Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Колбасина Татьяна Николаевна

Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_lit-ry_v_6_kl.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 6 В классе по теме:

«Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова»

учителем русского языка и литературы Колбасиной Т.Н.

  1. Лицей, 6 в класс, в котором учатся 24 человека:  7 девочек, 17 мальчиков.  Уровень мотивации  учебной деятельности – средний. Большинство учащихся слабо владеют навыками создания связных высказываний, для них представляет определённую трудность анализировать текст, осмысливать его. Ученики 6 в класса не могут выразить себя творчески.  На уроках наблюдается пассивность.
  2. Характеристика урока с  позиции  его  места  в  курсе.

Урок «Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова» является составной частью учебной дисциплины «Литература», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока (формировать навык анализа эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как:

вызвать потребность в чтении художественных произведений, совершенствовать речевую, мыслительную культуру ознакомления учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, научить их понимать слово писателя,  формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в лицее - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями. Это очень сложный и трудоёмкий процесс, так как он протекает в условиях отсутствия литературной среды. Учащиеся слышат образцы грамотной литературной речи и пытаются высказывать своё мнение только в лицее на уроках;

развить умения применять знания с целью успешной социализации.

III. При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

• возраст учащихся (12 лет): психологические особенности подростков (появление чувства взрослости, самости «я»);

•  средний уровень обученности школьников; 

• техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета литературы, что создает положительный настрой класса на урок;

• специфика темы урока «Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова» (объективная содержательная сложность произведения - роман, большой объем) в рамках учебной дисциплины «Литература»; на протяжении всего урока шла работа с понятиями «конфликт, сюжет, композиция» в различных аспектах и на различных уровнях;

• свои собственные возможности педагога, имеющего   опыт в профессиональной педагогической деятельности.

С учётом личностно ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – умения высказывать своё мнение о прочитанном;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения пользоваться монологической и диалогической речью, углубляясь в художественную ткань текста.

в) опыта поисковой деятельности – в форме умений находить цитаты в тексте романа (например, ответ на задание найти портретное описание Шабашкина);

г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к героям романа К. Троекурову, А.Дубровскому (например, ответов на вопросы: «Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает К. Троекурова, А.Дубровского, они совершенно разные по характеру?», «На чем основывается их дружба? Что стало причиной ссоры героев?»

Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, стараюсь формировать познавательные умения шестиклассников (умение отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию). Использую методы проблемного обучения, а именно: ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода (поиска ответов на вопросы текстом А.Пушкина), методы исследования (например, сравнить черновой и окончательный вариант произведения: какие изменения были внесены писателем, чем они были вызваны)  и методы самостоятельной работы (работа с книгой, работа в парах).

Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (работа с текстом) использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что надеюсь, облегчило понимание учащимися художественный замысел писателя.

IV. Используемые на уроке наглядные средства.

1. Специально для данного урока презентация с необходимыми цитатами из романа А.Пушкина «Дубровский» (литературный  эксперимент, с которого начался урок, позволил сэкономить время на уроке).

2. Иллюстрации художника Д.Шмаринова к роману А.Пушкина как дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

3. Учебник «Литература. Учебник-хрестоматия» (часть I), 6 класс. Учебник-хрестоматия использовался на уроке в качестве пособия с текстом (стр. 75-151), а для неподготовленных к уроку учащихся и в качестве отдельных вопросов к главам при проверке знаний (стр. 152-153).

4. Исходя из места урока в общей системе уроков литературы, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – анализ художественного текста.

V.Опираясь на требования к современному уроку литературы, структура урока была запланирована следующим образом:

1.Организационный момент с определением цели урока (2 мин).

2. Теория литературы с записью в рабочих тетрадях литературоведческих терминов (2 минуты)

3.Индивидуальная работа для сильных учащихся (2 мин., т.к. задание было дано на перемене, ученики могли подумать, обсудить ответы друг с другом)

4.Словарная работа (с последующим включением в ответ слов честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня). (2-3 минуты)

5.Постановка проблемного вопроса. Работа над анализом текста с зачитыванием цитат из текста (примерно 30 минут)

6.Исследовательская работа (работа в парах) (2-3 минуты)

7.Вывод урока. (1-2 мин)

8.Дом. задание (1 мин)

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и исследовательский методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали со словами, которые им было предложено  включить в свою речь. Учу детей применять их в различных вариантах (как однокоренные, с изменением формы слова), направляю ход размышления и рассуждения, расширяю лексикон шестиклассников – одним словом,  используя технологию полного усвоения, т.к. считаю это наиболее целесообразным. Учитывая низкий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого (чтение текста и ответы на вопросы учебника для тех, кто дома не готовится, не читает) до творческого  уровня.

На этапе расширения знаний (30 мин.) осуществлялся анализ текста с опорой на предыдущие знания.

С целью «усиления» положительного личностного смысла полученной учебной информации, предлагаю в качестве домашнего задания работу по выбору (например,  подобрать пословицы о чести и достоинстве, проанализировать их, соотнеся с событиями главы 2 произведения А.С.Пушкина «Дубровский»).

Считаю, что урок  состоялся, и при  планировании   следующих  уроков буду  использовать знания  и  умения  учащихся,  достигнутые  ими  на  этом  уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-урок по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Материалы к заключительному уроку по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"....

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)....

Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок в форме викторины позволит сделать занятие интересным, познавательным....

Урок по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Конспекты к урокам по роману А.С. Пушкина "Дубровский"...

Цикл уроков по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».Цель урока: помочь учащимся разобраться ...