Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы
статья по литературе на тему

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить после­дующее повторение, то есть рассредоточенное усвое­ние, что также требует организации их домашней учеб­ной работы. Не менее важное значение имеет она также для вос­питания учащихся, поскольку способствует формирова­нию у них прилежания, самостоятельности, служит сред­ством разумной и содержательной организации внешколь­ного времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент

современного урока литературы

Содержание

Введение.……………………………………………………………………....с. 3

Глава 1. Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы.……………………………………………..с. 6

Глава 2. Формы домашних самостоятельных заданий для учащихся………………………………………………………….……………с. 16

Заключение…………………….…………………………….………..……….с. 30

Список использованной литературы……………………….………………..с. 33

Введение

Совершенствование уроков литературы в школе - всегда актуальная проблема. Чем лучше организован и проведен каждый урок, тем шире и глубже будет литературное образование молодежи. Теперь, когда Российская Академия образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию реализует проект «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», перед словесниками закономерно снова и снова возникают вопросы: «Как улучшить преподавания литературы? Как избежать типичных недостатков, которые случаются на уроках?»

Художественные произведения дают большие возможности для «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». [13, 6.]  Но эти возможности не всегда реализуются учителем. Социологические и психолого-педагогические исследования подтверждают, что далеко не все ученики проявляют готовность постоянно общаться с произведениями искусства: каждый третий подросток является пассивным читателем. Это вызывает беспокойство. У многих учащихся не сформированы критерии оценки художественного произведения, поэтому они не умеют глубоко воспринимать настоящее искусство, наслаждаться им, разумно использовать его для своего духовного обогащения. Большинство учащихся не только средних, но и старших классов недостаточно владеют техникой выразительного чтения. Все это обусловлено многими факторами. Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить последующее повторение, то есть рассредоточенное усвоение, что также требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками».

Таким образом, домашняя самостоятельная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. В чем же заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является актуальной задачей учителя в любом классе. Поэтому, на мой взгляд, каждый словесник, готовясь к уроку литературы, должен продумать варианты домашнего задания с целью повышение у учащихся устойчивого интереса к своему предмету, выработки прочных знаний.

Цель данной работы - исследовать влияние домашней работы на учебную деятельность школьников по литературе, показать важность самостоятельной работы учащихся как элемента современного урока литературы. Ведь задача учителя словесника не только активизировать художественно-эстетических потребностей детей, приобщить их к искусству слова, но и формировать комплекс ключевых компетентностей и умение создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке.  

Для  достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить существующую психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

Выявить условия, средства и способы, способствующие положительному отношению школьников к процессу выполнения домашних заданий по литературе как важного компонента современного урока.

Проанализировать использованные в работе педагогические технологии, позволяющие формировать у учащихся положительное отношение школьников к процессу выполнения домашних заданий по литературе как важного элемента современного урока.

Глава 1. Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

Какой же смысл вкладывается в понятие современный урок литературы? Слово современный не значит лучший из всех возможных вариантов. Каждая эпоха ставит свои требования к уроку словесника. И не только потому, что изучение литературы всегда должно соответствовать требованиям времени. Уровень преподавания литературы в школе зависит и от многих других причин, в частности: 1) от ее места в общей системе школьных предметов, 2) характера развития методической науки, педагогики, дидактики, психологии, литературоведения, 3) подготовки учителя. Сегодняшний словесник значительно квалифицированнее анализирует художественные произведения, чем, скажем, его предшественники, он больше знает об ученике, о его духовных потребностях, интересах, особенностях восприятия им искусства слова.

Изменение художественных интересов школьников в значительной степени влияет на изменение статуса литературы как школьного предмета. Нельзя не учитывать и того, что с каждым годом растут темпы развития информации, совершенствуются формы и методы ее влияния на сознание человека. Если раньше, отмечают социологи, объем знаний увеличивался вдвое за каждые 100 лет, то за последнее полвека он превзошел границы приобретенных на протяжении всей истории развития человечества знаний. В этих условиях возникает диспропорция между непрерывным ростом информации и возможностью ее усвоения. Закономерно, что у современного человека производится реакция сопротивления как определенная защита организма от чрезмерной информационной перегрузки. Такая ситуация не может не отразиться на познавательных потребностях школьника, характере функционирования его познавательных рефлексов: у него далеко не всегда появляется чувство интеллектуального голода. Современного ученика не удивишь ни прекрасным художественным чтением текста, ни содержательным рассказом о писателе, ни использованием кинофильма, грамзаписей, Интернета и т.д. Теперь учитель - не единственный источник информации, как это было раньше. Бурное развитие таких средств коммуникации, как радио, кино, телевидение, Интернет, нередко порождает у школьников пассивно-потребительское отношение к искусству. Следует учитывать и другие факторы. Среднее образование теперь обязательно для каждого человека, но далеко не каждый школьник проявляет готовность учиться, добросовестно работать на уроках. Изменились и функции школы, мотивы обучения, потребности подрастающего поколения в духовном обогащении.

