конспект урока "Развязка романа А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22._razvyazka_romana_dubrovskiy._glavy_xviii_xix.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 22. Развязка романа «Дубровский». Главы XVIII-XIX

Цель: помочь понять vмотивы поступков героев; выявить авторское отношение к героям романа и их поступкам; подвести итоги романа.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев; владеть навыками монологической и диалогической речи.

Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Обсуждение вариантов заглавий главы XVIII («Свадьба», «Окована на веки», «невозвратимые слова», XIX  «Будни разбойничьего лагеря», «Последний бой», «Конец лагеря Дубровского», «Дубровский исчезает»).
  1. Работа по теме урока
  1. Беседа по главе XVIII.

- Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? (Примерный ответ.  Кирила Петрович опять ходит взад и вперед по зале, «громче обыденного насвистывая свою песню», мы уже знаем, что это означает «необыкновенное волнение его мыслей». Весь дом в движении: слуги бегают, девки суетятся, во дворе толпиться народ, в комнате Маши служанки готовят невесту. И только Маша сидит ни жива, ни мертва, молчит, «бессмысленно глядясь в зеркало». Голова ее клониться под тяжестью бриллиантов, которые вовсе ее не радуют. Она бледна, неподвижна,  уже почти покорно ожидает своей участи. Только во время благословения она в отчаянии падает к ногам отца, но уже ни о чем не просит. Ее почти несут в карету. Верейский удивляется бледности и странному виду Маши).

- Надежды Маши на спасение рухнули. Все происходит для нее как в страшном сне. И тут появляется Дубровский. Почему Маша не приняла помощи Дубровского? (Примерный ответ. Маша ожидала Дубровского до последнего момента.  Но жизнь ее «уже на веки окована», «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Слишком поздно, уже ничего не исправить. Маша проявляет твердость,  верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но нарушить клятву не может).

  1. Аналитическое чтение главы XIX.

В основе беседы вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» к главе XIX стр. 140.

Вопрос 1. А.С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» свое утверждение. (Примерный ответ. «На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой как искусством, обличающим опыт портного…» Этот человек совсем не похож на разбойника. Другой эпизод: «В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога.  «Полно тебе, Степка,  - сказала она сердито, - барин почивает, а ты горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости». «Виноват, Егоровна, - отвечал Степка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает, да выздоравливает».

«Перед нами – ненастоящие разбойники. Перед нами – крепостные крестьяне, преданные батюшке-барину; изменились лишь внешние условия их существования», - считает литературовед В. Непомнящий.

- Против чего взбунтовались крестьяне? (Примерный ответ. Крестьяне взбунтовались, что их отнимают от своего хорошего, «родного» барина и передают «чужому», плохому, жестокому. Они беспрекословно слушают своего «отца», «кормильца». Владимир обращается к ним так: «Ну дети, прощайте…»

Вопрос 2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян. (Примерный ответ. Вскоре после сражения Дубровский «собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни». Правда он не очень доверяет своим сообщникам, не надеется, что они смогут провести «остальную жизнь в честных трудах и в изобилии…» «Все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Таким образом, он отделяет себя от них. Честь, с его точки зрения, - привилегия дворянина.  Месть, которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшие действия в качестве «благородного разбойника» представляются бессмысленными.

  1. Закрепление изученного материала.

- Каково отношение автора к своему герою-разбойнику? (Примерный ответ. Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности, защитником справедливости, человеком чести, независимым отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, никогда не бывает ироничным).

- Какова главная мысль, идея произведения? (Примерный ответ. Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В тоже время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство).

  1. Подведение итогов урока.

- В чем вы видите злободневность, актуальность романа «Дубровский»? (Примерный ответ. Роман "Дубровский" актуален и в наши дни. Он повествует о вечных человеческих ценностях: любви, чести, достоинстве, непримиримости к подлости. В образе главного героя Владимире Дубровском представлен умный, добрый, сильный, уверенный в себе человек, способный на настоящие поступки и трепетные нежные чувства. Человек, который умеет видеть и ценить прекрасное, любить и, в тоже время, сумевшего бросить вызов существующему строю. Но он всего лишь бунтарь по обстоятельствам. Изменения происходят в его судьбе, не затрагивая характер. Нельзя изменить что-то вокруг, не меняя себя).

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопросы и выполнить задание рубрики «Фонохрестоматия» стр. 141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...

Опорный конспект №1 к роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание" (1-я часть романа)

Опорный конспект  помогает учащимся увидеть и понять внутренний мир Р.Раскольникова. ОК удобен при анализе 1-й части романа....

Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (2-я часть романа)

Опорный конспект  позволяет понять внутренний мир героя. ОК удобен при анализе произведения....

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...