Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Бянкина Надежда Борисовна

Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_28-go.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тайны Пушкина

ФИО

Бянкина Надежда Борисовна

Место работы

МБОУ «ООШ с. Правые Кумаки»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тайны Пушкина (по роману А.С.Пушкина «Дубровский») – 1 урок в теме

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. /авт.-сост. Г.С.Меркин.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011

  1. Цель  урока: Восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми, власти денег над человеком.
  2.  Задачи:

- обучающие: формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие  образ героя.

-развивающие: развивать логическое мышление, речь учащихся, умение работать в группе; способствовать развитию информационной культуры детей;

-воспитательные: воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости .

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Формы работы учащихся: групповая/коллективная работа.
  2. Необходимое техническое оборудование сетевой компьютерный класс
  3. Структура и ход  урока

Таблица 1.

Структура и ход урока

Роль учителя: создание  и организация  ситуации для обсуждения, подготовка вопросов, подготовка раздаточного материала

Роль ученика: принять участие в решении проблемных задач и в их обсуждении.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием   номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-

Вступительное слово учителя:

Введение в проблемную ситуацию

Слушают учителя, формулируют проблемный вопрос, ответ на который должны будут дать в конце урока

2-3 мин

2

Целеполагание. Постановка главной проблемы

-

Определяют главную проблему урока

2 мин

3

Подготовка к основному этапу занятия

№1

Распределение на группы:

Раздача

информационного материала, заданий каждой группе

Распределяют полученное задание в группе

 5

мин

4

Самостоятельная поисковая, творческая работа

1 группа –№  2

2 группа-№ 3

8 мин

5

Лабораторная работа. Исследование текста

Консультирует по поставленным задачам

Самостоятельно выполняют задания, используя указанные учителем ЭОР

10

мин

6

Обобщение и систематизация знаний

Рецензирует ответы учащихся, устанавливая не только правильность ответов, но и  их глубину, а также осознанность объема знаний

Презентуют и защищают полученные результаты

Каждой группе-3 мин

7

Подведение итогов занятия. Рефлексия

учебной деятельности

-

Дает анализ и оценку успешности выполнения задания, намечает перспективу последующей работы

Адекватно оценивают свою работу. Получают задания для выполнения домашней работы

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тайны Пушкина

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты,

тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Соотношение фрагментов текста с именем персонажа (203721)

Контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad0a98f1-77be-4386-8ad3-8c522ad5c408/%5BLI6RK_5-05%5D_%5BTR_03%5D.swf 

2

А.С.Пушкин История создания романа «Дубровский»

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29

3

Пушкин в 30-е годы

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст

http://a-pushkin.narod.ru/30godi.html

4

Иллюстрация к роману "Дубровский" Д. А. Шмаринова (В уездном суде) (N 203737)

Текст с иллюстрациями

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%EB%EB%FE%F1%F2%F0%E0%F6%E8%E8+%EA+%F0%EE%EC%E0%ED%F3+%22%C4%F3%E1%F0%EE%E2%F1%EA%E8%E9%22&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=48&subject%5B%5D=10

5

Пушкин А.С. "Дубровский". Глава 1. Фрагмент (N 143275)

Информационный

Аудиокнига

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a72c717b-dff1-4a25-a80b-32f54b52eab2/?

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

      «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам при решении многих вопросов, только нужно уметь понять, услышать автора.

   «Пушкин… унес с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем», писал Федор Михайлович Достоевский.

На слайде презентации портрет А.С.Пушкина, титульный лист романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Тема нашего урока «Тайны Пушкина»

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы

- Скажите, какова цель нашего урока?

Вчитываясь в страницы романа А.С.Пушкина, раскрыть мудрые наставления классика. Через авторское отношение к героям, размышление о проблемах взаимоотношений между людьми понять тайны Пушкина.

3. Подготовка к основному этапу занятия

Прежде чем обратиться к страницам романа, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполним в группах.

Деление на группы происходит  после выполнения задания по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/ad0a98f1-77be-4386-8ad3-8c522ad5c408/%5BLI6RK_5-05%5D_%5BTR_03%5D.swf)

- Соотнесите фрагменты текста или реплику из романа с именем персонажа, к которому они относятся.

После проверки выполнения задания учащиеся распределяются на группы в зависимости от результата выполненной работы (без ошибок; с 1,3 ошибками)

Учитель делит класс на группы, предлагая каждой найти ответы на вопросы:

Группа№1 Используя учебник «Литература» для 6 класса Меркина Г.С. стр.164-165 и ЭОР «А.С.Пушкин Роман «Дубровский»  (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29

 ), расскажите об истории создания романа А.С.Пушкина «Дубровский», иллюстрируя свой ответ иллюстрациями из  цифрового ресурса «А.С.Пушкин».

Группа №2  Используя учебник «Литература» для 6 класса Меркина Г.С. стр.162-164 и ЭОР «А.С.Пушкин в 30-е годы» (http://a-pushkin.narod.ru/30godi.html) расскажите о том, какие вопросы и проблемы интересовали Пушкина А.С. в 30-е годы.

