Главные вкладки

    Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"
    презентация к уроку (8 класс) по теме

    Букачёва Елена Владимировна

    Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon проблемная тема учителя229 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач коррекционной школы – подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе. Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей, так как каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Только зная эти познавательные особенности, интересы, уровень подготовки, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями, навыками. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и

    сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности  необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

    Целью данной программы является изучение организации самостоятельной

    работы школьников и условий их успешной реализации в условиях коррекционной школы.. Для рассмотрения данной цели я прибегла к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомилась с множеством определений, и выяснила какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

    Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

    В процессе обучения учащиеся должны достичь   достаточного уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными

    заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

    Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную

    переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

    И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и деятельности развивается человек.

    Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне затруднительный. Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. Опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Естественно, меня, как учителя, волнует вопрос, как сделать процесс обучения доступным, интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха. Поэтому передо мной постоянно стоит задача – создание таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка в условиях коррекционного обучения. Решение этой проблемы я вижу в использовании технологии дифференцированного обучения.

    В данной программе показана система продуманной работы с учащимися, которые постепенно приобретают знания, и что самое главное разнообразные умения самостоятельной работы на уроках русского языка.

    Гипотеза :

    Применение различных видов самостоятельной работы на уроке  русского языка формирует умения учащихся самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.

     Цель программы:

    Способствовать развитию навыков самостоятельной работы на уроках русского языка в условиях коррекционной школы.

    Объект программы:

    Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы.

    Предмет исследования:

    Условия реализации самостоятельной работы учащихся.

    Задачи программы:

    1.изучить теоретический материал по данной теме;

    2.разработать методику  проведения самостоятельных  работ на  различных этапах урока;

    3.развивать навыки самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.

    Теоретический аспект.

    При

     I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.

         1.1.         Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности.

    Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

    Основополагающим требованием  к современной коррекционной  школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

    Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками  организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.

    Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно- поисковой деятельности.

    Структура самостоятельной   деятельности:

    Первая группа:

    1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

    2)оперативный компонент: разнообразные действия,

    оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

    3)результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

    Вторая группа:

    1)содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

    2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

    3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

    Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

           1.2.         Понятие “самостоятельная” работа и её функции.       

    Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации

    самостоятельной работы школьников,  И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

    Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без

    непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально

    предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся

    достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной  форме результат.

    Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И.

    Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как

    целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточного  уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

    Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

    Попробую  более точно определить, что же по существу входит в понятие

    “самостоятельная деятельность”.

    “Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой

    феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

    Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности самостоятельно или с помощью.

    “Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

    “Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация

    деятельности.

    “Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя,  целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

    “Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в

    последующем развитии приобретающее,  личностный смысл, т.е. собственно

    психическое наполнение.

    “Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который

    осуществляет её исполнение на личностном уровне.

    Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

    А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

    Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных

    действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

    В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной

    деятельности, требующий от учащегося, достаточно уровня самосознания,

    рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

    Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.

    Во-первых:

    знания, навыки, умения  нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осмысление устной информации, чтение, разбор и осмысление

    текстов, и  критический анализ.

    Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания  изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

     Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь  ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

    Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая

    работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного

    педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как

    воспитательная, образовательная, развивающая.

         1.3.        Управление самостоятельной деятельностью школьников.     

    Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.

    Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде. Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты,  реализующие эти

    цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и

    объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.

    Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу

    несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для учащихся ЗПР оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённых затруднений (хотя иногда они имеют

    место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их

    добровольность и самостоятельность.

    Для полного понимания проблемы  необходимо выявить общее и особенное в

    понятиях “управления”, “педагогическое руководство”, “организация”, которые часто употребляются как синонимы.

    Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

    Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.

    Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов,

    стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

    Итак, мы выяснили, что в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое  участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

    1)   дифференцированный подход к учащимся с соблюдением

    посильности учебных заданий;

    2)  планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и

    последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

    3)  контроль учителя;

          4)  переход от контроля учителя к самоконтролю, взаимоконтролю.  

       

                   II. Система самостоятельной работы учащихся               

         

     2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся 

    На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е.представляют систему.

    Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

    При построении системы самостоятельных работ в качестве основных

    дидактических требований выдвинуты, следующие:

    1.     Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

    2.     Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на достаточном уровне.

    3.     Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

    4.     Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

    Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

    Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее

    предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится

    планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

    Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

    При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и

    содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения,

    основными принципами дидактики. Наиболее важное значение, в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

    1.     Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

    Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности учащихся в работе.

    2.     Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и

    побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

    3. Сначала  у учащихся нужно сформировать простейшие навыки

    самостоятельной работы (выполнение работы по образцу). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

    4.     Для самостоятельной работы детей ЗПР нужно предлагать такие задания, выполнение которых  допускает действия по шаблону (учащиеся репродуктивного уровня обучения).

    5.     В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для

    овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

    Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы

    учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным.

    6.     Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать

    интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач,  необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой  задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

    7.     Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

    Результаты работы  оказываются, более ощутимы, когда привитием

    навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив

    учителей, на занятиях по всем предметам.

