Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему

Доклад представляет собой размышления учителя о роли самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в процессе формирования думающего, образованного читателя. Внимание акцентируется на необходимости руководства самостоятельной работой учащихся со стороны учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Никифорова Галина Владимировна, МАОУ  «Лицей» городского округа

 город Урюпинск,  учитель русского языка и литературы, Волгоградская область

Аннотация

Доклад представляет собой размышления учителя о роли самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в процессе формирования думающего, образованного читателя. Внимание акцентируется на необходимости руководства самостоятельной работой учащихся со стороны учителя.

Каждый из нас понимает, как богаты возможности самостоятельной работы для развития учащихся. Она формирует личностное отношение к материалу, способствует становлению человека, делает прочными  умения и знания. Практика подтверждает тот факт, что  знание, которое включается в самостоятельную деятельность учащихся, усваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое сообщается учителем как готовое знание.

 Чтобы самостоятельная работа отразилась положительно на свойствах, качествах личности, недостаточно «бросить» ученика в прекрасный и не очень простой литературный мир.

 Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задании цели. Сознательное стремление означает осознанность работы, достаточно высокий уровень знаний и умений, знания последовательности, этапов работы, способов решения проблемы. А если этому не учить, то вряд ли приходится рассчитывать на успех. На мой взгляд, необходимо использовать всю систему методов обучения на уроках литературы, так как каждый из них содержит в себе возможность формировать определенные свойства познавательной деятельности учащихся, развивать их самостоятельность в постижении литературы как искусства. Так, метод творческого чтения, реализуемый в целом ряде приемов,- слушание художественного текста, выразительное чтение, пересказ, рисунки к прочитанному, устное словесное рисование, инсценирование - способствует развитию художественного восприятия, углублению впечатлений от прочитанного, пробуждению эмоций на прочитанное.  При исследовательском методе, осуществляемом в таких приемах, как сопоставление героев литературных произведений, сравнение произведений различных видов искусств, рецензирование и т.д., наша задача – подготовка учащихся к самостоятельному изучению художественного произведения. Безусловно, на разных ступенях обучения учащихся самостоятельная работа предполагает свои виды и формы. Помня об этом, можно воспользоваться  классификацией типов самостоятельной работы, предложенной  П.И. Пидкасистым. Ученый выделяет четыре типа самостоятельной работы: самостоятельная работа по образцу, реконструктивная, вариативная и творческая. Задания всех типов самостоятельной работы разнообразны и предполагают наличия у учащихся определенного багажа знаний и умений

Никакая самостоятельная работа не даст ожидаемых результатов без обучения учащихся приемам самостоятельной работы. Без овладения умениями анализа художественного произведения невозможна успешная деятельность учащихся на уроке литературы.  Именно поэтому  необходимо  учительское руководство самостоятельной работой учащихся. Любой этап урока и любой вид деятельности на уроке представляют для этого возможности. Как важно, например, развивать воссоздающее воображение. Наверное, многие в своей практике сталкивались со случаями, когда устная словесная картина, представленная учащимися,  не соответствовала художественному тексту или даже искажала авторский замысел. Значит, важно научить учащихся находить художественные детали, создающие картину, отбирать их и опираться на них при словесном рисовании.

Литература как учебный предмет не достигнет своей цели, если не сможет вызвать эмоционального отклика, эмоционального отношения к героям, их поступкам, событиям. Нам, учителям, должно быть важно показать детям, что переживают герои, как выражаются их чувства, каким образом автор передает свое отношение  к ним. Такая работа обогащает духовный мир учащихся. Выполняя под руководством учителя задания такого плана, ученики обучаются приемам анализа художественного произведения, таким образом приобретают устойчивые читательские навыки. Задания учителя для самостоятельной работы разнообразны: перечитать главы, пересказать отрывок, устно проиллюстрировать  эпизод, ответить на вопросы, подготовить свой опросник, выполнить мини проект, провести исследовательскую работу и т. д. Но при этом мы должны хорошо себе представлять, какой должна быть деятельность ученика на данном этапе обучения, как она будет усложняться, какие умственные действия помогут выполнить ту или иную работу, как будет осуществляться руководство ею со стороны учителя. Речь идет о необходимости управления процессом восприятия художественного произведения. Бесспорно, организация самостоятельной работы учащихся необходима и важна. Руководя самостоятельной работой учеников на всех этапах работы с художественным текстом, постепенно усложняя задания, учитель сможет сформировать думающего читателя, который, накопив  опыт самостоятельного анализа произведения,  оказавшись наедине с новым художественным текстом, сумеет разобраться в ее идейно-художественном своеобразии, определить свою точку зрения и сопоставить ее с авторской оценкой, а также дать аргументированное суждение о прочитанном.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа учащихся. – М.,  Педагогика, 1972 г.
  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. – М., Академия, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а  иногда и не знают, откуда взять информацию, -...

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...