В каком же направлении словесник должен совершенствовать содержание, научный и методический уровень уроков литературы? Какие неиспользованные возможности для обеспечения высокой эффективности обучения и воспитания учащихся средствами художественного слова в его распоряжении? Чтобы усовершенствовать современный урок литературы, надо разумно учитывать субъективные и объективные факторы, от которых зависят обучение, воспитание и развитие учащихся.

Проблема повышения эффективности урока требует всестороннего, диалектического подхода. Это объясняется тем, что урок - сложная, целостная, динамическая система взаимообусловленных компонентов, среди которых важное место принадлежит содержанию, дидактической и методической структуре. Каждый из этих компонентов имеет свои резервы, реализация которых повысит эффективность всей системы.

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок, несомненно, должен характеризоваться следующими признаками:

- главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания;

- на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;

-на уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;

- на уроке реализуется деятельностный подход к обучению;

- организация урока динамична и вариативна;

- на уроке используются современные педагогические технологии.

Среди основных направлений совершенствования урока – необходимость строить учебный процесс с учетом его глубинных закономерностей; постоянно активизировать учащихся, развивать их самостоятельность и инициативу, надо внутренне перестроить обучение, рационально использовать новые резервы педагогического воздействия разнообразить методы и приемы работы.

Еще в недалеком прошлом в методической литературе слишком упрощался учебный процесс. Основное внимание сосредоточивалось на том, какую информацию должны усвоить учащиеся. Приобретение знаний часто уподоблялось к простому «переносу» их с головы учителя в голову ученика. Преподаватель подбирает для школьников нужную информацию, вооружает их нужными умениями и навыками, ставит конкретные цели урока и обеспечивает их реализацию. Ученик рассматривался преимущественно как объект педагогического воздействия, а он есть и субъект действия. Но ведь каждый учитель - это личность со своими предпочтениями, манерой общения, уровнем педагогической культуры и так далее. Да и каждый класс не подобен другому, а значит, и педагогические ситуации должны быть своеобразными и неповторимыми. Необходимо, чтобы на каждом уроке были созданы условия для активного самовыражения, самораскрытия и самоутверждения ученика как личности.

Оптимальный выбор методов, приемов и средств обучения предопределяется содержанием урока, характером и спецификой материала, который изучают школьники, их познавательными интересами и возможностями, уровнем интеллектуального развития. Включение учащихся в интенсивную умственную и творческую деятельность - необходимое условие полноценного урока литературы. Однако интенсификация учебной деятельности должна быть посильной. Как чрезмерная физическая работа переутомляет человека, так и умственное перенапряжение истощает творческие силы, порождает определенное противодействие. Учитывая это, важно продумать, какую работу ученики выполнят на уроке, какое задание получат на дом; что поможет снять постоянную умственную напряженность учащихся, внести интеллектуальную разрядку.

Обучение - коммуникативный процесс. Качество его в значительной мере обусловливается умением общаться, то есть зависит от характера функциональных взаимосвязей, возникающих в процессе работы между учителем и школьником и внутри ученического коллектива. Все это влияет на саморегуляцию деятельности школьника и определяет его статус. Ведь в процессе обучения должен удовлетворяться широкий спектр его потребностей: в творчестве, общении, самовыражении и самоутверждении.

Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Определить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и так далее).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников, за выполнением домашнего задания.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения современного урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. Издавна она служила и служит важнейшим средством углубленного усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.

Домашнее задание – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатом классах. Поэтому функция - развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала,  - также очень важна.

Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

Домашнее задание играет важную роль в процессе обучения, так как урок начинается с него: после организации начала урока (2 минуты), которая необходима с целью заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока, учителю нужно проверить выполнение домашнего задания, чтобы определить уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовить школьников к восприятию новой информации. Подведя итоги урока (2 минуты), выяснив, чему научились дети на уроке, что узнали нового, и аргументировав оценку знаний учащихся, преподаватель информирует о домашнем задании (3 минуты) и разъясняет способы его выполнения. Если учитель хочет, чтобы все обучающиеся положительно отнеслись к выполнению домашнего задания, он постарается предложить разноплановую домашнюю работу и предоставить разные формы выполнения с использованием тех источников, которые удобны детям.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока. В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует. Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников.