    8.     При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять

    разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.

    9.     При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы  обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам взаимоконтроля,

    самоконтроля и осуществляет контроль над качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

         2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся

    Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая

    выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без

    непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, письменные работы) результат

    умственных и физических действий.

    Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

    В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы

    учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

    Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

    1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно

    приобретать знания;

    2)закрепление и уточнение знаний;

    3)выработка умения применять знания в решении учебных и

    практических задач;

    4)формирование умений и навыков практического характера;

    5) формирование творческого характера, умения применять знания в

    усложненной ситуации.

    Каждая из перечисленных групп, включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью  практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания..

    Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

    1.     Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно

    приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и сопоставлений, работ аналитического характера.

    2.     Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной

    системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от  несущественных.

    3.     Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью выполнения работ  различного вида,  в общем виде, творческих работ и т.д.

    4.     Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов выполнения самостоятельной работы.

            2.3. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.       

    Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной

    деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения.

    Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку школьников; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя.

    В истории педагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования, которая  отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса. Но наиболее успешной, на мой взгляд, является система индивидуализированного обучения.

     Успешная организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся зависит от способа решения задач.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Анализ практики использования задач показал, что наиболее распространенным способом организации решения задач является немотивированное требование решить задачи без формулирования учебной цели их решения, когда все сводится к быстрейшему поиску решения и получения нужного ответа, которым и завершается процесс решения.

    Лишь небольшая часть учителей указывает, что они всегда формируют цель

    решения задач. Некоторые учителя не только сами формулируют, но и привлекают к этому учащихся, т.к. считают, что это дает возможность лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее назначение, и тем самым создает условия для лучшего ее усвоения. Этот способ называется способ целевого требования.

    Наконец, совсем незначительная часть учителей не только формулирует цель

    решения задачи, но строит процесс ее решения, как процесс разрешения

    проблемы, осуществление цели, и после решения обсуждают с учащимися, как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот способ называется учебно- проблемным.

    Таким образом, данные убедительно показывают, что совершенно недостаточно лишь сформулировать цель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процесс разрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то анализ педагогической практики учителей, показывает, что этот путь связан с использованием в обучении учебно-проблемного  способа организации решения задач.

    Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:

    1)     Вводно-мотивационный этап.

    На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает, какие знания, и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.

    2)     Операционно-познавательный этап.

    На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

    Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся, часть учебного материала передается  для индивидуального изучения и проработке по учебнику.

    3) Рефлексивно-оценочный этап.

    Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем. Самое трудное для учителя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно

    передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

         2.4. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

    познавательной способности учащихся

    Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

    Практический опыт учителей многих школ показал, что:

    1. Систематически проводимая самостоятельная работ при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

    2. Организация выполнения учащимися разнообразных, по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

    3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ

    ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков  практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

    4.С течением времени при систематической организации самостоятельной

    работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по

    предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

    В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение работ.        

    Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

    Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие

    познавательного  интереса к предмету. Учащиеся должны

    понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Учебная деятельность должна быть интересной, давать удовлетворение.

    Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные фрагменты из кинофильмов,  и другие средства наглядности.

    Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во- вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

                       

    Практический аспект.

    Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотелисамостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учительпартнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя,подходыорганизации процесса взаимодействия  с учениками.

    Упражнения – как самостоятельный вид учебной деятельности.

    Традиционным видом выполнения работ являются упражнения.  Сущность его заключается в систематической обработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Из этого следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

    На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий.

    При проведении тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

    1.Учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности.

    2.Показ учителя, как нужно выполнять то, или иное упражнение.

    3.Первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике.

    4.Последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

    При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.

    Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится, как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, т.е. применять их в других условиях.

     Классификация самостоятельных упражнений:

                                                                                             

    Виды упражнений

    Направленность упражнений

    Устные упражнения

    - сокращают время на выполнение задания;

    - развивают произвольное внимание;

    - приучают работать

    Письменные упражнения

    - предназначены для более сложных видов работ;

    - обеспечивают возможность многократного просмотра,    анализа, исправления;

    - развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;

    - повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;

    - развивают самостоятельность и инициативу

    Воспроизводящие упражнения

    - упражнения по закреплению ранее изученного (известного)

    - правописание, грамматические и лексические правила;

    Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)

    - осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных

    Комментированные

    Упражнения

    - фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)

    Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач

    - выполнение упражнений по образцу

    Проблемно - поисковые упражнения

    - развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление

    Творческие устные и письменные работы

    - направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий

    Устные сочинения

    - выступают одним из видов творческих работ

    Письменные сочинения

    - направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера

    Доклады

    - содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения

    Игровые упражнения

    - вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость

    Таким образом, все виды упражнений можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

    Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

    - прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;

    - демонстрация учителем образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;

    - соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

    - разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся;

    - построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;

    - разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся (отстающие, со слабой познавательной активностью, успевающие, особо одаренные, и др.);

    - связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений межпредметного характера;

    - оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;

    - обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся.

