Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Рогачева Мария Петровна

Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».    

Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оценки эпизодов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание  в 10 классе)

Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание»

.

  • Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оценки эпизодов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание
  • Задачи:
  • Учебные: расширять словарный запас воспитанников, познакомиться с «инструментами создания» художественного произведения, повторить литературоведческие понятия, связанные с анализом прозаического текста, научить определять роль системы изобразительно-выразительных средств
    в их единстве;
    - развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе
    произведения;
    - культурологический подход

 

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, формировать  эстетический вкус, любовь к родному языку.

Развивающие развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского, актуализировать такое явление в жизнедеятельности человека, как « творчество», развивать понятие «мастер слова», развивать ассоциативное мышление, учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным.

Тип урока: урок развития речи с метапредметным результатом

Технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения,кейс-технология

Формируемые компетенции: коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Оборудование: презентация. раздаточный материал,.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа

 Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

– Ребята, чем мы занимаемся на уроках литературы? (читаем, анализируем произведения, говорим о писателях….) Наш урок мы начнем с того вида деятельности, которым обычно открываются наши уроки, с чтения эпиграфа: «Форма произведений Достоевского-выражение гигантского содержания»М.М.Бахтин

(1.2.3.слайды)

Осмыслите эти  высказывания и определите, как они могут быть связаны с темой урока?

. 

«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника. Для этого мы погрузимся в мир романа

« Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности». (А.Д.Дейкина)

. / текст

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.   Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный калорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.

Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем квартал был таков, что костюмом было трудно кого удивить «…» А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник! – и заорал во все горло, указывая на него рукой --   молодой человек вдруг остановился   и судорожно схватился за свою шляпу. –Я так и знал! –бормотал он в смущении,-я так и думал! Это уж всего сквернее!   Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить.   Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка… Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят… Тут нужно быть как можно неприметнее… Мелочи, мелочи главное!., вот эти мелочи и губят всегда и все…

2 текст

День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки«…» Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы само время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь;   мысль его переходила в грезы, в созерцание, он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села рядом с ним. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему. Но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновенье она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье;   она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута.

Они хотели говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны, худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего,  полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь.

      

      Вопрос для обсуждения в классе. Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Слайды19-25

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

Комплексный анализ эпизодов

Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев?

1текст

 атмосфера Петербурга - атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих. Люди здесь отчуждены друг от друга, обособлены от других, несмотря на тесноту. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления. Кажется, будто в самом воздухе Петербурга растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. И создается впечатление, что Петербург болен и больны, кто нравственно, кто физически, все его жители

Н. Бердяев: “Город – трагическая судьба человека. Город , который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальничестве”.

2текст

Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню, приходящую навестить Раскольникова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему? Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились какие-то новые микроскопические трихины, и «люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватым и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессознательно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!

Вот истинная кульминация романа! Вот оно — торжество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого грешника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые светлые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духовное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоевского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра

Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение

 Рефлексия.


«Надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания»,чтобы увидеть в конце лабиринта
ту свечу, которую зажег Достоевский» 

Что я узнал? Что вынес я из совместной работы? Изменилось ли моё представление о героях романа?

Домашнее задание

   1.Устное сочинение :

  • Мир романа Ф.М.Достоевского
  • «Преступление и наказание»
  • Что я могу сказать о романе по первым и последним страницам ?
  • В чем секрет мастерства Достоевского?
  • Мысли вслух…
  • «Их воскресила любовь?..»

2. Проекты( на выбор)

  • Образ Петербурга в русской литературе
  • Петербург в изобразительном искусстве

Нигилизм и нигилисты в русской литературе 19 века

Метапредметные технологии на уроках русского языка и литературы

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового учителя.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, заключается:

- в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

- в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;

- в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

- в заложенных в программу развития школы идеях личностно - ориентированного обучения;

- в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

 

Метапредметный подход. Что это такое?

- Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

- Плохо, что мы зачастую далеки от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Мы еще до конца не поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов.  Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени.

Главные особенности метапредметов

- Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категории.  Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

- Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания, сориентировать школьников на развитие базовых способностей.

- Таким образом, многообразие методических форм и приемов позволяет интенсифицировать работу на уроке.

Метапредметные технологии.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества:

Во-первых, он способствует успешной социализации учеников.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Наше МО занимается Проектной деятельностью более 10лет. Все начиналось, когда еще не было компьютеров в кабинетах. Нельзя сазать, что со своими учениками работаем над проектами постоянно, мы создаем  создаем  различные проекты при изучении определенных тем.

Интерактивная методика.

Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. Данная методика развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

В этой системе работают все наши педагоги. Каждый педагог применяет на своих уроках театрализацию, конкурсы чтецов, ежегодно участвуем в НПК, что тоже является интерактивной деятельностью.

Личностно–ориентированные технологии обучения.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Хорошо всем известная технология, наша школа работала над методической темой «Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

- умение составлять связное устное высказывание;

- умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

- умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

- умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

- умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

- умение использовать различные средства наглядности;

- умение выражать свое мнение и аргументировать его;

- умение оформлять научно-исследовательские работы;

- умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

- умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Регулярно педагоги нашего МО проводят интегрированные уроки совместно с другими педагогами.

Заключение.

И все-таки что является результатом метапредметного обучения? Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, на мой взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Конечно, пока это просто модное нововведение, но мне думается, что у этой образовательной формы большое будущее, поскольку она не просто помогает детям усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает детей к пониманию их сути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование с использованием ЭОР «Факторы, влияющие на климат России» (8 класс)

Конспект  урока-исследования с использованием ЭОР (для среднего интеллектуального уровня  класса) с технологической картой исследовательской работы учащихся....

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Урок-исследование по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока"Лик мира Петербурга Ф.М.Достоевского".Тип урока: исследованиеЦель:  проведение исследований по роману Ф.М.Достоевского для того, чтобы понять необычность изображения Петербурга, подвес...

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Урок-исследование «Применение 3D моделирования для изучения наглядной геометрии в 5 классе»

Урок-исследование  с применением  3D моделирования: 3D принтера,  3D ручки...