Выполнение домашнего задания без непосредственного наблюдения учителя — своеобразный вид самостоятельной деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашней работы обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению домашнего задания, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования.

Школу 21 века невозможно представить без Интернета. Все специалисты единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации. В то же время отмечается, что Интернет является лишь средством в учебном процессе и использование Интернет-технологий должно полностью контролироваться учителем.

Каждый из этапов изучения литературной темы имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, вид домашнего задания, позволяющего их реализовать (причем дает широкие возможности для разноуровневых заданий). Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, связанными с жизнью и творческой деятельностью писателя или поэта. Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, родных, друзей и современников. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова. Звуковое сопровождение может быть представлено тематически близкими музыкальными произведениями. Каждый ученик может выбрать то задание, которое ему по силам, которое его заинтересует, что позволит проявить себя на уроке, заставит взглянуть на учащегося другими глазами и учителю, и одноклассникам.

Программой предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и так далее. Учитель может предложить подготовить презентацию к уроку, в которую включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты – то есть в одном медиа-продукте размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала и устойчивого внимания учащихся.

Подготовка и защита самими учащимися проектов в форме презентаций с использованием Интернет-ресурсов переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Учитель предлагает выбрать необходимый для раскрытия микротемы материал, используя материалы сайтов, создать свою презентацию и подготовить выступление-защиту. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии школьниками нового материала, повышается уровень самостоятельности, появляется элемент здорового соперничества, а дискуссии, возникающие во время защиты проектов, позволяют выводить на первый план формирование навыков коммуникации, в полном объеме остается и общение обучаемого с учителем.

Глава 2. Формы домашних самостоятельных заданий для учащихся

В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий (в том числе по литературе), часто зависит и успешность учения в целом, успешность проведения современного урока. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое слабое звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа к уроку литературы может быть выполнена в форме презентации, иллюстраций к произведению, сообщения о писателе или истории создания произведения.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся получает какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Их было три восторженных поэта» (творчество А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского) школьникам предлагается подобрать материал по группам: одна группа – о Блоке, другая – о Есенине, третья – о Маяковском. Учащиеся знают заранее, как скомпановать материал, как его применить в процессе контроля на занятии. Конкурсные задания предлагаются учащимся заранее: визитка своего поэта, иллюстрации к произведениям, любимое блюдо представителей разных литературных течений, литературная дуэль – строчками из произведения своего автора ответить противнику на его вопрос, выразительное чтение стихов, музыкальное переложение стихов поэта.

Наиболее эффективным при выполнении групповой учебной домашней работы считается следующий тип урока литературы - урок-деловая игра. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

- актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

- создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

- работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание, подыскивает материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы: общее обсуждение проблемы (на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы). Так, в 11 классе при изучении творчества И.А.Бунина по теме «Рассказы Бунина периода эмиграции. Цикл «Тёмные аллеи». Концепция любви в произведениях Бунина  Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Принципы создания характера в прозе Бунина» учащимся предлагается урок-заседание редакции литературного журнала. Заранее учащиеся делятся на группы, которым дается задание – выбрать один рассказ из сборника «Тёмные аллеи», подготовить его аннотацию, предложить свою обложку, иллюстрации, подобрать эпиграф, приготовить сценку (значимую, по мнению группы), обосновать свой выбор. Каждая группа должна доказать, что выбранный ею рассказ, достойно представит творчество Бунина в номере журнала, поможет читателю понять авторскую концепцию любви.

Важными элементами урока являются анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности.

Дифференцированная домашняя работа – такая работа, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – необычный вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческая домашняя работа различается

- по содержанию: вопросник, кроссворд, макет, модель, ребус, сообщение, доклад, сочинение, реферат, исследование, эссе.

- по виду деятельности: индивидуальная, парная, мелкогрупповая (3–7 чел.), групповая (10–15 чел), коллективная.

- по уровню оформления: рабочая (в тетради, «с листа»…); экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…): файл-лист; буклет; брошюра; газета; альбом; «раскладушка» и так далее.

Основные цели творческого домашнего задания:

Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

Научить выделять главное из общей информации.

Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

Сформировать ораторские навыки.

Воспитание эстетической культуры.

Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Хотя задания такого типа предоставляют возможность учащемуся реализовать многие задачи, но злоупотреблять этим тоже нельзя - норма: одно задание в месяц на учащегося. Временные рамки выполнения - не менее недели.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приёмы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3—4 учебными предметами. В домашних условиях можно провести такие виды работ, которые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и так далее. Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жёстко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объёма.