Группа №3 Используя учебник «Литература» для 6 класса Меркина Г.С. стр.162-164 и ЭОР «А.С.Пушкин (N )» выпишите определение о романе как жанре, сопоставьте их. Каковы отличия нового жанра эпической прозы – романа?

4. Самостоятельная поисковая, творческая работа

Самостоятельная работа в группах

Используя раздаточный материал и предложенные ЭОР,  учащиеся должны будут подготовить сообщение и презентовать его классу.

Презентация результатов каждой группы

Представители от каждой группы выступают с сообщениями. Слушатели высказывают свои мнения. Учитель обобщает высказывания учеников и делает окончательные выводы: 

 (используя ЭОР ЕК).

     1. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

      Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

2. А.С. Пушкин в 30-е годы БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ 1830 г. В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина". Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот. Здесь, в Болдине, он много написал критических и публицистических статей, которые имели уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества.

ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ 
По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В этот период (1832) Пушкин задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева". Собирая материал для "Истории Пугачева" и ездя на места сражения, Пушкин в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Поэт по-прежнему превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства и преодолевающее на своем пути самые трудные барьеры.

4.Роман как жанр эпической прозы

5. Лабораторная работа. Исследование текста

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

  Какие же тайны скрыты в романе?

1 подгруппа

Кирила Петрович Троекуров. Перечитайте 1 главу романа А.С.Пушкина и заполните таблицу «Положительные и отрицательные стороны Троекурова» и постарайтесь ответить на вопрос урока. (глава 1 стр. 165 -167 со слов «Несколько лет тому назад..» до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил»)

2 подгруппа

Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. Проследите за развитием конфликта между помещиками и постарайтесь ответить на вопрос урока. (глава 1 стр.167-171 со слов «Раз в начале осени Кирилла Петрович… до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление»)

3 подгруппа

Кирила Петрович Троекуров и чиновники. Каковы отношения между героями. Какой урок дает Пушкин, показав исход судебного дела по делу Андрея Гавриловича Дубровского для судей? (Иллюстрация к роману "Дубровский" Д. А. Шмаринова (В уездном суде) (N 203737)  http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%EB%EB%FE%F1%F2%F0%E0%F6%E8%E8+%EA+%F0%EE%EC%E0%ED%F3+%22%C4%F3%E1%F0%EE%E2%F1%EA%E8%E9%22&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=48&subject%5B%5D=10)

4 подгруппа 

Троекуров и Шабашкин. Выразительно прочитайте сцену диалога Троекурова с Шабашкиным. С помощью каких слов передается авторское отношение к героям?

6. Обобщение и систематизация знаний

1. «Богатство, знатный род и связи давали большой вес в губерниях» Троекурову, развратили его. Он ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые.  Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких бесчестных людей.

2. О «войне» между соседями Пушкин пишет ироническим тоном, осуждая зависть, горячность одного, подлость, мстительность другого. Для Пушкина дружба дороже всего. Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища. «В том-то и сила, чтобы безо всякого права…»

3. Чиновники угождают богатому, надменному барину, нарушая закон, выполняют все его прихоти, но «надеявшиеся на благодарность, не удостоились получить ни единого приветливого слова».

4.Шабашкин, «отвешивая поклон за поклоном», «с благоговением» ожидает приказаний, а Троекуров  даже не запоминает  «как бишь зовут», грубо разговаривает. Слова «отвешивая поклон за поклоном», «поклонился почти до земли», «благодаря проворству» вызывают пренебрежительное отношение к таким людям, как Шабашкин.

Не заслуживает уважения человек, терпящий унижение перед власть имущими, богатыми людьми.

7. Рефлексия учебной деятельности

 - Какие тайны А.С.Пушкина вы раскрыли сегодня на уроке, перечитывая страницы романа «Дубровский»? Сделайте записи в тетради.

- Оцените свою работу на уроке? Достигли ли вы цели, решили проблему урока?

8. Д/з по выбору

1) Пересказ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге»

2) Пересказ от лица Владимира Дубровского о возвращении в Кистеневку

3) Ответить на вопрос «Каково отношение крестьян к ссоре двух помещиков?» (разговор Владимира Дубровского с кучером Антоном)

4) Написать рассуждение на тему « В том-то и сила, чтобы безо всякого права…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах

Обобщение опыта работы в старших классах, описание приемов, создающих условия для вовлечения учащихся в учебный диалог на уроках литературы....

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...

Современный урок литературы. Задачи и проблемы.

Методическая разработка напрвлена на повышение качества и эффективности уроков литературы в школах с нерусским (родным) языком обучения. В работе представлен многолетний опыт работы учителя словесност...

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

ИНФОРМАЦИННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из главных задач образования состоит не только в передаче знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, воспитании интереса к обучению, к самосовершенствованию и самовыражению. Стр...

Мастер – класс на тему: «Остаться на пароходе современности... (Современный урок литературы)»

Цель мастер-класса - знакомство учителей с приемами, помогающими разнообразить современный урок литературы, заинтересовать учащихся, мотивировать их на чтение художественных произведений....