Урок по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

Конспекты к урокам по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  16. Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II, III).

        

Цель: показать сложный характер отношений героев романа; обучать анализу эпизода по плану; развивать умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев,  анализировать текст, работать в парах, группах  самостоятельно; владение навыками монологической и диалогической речи.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Обсуждение вопросов и выполнение заданий рубрики «Проверь себя» стр. 63.
  2. Устное рисование-описание Дубровского и Троекурова: их внешность, манера поведения, мимика и т.д.
  3. Обсуждение вариантов заглавий глав II («Отравленное торжество», «Сумасшествие Дубровского», «Неправедный суд», «Суд») и III («Отец и сын», «Возвращение Владимира Дубровского в родной дом»).
  1. Работа по теме урока
  1. Слово учителя.

Любое художественное произведение построено по определенным законам, состоит из отдельных элементов, связанных в единую композицию. Это относится и к литературе, и к любому другому виду искусства: музыке, живописи, графике, скульптуре, архитектуре, театру, кино… Сегодня мы посмотрим. Какую роль играет эпизод в общей системе литературного произведения.

  1. Составление плана-анализа эпизода.

Работа в группах. Учитель направляет ход рассуждения обучающихся вопросами и пояснениями.

- Какой, на ваш взгляд, элемент-отрывок, фрагмент, эпизод – играет ключевую роль в главе I? (Случай на псарне Троекурова).

- Как бы вы определили, что такое эпизод? (Ответы детей).

  Эпизод- это отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающей относительной законченностью, самостоятельностью, цельностью.

- Как выделить эпизод из общей ткани текста? (Надо определить его границы).

- На что нужно обратить внимание при анализе эпизода? (Кто участвует в действии, где оно происходит, что именно происходит между героями, как каждый себя ведет, как характеризуют героев их речь и поступки, какова роль эпизода в сюжете произведения).

- Попробуйте самостоятельно составить план анализа эпизода. (Чтение и обсуждение планов, запись в тетрадях общего плана).

План анализа эпизода:

  1. Границы эпизода и его условное название.
  2. Действующие лица.
  3. Место и время действия.
  4. Суть происходящего.
  5. Характеристика героев: поведение, речь, поступки и т.д.
  6. Роль эпизода в сюжете произведения.
  1. Беседа по главе II.

Вопрос 1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского старшего и Троекурова? На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке». Троекурова встретили  «с изъявлениями глубокого подобоставстия», усадили в кресло.

- Как велим себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел…. Сопровождаемый всем судом». «Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова»).

- Как вели себя герои? (« Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное свое удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию).

Вопрос  2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Вопрос 3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на преображение Троекурова и отравило его торжество? (Троекуров понял, что зашел слишком далеко. В нем заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он конечно не хотел).

  1. Анализ эпизода (главы II).

Работа в парах с последующим коллективным обсуждением.

  1. Аналитическое чтение главы  III.  (В основе беседы вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» к главе III стр.138).

- Как изменился Дубровский со времени суда? («Здоровье было плохо», «силы ослабевали», «был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях»).

Вопрос 1. Какой образ жизни вел Владимир Дубровский в Петербурге? Почему он позволял себе «роскошные прихоти»? (Владимир  «был привезен в Петербург на восьмом году  своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги»).

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских? (Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу «был романтически привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее  тихими радостями»).

Вопрос 2. Как воспринял он известия о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом? (мысль потерять отца … тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного… ужасало его». «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» Он решил «даже уйти  отставку, если болезное состояние отца потребует его присутствия». Владимир спешно выезжает к отцу).

Вопрос 3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову? (Возвратимся к главе I: «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь но его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господи упаси и избави: у него часом  и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне предано: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, мы уж за тебя встанем». Когда Владимир приехал в Кистеневку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог пробраться сквозь их усердную толпу»).

- Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? (По-человечески, не презирают их, не грабят. Добрые отношения можно увидеть в отношениях с няней Егоровной, кучером Антоном, и др. Крестьяне понимали, какая участь их ждет, окажись они у Троекурова).

- Какими представляют имения Троекурова и Дубровского? (Примерный ответ. Они даны в восприятии Владимира Дубровского, возвращающегося в родные места. Все в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка…вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей»  строит на «открытом месте», рядом с березовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Владимир чувствует, как «сердце в нем забилось». Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг»).

- Как встретились отец и сын? (Владимир «с жаром обнял своего отца». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он упал бы, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражен был его состоянием».)