Особую значимость приобретают так называемые опережающие задания, которые подготавливают учащихся к восприятию нового учебного материала, возбуждают интерес. Материал домашнего задания в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и другие. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длительный срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематическую самостоятельную деятельность ученика по углублённому изучению избранной темы. Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и другие. Их цель — включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных учебных предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении. Подобного вида работа предполагается при подготовке к уроку в 7 классе по теме «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых».

Цель: 

- развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

- развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;

- расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого, познакомить с особенностями его творческого метода;

- помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Учебно-познавательная компетенция

Базовый уровень: знать основные этапы жизни Толстого, особенности его творческого метода, уметь  делать индивидуальные сообщения на заданную тему, уметь характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героя (продуктивный (коммуникативная функция) (личностное саморазвитие) и исследовательский (личностное саморазвитие).

Продвинутый уровень: уметь анализировать эпизод, уметь давать сравнительную характеристику писателя и его героя (исследовательский)

Информационная компетенция: поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации, свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, владение навыками создания собственного текста

Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н.Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л.Толстого, презентации с использованием интерактивной доски.

На доске эпиграфы урока:

Раннее детство – то период, в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят.

                          Л.Н.Толстой. «Детство»

    Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?

                            Л.Н.Толстой. «Детство»

Ход урока:

1. Беседа

- Какие произведения Л.Толстого вы читали?

- Какие герои этого писателя вам нравятся?

- Какие мысли героев Толстого вас затронули?

2. Вступительное слово учителя:

- Когда слышишь имя Льва Николаевича Толстого, вновь и вновь невольно повторяешь про себя слова великого писателя из его автобиографической повести «Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Мне, кажется, вы с завистью смотрите на беззаботных малышей и понимаете, что невозможно с ним не согласиться.

Как же тонко чувствовал классик русской литературы, глубоко проникаясь состоянием детской души! Детство – это замечательная пора для каждого человека, только не каждый может без стеснения об этом сказать. Понимание того, что переживает человек в детстве, заставило яснополянского графа подарить крестьянским ребятишкам возможность открыть для себя огромный мир, поэтому он создает в своем имении школу и учит детей по «Азбуке», написанной им самим.

3. Учащийся: «Детство» появилось в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года, но многие увидели в нём «прекрасную надежду русской литературы) под изменённым заглавием «История моего детства» и за подписью инициалами: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Автор настаивал на мысли о типичности изображённых им лиц, жизненно-бытовых обстоятельств и детской психологии. Несомненно, повесть основана на жизненном опыте самого Толстого, в ней постоянно присутствует сам писатель, его переживания, его мысли, его личность. И в то же время своё перемешано с материалом чужих жизней, в частности жизни знакомой ему семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший  и возмужавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах.

4. Учитель: Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем  движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.

  Многие читатели поражены такой  прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные  недостатки?

Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.

Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого будущего писателя? Какими были его родители?

5. Сообщения учащихся с показом презентации – фото Ясной Поляны, самого писателя и родных  Льва Толстого:

Лев Николаевич Толстой  родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье.  По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.

На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что  она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник.

Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.

6. Словарная работа:

В кратком словаре литературоведческих терминов своего учебника найдите определение данного жанра: Автобиография (от греч. autos – сам, bios - жизнь, grapho - пишу) – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.

7. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Maman»:

- В чём особенность повествования в произведении Л.Толстого «Детство»? Как вы думаете, зачем автор использует этот приём?

- Какой мы видим мать Николеньки в главе «Maman»?

- Когда её лицо становилось лучше? Замечали ли вы, как улыбка меняет лицо человека?

- Можно ли понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам? Почувствовал ли это Николенька?  

- Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, заметив её печаль, мальчик не задумывается над этим?

8. Учащийся: «…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».

- Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?

9.Учащийся: Лев Николаевич Толстой очень любил своего отца, который представлялся ему человеком добрым и мягкосердечным. Николай Ильич был со всеми учтив и ласков, но ни перед кем никогда не унижался, часто бывал насмешлив и всегда умел сохранять чувство собственного достоинства. В умственном, духовном развитии он стоял на «уровне образованья людей своего времени». Любил книги, имел довольно значительную библиотеку. Ещё юношей отец писателя вступил корнетом в казачий полк, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе. После семи лет военной службы он вышел в отставку в чине подполковника. О минувшей войне Николай Ильич любил весело и живо рассказывать детям. Вероятно, именно отец был первым, кто пробудил в мальчике «воинственную поэзию», заронил в его душу мечты о воинских подвигах и боевой славе.

В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1832 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть. Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.

10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:

- Каким предстаёт отец Николеньки  на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу?

- Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева?  

- На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?  Какие из них вам кажутся определяющими?

