы. Вспомним всё, о чём мы говорили на уроке. Как формируется личность человека? (в испытаниях, которые выпадают на его долю, достойно выдержать эти испытания – задача человека) Становление личности Петра Гринёва, его жизненный путь – это дорога чести. Итак, перечислим этапы (жизненные ситуации, в которых происходит формирование личности главного героя). 1. Семья, воспитание (уроки отца). 2. Первые самостоятельные шаги ( Зурин , Савельич, вожатый). 3. Служба в крепости (Швабрин, Пугачёв). 4. Встреча с Марией Мироновой (любовь).

Слайд 14

6 этап. Рефлексия, оценка работы на уроке, домашнее задание. На заключительном этапе обращаемся к целям и задачам урока, обсуждаем, удалось ли их реализовать . Домашнее задание : Написать сочинение по предложенным темам(на выбор). Что мне особенно понравилось в главном герое романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Какой жизненный урок оказал самое большое влияние на Петра Гринёв? Авторский замысел в истории создания романа «Капитанская дочка».

Слайд 15

Приложение. Памятка: Как писать сочинение. СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением. 1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами. 3. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.



Предварительный просмотр:

 

Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»».

Баранова С.С. Корбут Н.В. ,

                                                                учителя русского языка и литературы

 МБОУ г.Ростова-на-Дону

 «Лицей №103имени Сергея Козлова».

2016г.

                                                                                                          8 класс.

Тема урока: «Путь становления личности Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»».

(подготовка к сочинению).

1.Решаемые учебные проблемы на уроке:

  • Рассмотреть влияние семьи на формирование личности Петра Гринёва.
  • Довести до понимания школьников смысл заветов отца.
  • Подчеркнуть чувство ответственности за свои поступки (ответственность перед совестью).
  • Выделить черты характера Гринёва, которые спасают его от смерти.
  • Раскрыть черты характера Гринёва-офицера и Гринёва-человека.
  • Определить принципы поведения Гринёва в отношении Пугачёва и его восстания.

2. Задачи урока (для учеников):

  • Проследить влияние семьи на формирование личности Гринёва.
  • Определить роль заветов отца.
  • Проследить причину конфликта Гринёва и Швабрина.
  • Назвать принципы, которыми руководствовались Гринёв и Швабрин в данной ситуации.
  • Какие художественные приёмы раскрывают характер Гринёва (поступок).
  • Определить, чем руководствовался Гринёв во время пугачёвского бунта.

4. Технологии, методы преподавания литературы, применяемые на уроке:

  • технология формирования УУД;
  • метод погружения в историческую эпоху через чтение текста;
  • исследовательский метод;
  • рефлексивная технология.

5. Планируемые образовательные результаты урока:

     Формирование  и развитие универсальных учебных действий (УУД).

  • Личностные:

-Умение определять нравственные ценности произведения

-Развитие познавательной активности обучающихся

-Формирование собственного отношения у героям, их оценка, понимание  

  авторской позиции своего отношения к ним.

  • Метапредметные:

- умение мыслить,  анализировать прочитанное (познавательные),

- умение работать с планом, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей   (регулятивные),

- формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении (коммуникативные),

- умение строить монологические высказывания,

- умение работать в группе.

  • Предметные:

- выявление, заложенных в романе вневременных, вечных нравственных  

  ценностей,

- умение анализировать произведение, характеризовать его героев,

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической  

  литературы.

Ход урока.

  1. Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап. Вхождение в тему.

Объявление темы урока, целевой направленности, готовности к различным формам работы (беседа, сравнение, поиск материала, работа со словарём, работа в группах).

Сообщение о средствах обратной связи – результате урока, то есть написание сочинения по произведению.

Итак, тема нашего урока «Путь становления личности Петра Гринёва».

Какое слово (слова) являются ключевыми в названии темы? (личность, путь).

Что такое личность? Путь? Жизненная дорога? Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?

Работа в группах.

         Предлагается работа в группа, каждая группа обучающихся, анализируя текст по главам, раскрывает отдельный этап формирования личности главного героя, делает  вывод.

 В ходе работы составляется план будущего сочинения.

2 этап. Подготовка к вхождению в текст. Актуализация ранее полученных знаний, проверка домашнего задания.

Какие темы раскрываются в романе? (семья, любовь, долг, честь)

Ученики получили домашнее задание, нацеленное на выявление черт характера главного героя, проявляющиеся в определённой ситуации.

Произведение «Капитанская дочка» имеет эпиграф «Береги честь смолоду…»

Учитель задаёт вопрос классу: Как вы понимаете эти слова? Почему они выбраны А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману? (ученики связывают слова народной пословицы с родительскими заветами)  

Проанализировав произведение, мы постараемся, ответить на вопросы:

Выполнил ли Петруша Гринёв заветы отца?

В чём был авторский замысел А.С.Пушкина?  

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано.  

  1.  Текстовый структурный элемент урока.

