Главные вкладки

    Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
    учебно-методический материал на тему

    Сафонова Мария Павловна

     В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshch._op.doc200 КБ
    Файл otkrytyyurok.rar2.2 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа

    Уренского муниципального района Нижегородской области

    обобщение опыта

    Работа по развитию устной и письменной речи учащихся

     на уроках русского языка и литературы

                                                                                           Автор работы:

                                                                                           Сафонова Мария Павловна, учитель

                                                                                           русского языка и литературы

                                                                                           первой квалификационной  

                                                                                           категории    

                                                    

    д. Б.Терсень

    2009 г.

    Содержание

                                                                                                                                                                 

    1. Пояснительная записка                                                                                                                  стр. 1

    2. Введение                                                                                                                                                 2

    3. Развитие речи как особая область русского языка                                                                             3-10

    4. Речевые ошибки и их предупреждение                                                                                               11-13

    5. Работа над сочинениями по русскому языку                                                                                      14-16

    6. Работа над сочинениями по литературе                                                                                              17-20

    7. Анализ лирического произведения                                                                                                      21-22

    8. Работа по развитию устной речи учащихся                                                                                        23-24

    9. Развитие речи и метод проекта                                                                                                            25-26

    10.Заключение                                                                                                                                           27

    11Результаты педагогической деятельности                                                                                         28

    12Использованная литература                                                                                                                29

    Пояснительная записка

    Учитель: Сафонова Мария Павловна, 1966 г.р.

    Образование: высшее педагогическое

    Окончила: Кировский государственный педагогический институт

    Педстаж: 23 года

    Квалификационная категория: первая, 2006г.

    Награды:

    - 2 место в районном конкурсе педагогов ДО как руководитель кружка «Литература родного края», 2006г.,

    - 3 место в районном конкурсе методических материалов в номинации «Образовательная программа», 2005г.,

    - грамота РОО за организацию методической работы в школе,

    - премия в размере 20 000 рублей за участие в конкурсе педагогического мастерства на грант.

    Контактная информация:

    Адрес: 606827 Нижегородская область

                             Уренский район

                             д. Б.Непряхино

                             ул. Школьная д.5

    тел. 2-75-10 (служ.)

           2-76-16 (дом.)

    1

    Введение

       В настоящее время, в связи с изменением социальных запросов к личности выпускника, имеется насущная необходимость в изменении подхода к учебно-воспитательному процессу.

       В условиях конкуренции работников на рынке труда большое значение имеют коммуникативные способности человека, умение найти общий язык с работодателем, коллегами, умение работать в коллективе. Данное обстоятельство показывает необходимость ориентирования на развитие монологической речи учащихся, на диалоговые формы обучения.

       Что нужно сделать, чтобы «…открыть уста детей»? Не сковывать их речь, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врожденный дар слова. Необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать, о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует; говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. Нужно создавать атмосферу взаимного интереса при общении друг с другом, атмосферу доверия. Нужно, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они занимаются. Из этого следуют многие методические выводы: о выборе темы для обмена впечатлениями, о способах ее преподнесения, о том, чтобы каждый ученик осознавал, чувствовал свое продвижение в овладении речью или каким-то коммуникативным умением в частности.

       Следовательно, в этой работе должна быть целенаправленность, четкое осознание , прежде всего учителем, чего же конкретно он хочет добиться на определенном этапе обучения, чему конкретно стремится научить.

       Развитие речи – большая и сложная область русского языка. Сложная потому, что касается такого явления. Как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-то одним курсом в изучении русского языка, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся. Развитие речи на этих уроках – это вся работа, проводимая учителем-словесником специально и в связи с изучением школьного курса по этим предметам (грамматики, словообразования, правописания и т.д. – на уроках русского языка; характеристика литературного героя, анализ произведения и т.д. – на уроках литературы).

       Таким образом, вся эта работа нужна для того, чтобы ученики овладели:

    - языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими);

    - умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

       Цель настоящей работы – обобщить опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы, привести данные этой работы в систему, показать (исходя из собственного опыта автора работы) пути решения некоторых конкретных вопросов, касающихся развития речи учащихся.  