    Организация самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.

    Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

    Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.

    а) Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

    1. все ученики выполняют общее для всех задание;
    2. учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
    3. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

    Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.

    Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.

    Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задания, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.

    Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, то есть включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.

    б) Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

    Развитие познавательного интереса возможно при выборе оптимальных методов обучения с учетом возрастных особенностей учеников.

    Организация самостоятельной  работы на уроках русского языка с использованием технологии дифференцированного обучения.

    Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.

    Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

    Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности.

    а) Характерные особенности групп (вариантов)и задачи по работе с ними:

    1 вариант - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

    Задача - особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

    2вариант - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

    Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

    3 вариант - учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

    Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

    Структура урока дифференцированного обучения

    Этапы урока

    Класс группа

    Содержание работы

    Время

    1

    Весь класс

    Совместная постановка цели, задач урока.

    2 мин.

    2

    Весь класс

    Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

    3 мин.

    3

    1,2,3 группы

    Дифференцированное повторение необходимого материала.(Проверка домашнего задания,опорное повторение для нового материала: правило с примерами,объяснением).

    7 мин.

    4

    Весь класс

    Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

    7 мин

    5

    Весь класс;1,2,3 группы

    Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры илиДифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

    5 мин.

    6

    1,2,3 группы

    Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

    8 мин.

    7

    Весь класс

    Общая проверка результатов усвоения материала:самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.

    8 мин.

    8

    Весь класс

    Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)

    2 мин.

    9

    1,2,3 группы

    Дифференцированное домашнее задание.

    3 мин.

    На всех этапах отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог. На каждом уроке использовать связные тексты.

    Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:

    1. проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
    2. исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
    3. индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
    4. создание мотивации (активная мыслительная деятельность);
    5. взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности).

    Использование технологии дифференцированного обучения, при организации самостоятельной работы  позволяет вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка  класс делится на 3 группы.

    1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

    2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

    3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью,  им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).

    Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

    1.Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.) Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку , взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама. Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера (составить предложения по схемам, придумать текст по заданной теме, по данному началу, концовке, употребив ряд слов., написать сказку и т. д.)

    2.Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса.На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, в 5-6 классах - учащиеся получают письма, открытки с заданиями от учителя).  Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

    3.Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут, сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения. В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде.Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельную работу предваряю различными предтекстовыми заданиями, а именно:

    I группа (сильные учащиеся) – даю карточку с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи (например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении), предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал. Или проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).

    II группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.

    III группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

    4.При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все).

    Продумываю задания до мелочей, особенно рациональную проверку всех заданий. В этом помогают кодоскоп, схемы опоры, тестовые задания и другие.

    Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:

    1. учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
    2. Или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая. В период обучения применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно. От урока к уроку провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

    5.Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы.

    1. Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения.
    2. Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика. Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:
    1. обязательные задания: Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.
    2. дополнительные задания: Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

    Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер:

    1. задания на сравнение, сопоставление явлений, например, поставить глаголы в форму настоящего времени, определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
    2. задания исследовательского характера (это задания на примере работы с текстом).
    3. задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий: например, в процессе работы над обособленными членами предложения предлагаю задание на подбор разных грамматических синонимов.
    4. задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся (осуществляют проверку индивидуальных заданий, помогают слабым при выполнении работы над ошибками в диктантах, сочинениях, изложениях, выполняют обязанности консультантов в процессе индивидуально-групповой работы, помогают учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках зачетах, смотрах знаний). Этим самым учащиеся помогают ликвидировать пробелы.

    На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабо- успевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять. Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы учащихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других учащихся, как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход.  Для каждой станции готовлю разноуровневые задания, как теоретического характера, так и практического. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности.

    Общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.

    1. Необходимо расширять применение методов самостоятельной работы в практике обучения;
    2. Критериями применения методов самостоятельной работы должны быть в единстве доступность содержания учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения;
    3. Методы самостоятельной работы используются и в процессе выполнения отдельных упражнений, и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные вопросы и др.;
    4. Для расширения сферы применения самостоятельной работы до оптимально необходимого уровня следует улучшить предварительную подготовку учеников к ее выполнению путем формирования навыков и умений работы с учебниками, книгой, справочниками;
    5. В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учеников проявления элементов творчества, рационализации, новаторства: проблемные самостоятельные работы, задания по написанию стихов, сочинений на свободные темы и т. д.;
    6. Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении самостоятельх заданий.

    Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

    Список использованных литературы:

                       

    1.Горностаева З.Я «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» // Открыт. школа. – 1998. - №2

    2.Ёсипов Б.П.  «Самостоятельная работа учащихся на уроках». – М., 1961.

    3.Жарова Л.В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся»

    - Л., - 1982.

    4. А.С Границкая «Научись думать и действовать».- М., «Просвещение» 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

    ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

    ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

    Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

    Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

    Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

    Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

    В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...