  1. Закрепление изученного материала.

- Какова роль глав II и III в романе?

  1. Подведение итогов урока.

Суд призванный вершить справедливость, оказался неправедным. Он лишь расширил пропасть, разделявшую двух бывших друзей, Дубровского и Троекурова, сделав примирение невозможным.

Домашнее задание:

  1. Прочитать главы IV и V, озаглавить их.
  2. Составить тезисный план для пересказов отрывков из романа.
  3. Подготовить пересказ эпизода «Троекуров во дворе Дубровских».


Предварительный просмотр:

Урок 18. Что заставило Дубровского стать разбойником? Главы VI-VII.

Цель: помочь разобраться в поступках героев; развивать умения выделять нужную информацию в тесте, описывать иллюстрации к тексту.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, давать оценку событиям и поступкам героев, анализировать текст, работать группах  и самостоятельно; строить монологическое высказывание; соотносить тест произведения с иллюстрациями.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Проверка выразительного чтения по ролям эпизодов главы VI.
  2. Обсуждение вариантов заглавий глав VI («Прощание с родным домом», «Пожар»), VII («Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник»).
  1. Работа по теме урока
  1. Беседа по главе VI. (В основе вопросы рубрики «размышляем о прочитанном» к главе VI стр. 139)

- Какие чувства испытывает Владимир в доме своего отца, где хозяйничают приказные? (Примерный ответ. Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено».  Его мучает то, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он еще не решил, что делать).

Вопрос 1. «Нет, нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» - когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришел к такому решению?(Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждет при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгонят меня» - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, «погрузясь душою в мир семейного счастья, и не заметил, как прошло время». Опомнившись, он видимо, принял окончательное решение: «положив письма в карман. Взял свечу и вышел из кабинета». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня).

Вопрос 2. Что побудило крестьян присоединится к Дубровскому? (Дворовые крестьяне были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось).

- что затевал кузнец Архип? (Владимир встретил Архипа в темной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подъячих).

- Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Примерный ответ. Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виновты». Он велел Архипа отпереть двери в преднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразУ узнал о гибели приказных).

Вопрос 3.  Почему кузнец Архип губит подъячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (Архип не понимает, что причина бедствий не беззаконные действия невольных приказных, а несправедливый социальный закон. Его поступками движет злость и отчаянье. «Как бы не так, - сказал Архип, со злобной улыбкой взирающий на пожар». Однако злоба не единственное выражение его натуры. Он жалеет беспомощную «Божью тварь». В этом поступке проявляется многоплановость народного характер, представляющего между собой сплетение покорности мятежности, доброты и суровости).

  1. Беседа по главе VII.(в основе вопросы рубрики «Рассуждаем о прочитанном» стр. 139.

Вопрос 1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? (Решение стать разбойником для Дубровского это способ самозащиты, самоутверждения, проявление нежелания  стать одним из многочисленных приспешников Троекурова. Дубровским движет чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, дома, состояния, карьеры офицера.  Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества. Герой чаще руководствуется чувствами, чем соображениями пользы).

 - Какие черты характера Дубровского остались неизменными? (Дубровский остается верен идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником он остается служителем справедливости. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Таким образом он взял ответственность за людей, преданных ему. Внутренний склад характера героя не меняется). 

Вопрос 2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? (Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Все были уверены. Что это Дубровский)

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова? (Примерный ответ. Это остается временной загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии …и хорошей полиции». )

  1. Работа с иллюстрацией.

Работах в группах. Описании иллюстрации Д.Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» стр. 89. Далее коллективное обсуждение.

Комментарии

Перед нами репродукция картины Д. Шмаринова "Пожар в усадьбе Дубровского". Это произведение искусства полностью передает ощущение тревоги всех персонажей. Дубровский, стоящий в длинном черном пальто, снял фуражку и немного склонил голову. Его взгляд неподвижен. Кажется, что он прощается с домом. Под руку Дубровского держит женщина. Это его няня. Она опустила голову. Кажется, что ее тело содрогается в плаче от страха и отчаяния. Лица и стать других людей тоже указывают на то, что произошла настоящая трагедия. Лица героев напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне. Картина очень реалистичная и драматичная.

  1. Закрепление изученного материала

- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли вы его поступок?

  1. Подведение итогов урока.

- Какова роль глав VI, VII в романе?

  1. Домашнее задание.
  1. Перечитать главы VIII-X, озаглавить их.
  2. Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском от лица одного из персонажей (Маша, Дефорж, Троекуров).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....