3 этап. Вхождение в текст

 В центре нашего внимания П.Гринёв и всё, что с ним происходит. К каким эпизодам из его жизни нам следует обратиться?

- Его семья и воспитание.

- Гринёв-офицер (Белогорская крепость, Пугачёв)

- Взаимоотношения со Швабриным.

- Любовь к мари Мироновой.

Работа для групп: группа учеников берёт один из эпизодов и, находя в тексте цитатный материал,  отвечает на вопросы предложенные учителем. В конце делается вывод по каждому эпизоду.

Группа 1. (главы СЕРЖАНТ ГВАРДИИ) Семья. Воспитание. Образование.

Учебные вопросы:

  • Что мы узнаём о родителях Гринёва? (цитаты из текста о родителях)
  • В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? 

(цитаты о Савельиче и мосье Бопре)

  • Что герой считал верхом благополучия?(цитата о службе в гвардии)
  • Как отец  Гринев относится к предстоящей службе сына?
  • Какие уроки получает Петруша от отца?

 (цитата заветы отца)

Группа 2. Начало самостоятельной жизни. Первые жизненные уроки..

Учебные вопросы:

  •  Как Петруша относится к отправке на службу?
  •  Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? (встреча с Зуриным, ссора с Савельичем)
  • Как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? (цитаты из текста)
  • Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде?
  • Что такое совесть, раскаяние?
  •  Какой можно сделать вывод о начале самостоятельной жизни героя?

(цитата из текста мысли Петруши)

Группа 3. (главы ВОЖАТЫЙ) Пророческий сон П. Гринёва.

Учебные вопросы:

  • Почему Гринева застал буран в степи?  (упрямство, самонадеянность)
  • Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?
  • Подарок тулупа – это просто благодарность?
  • Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?
  • Каково   значение пророческого сна П. Гринёва? С какими последующими событиями он связан? (найти цитаты из текста)
  • Какие чувства испытывает герой к человеку, выручившему его во время бурана?
  • Каково символическое значение бурана?

Группа 4. (глав КРЕПОСТЬ, ПОЕДИНОК ЛЮБОВЬ)

 Отношение к семье Мироновых. Взаимоотношения со Швабриным.

Учебные вопросы:

  • Каково первое впечатление Гринёва от встречи с обитателями Белогорской крепости? (цитата описание крепости)
  • Как взаимоотношения с Машей Мироновой повлияли на становление характера героя?
  • В чём сходство и различие двух молодых офицеров? (работа с таблицей-схемой)
  • Почему Швабрин не стал другом Петра Гринева?
  • Какие нравственные качества проявляются в характере Петра во время ссоры со Швабриным?
  • Что такое благородство, достоинство, честь?
  • В чём состоит кодекс чести офицера?

Группа 5. (Гл.  ПУГАЧЕВЩИНА, ПРИСТУП, НЕЗВАННЫЙ ГОСТЬ).

 Встреча с Пугачёвым. Выбор чести.

Учебные вопросы:

  • Какие нравственные качества проявляет  Петр  Гринёв  при встрече с Пугачёвым?
  • Как вы понимаете значение слова «самозванец»?
  • Как во время Пугачёвского бунта особенно проявились высокие нравственные качества одних героев романа и низость чувств  других?
  • Что значит для главного героя выбор чести?

  .  

Группа 6. (заключительных глав романа)

 Нравственный выбор Гринёва-человека и Гринёва-офицера.

Учебные вопросы:

  • Что заставило Петра Гринёва вернуться в Белогорскую крепость?
  • В чем смысл понятия нравственного долга для главного героя? (Долг чести человека, долг офицера)
  • Опишите последнюю встречу Гринёва со Швабриным, почему именно этим описанием заканчивается рассказ Гринёва?
  • Какова роль Маши Мироновой в судьбе Петра?

  1. Постекстовый структурный элемент урока.

5 этап. Выводы.

Вспомним всё, о чём мы говорили на уроке.

Как формируется личность человека? (в испытаниях, которые выпадают на его долю, достойно выдержать эти испытания – задача человека)

Становление личности Петра Гринёва, его жизненный путь – это дорога чести.

Итак, перечислим этапы (жизненные ситуации, в которых происходит формирование личности главного героя).

1. Семья, воспитание (уроки отца).

2. Первые самостоятельные шаги (Зурин, Савельич, вожатый).

3. Служба в крепости (Швабрин, Пугачёв).

4. Встреча с Марией Мироновой (любовь).

6 этап. Рефлексия, оценка работы на уроке, домашнее задание.

На заключительном этапе обращаемся к целям и задачам урока, обсуждаем, удалось ли их реализовать.

Домашнее задание: Написать сочинение по предложенным темам(на выбор).

  1. Что мне особенно понравилось в главном герое романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
  2. Какой жизненный урок оказал самое большое влияние на Петра Гринёв?
  3. Авторский замысел в истории создания романа «Капитанская дочка».

Приложение.

Памятка: Как писать сочинение.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

  4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Материал, представленный в презентации, поможет в подготовке к сочинению учащихся разного уровня подготовки....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...