- Какое значение имеет название главы?

- Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым?  

- Какова атмосфера  в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?

- Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?

- Как вы понимаете слова эпиграфов к уроку? Чем они близки вам? Возникает ли у вас когда-либо такое чувство?

11. Заключительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».

Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психологическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречивые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко представить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способствовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь  Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования, на котором «чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».    

 12. Домашнее задание: прочитать статью о Толстом, оставшиеся главы в учебнике, приготовить рассказ об одном из героев.

Каждый педагог, готовясь к уроку, стремится дать знания обучающемуся, вызвать у него стойкий интерес к своему предмету, поэтому прекрасно понимает, что без тщательно продуманного, регулярно и систематически выполняемого домашнего задания невозможно достичь высокого качества обучения, ведь домашняя самостоятельная работа учащихся является важным элементом современного урока литературы.

Заключение

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому и для домашних заданий требуется особый подход как со стороны учителя, так и со стороны учеников и родителей, которые, вспоминая свою школьную жизнь, часто негативно относятся к нововведениям. Не все родители понимают, что во всех видах домашних заданий наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника.

Учителю необходимо современного родителя убедить, что главным назначением домашнего задания является:

- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и так далее).

Особенно эффективны домашние задания, сформулированные учителем как познавательные задачи. Многие преподаватели строят систему домашних работ на заданиях-минимумах и заданиях-максимумах. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые — добровольными. На современном этапе развития школы распространены коллективные формы. В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении домашнего задания особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника. Характер, объём, сложность домашней работы должны быть обоснованы.

Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности. В 4-8-х классах проводится развёрнутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приёмы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если домашнее задание отличается от работы, выполняемой в классе, учитель на отдельном примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиболее сложных элементов. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения  домашней работы, создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь. Для учащихся старшего возраста, обладающих опытом самостоятельной работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей учебного материала, характеристикой обязательной и дополнительной литературы, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений научной организации труда школьника. Такая система руководства домашней работой даёт возможность школьнику выступать в роли организатора своей познавательной деятельности (учебной и самообразовательной, обязательной и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Предполагая самостоятельную работу обучающегося, учитель понимает её важность, так как домашнее задание выполняет различные функции:

- выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему;

- стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

- развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Планируя этапы урока с использованием самых разных современных технологий, учитель не должен забывать о важном элементе современного урока литературы - домашнем самостоятельном задании учащегося. Без проверки его выполнения нельзя добиться прочных знаний, ведь по мнению Н.К.Крупской, «задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».

Литература

Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие / А.М. Антипова. - М.: Флинта-Наука, 2003.

Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - № 3.

Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006.

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост.и вступ.ст. Н.И.Азаровой; Оформл.Г.Ордынского. – Переизд. – М.: Дет.лит., 1988.

Кулешов Ф.И. Л.Н.Толстой: (Из лекций по рус.литературе XIX в.). – Мн.: Изд-во БГУ, 1978.

Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. - М.: Российская педагогика, 1997.

Курилов А.С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? / А.С. Курилов // Русская словесность. - 2004. - № 4.

Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч 1 /авт.-сост.В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2011.

Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. – М.: Худож.лит., 1981.  

Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

Подласый И.П. Виды и формы обучения: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003.

Подласый И.П. Педагогика:100 вопросов – 100 ответов. Уч.пособие для вузов. – М.: Владос-пресс, 2004.

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2011.

Смелкова З.С. Литература как вид искусства: книга для учителя и учащихся / З. С Смелкова. - М.: Флинта, Наука, 1997.

Толстой Л.Н. Детство. – М.: Советская Россия, 1980.

Троицкий В.Ю. Словесность в школе: кн. для преподават. русской филологии / В.Ю. Троицкий. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. – М.: Знание, 1982.

Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Ясная Поляна. Составитель Т.Н.Архангельская. Вступител.статья В.А.Лебедевой. Художник А.Москаленко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1978.  

http://festival.1september.ru/articles/511854/

http://www.BestReferat.ru/referat-218323.html

http://www.kontrolnaja.ru/dir/pedagogika/194631


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся по литературе и русскому языку

Методический доклад на тему "Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся  по литературе и русскому языку"...

Проблема организации самостоятельной работы учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности учащихся, которая освещается в литературе. В статье проведен анализ основных материалов, касающихся этой проблемы....

Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы

Доклад представляет собой размышления учителя о роли самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в процессе формирования думающего, образованного читателя. Внимание акцентируется на необходим...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Перед учителем  биологии стоит задача- помочь обучающимся эффективно изучать материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень их знаний. Учащиеся должны уметь четко излагать свои...