    2

    1. Развитие речи как особая область русского языка

       Работа по развитию речи должна соотноситься с двумя сторонами культуры речи (правильность речи и ее коммуникативная целесообразность) и соответственно – с двумя основными задачами работы по развитию речи: а) формирование навыков правильной речи учащихся; б) формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно  целесообразной речи. Работа должна быть взаимосвязана  с изучением всех разделов русского языка: стилистики, фонетики, словообразования, лексики, грамматики, синтаксиса.

      В своей практике я организую работу по развитию речи учащихся при изучении каждого раздела так:

    1.1. Стилистика.

       Наш язык неоднороден. В нем складываются и обособляются устойчивые речевые разновидности, каждая из которых обслуживает определенную сферу человеческого общения. В школе содержание работы по стилистике составляет и наблюдение над стилистической окраской языковых средств, и освоение функциональных стилей.

       Привлекать внимание к стилям нужно систематически начинать с 5 класса. Показывать особенности употребления лексических единиц, словообразовательных моделей, грамматических форм и конструкций в разных функциональных стилях.

       Чтобы специфика каждого стиля была осмыслена учащимися, следует познакомить их с общей основой стилей, которую представляю в виде модели ситуации общения и оформляю как ОК на каждый учебный стол:

    Ситуация общения

            Где говорим?                                     С кем?                                С какой целью?

    - в официальной обстановке           - с одним человеком                - общение  

    - в неофициальной обстановке       - со многими людьми              - сообщение

                                                                                                                  - воздействие

    Типы упражнений:

    1. По определению ситуации общения

    а) Прочитайте тексты. Определите, о чем говорится во всех трех отрывках, докажите, что предмет речи один и тот же /тексты разных стилей/.

    б) Где может быть использован каждый текст, в какой ситуации общения?

    в) Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты?

    г) Почему этого не следует делать?

    д) Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением задачи речи меняется содержание высказывания.

    2. По характеристике стилей речи

    а) Рассмотрите тексты различных стилей. Определите особенности ситуации общения, стиль речи и основные стилевые черты, присущие речи данного стиля.

    3

     б) Кому адресован текст – определенному лицу или любому человеку, всем

    желающим знать? Где может быть использован этот текст?

    в) Сравните тексты по языковому оформлению. В каком из них употребляются непринужденные 9сниженные, разговорные)  слова и обороты речи, а в каком преобладают официальные, книжные?

    г) В каком тексте использован диалог? Обращение? Различные по цели высказывания предложения? В каком тексте преобладают повествовательные предложения, спокойные, даже бесстрастные по тону? Как вы думаете, почему?

    3. По стилистическому анализу текста

    а) Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи), в которой может быть использован этот текст.

    б) Назовите основные черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринужденность – официальность, точность – расплывчатость, эмоциональность – бесстрастность, конкретность – абстрактность. Субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчеркнутая логичность,  призывность).

    в) Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические синтаксические), с помощью которых раскрываются названные вами стилевые черты.

    г) Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

    4. По умению совершенствовать стиль данного текста

    а) Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Выделите в нем удачные места. Найдите стилистические ошибки, исправьте их.

    б) Сделайте описание более конкретным, изобразительным, введя в текст определения и обстоятельства.

    5. По умению создавать текст определенного стиля

    а) Составьте словесный портрет того или иного героя на основании художественного описания его внешности.

    б) Передайте содержание деловой бумаги (например объявления) средствами разговорной (публицистической) речи.

    1. Фонетика

       Звуковая сторона – принадлежность устной речи – является одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи учащихся в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной. Однако от уровня развития у детей интонационной культуры зависит и формирование их умений и навыков в работе с письменным текстом. Это нельзя не учитывать при организации обучающей работы над связной письменной речью (сочинением, изложением).

    4

       Задачи работы над звуковой стороной речи:

    - обучение выразительности, точности, богатству интонаций.

       Большую роль в формировании речевых навыков играет непосредственное восприятие речи окружающих и подражание ей, и это нельзя не учитывать при организации учебной работы. Особое значение в этом случае приобретает фонетическое оформление речи самого учителя, которая должна служить образцом для учащихся.

    Типы упражнений:

    1. Упражнения, направленные на развитие речевого слуха

    а) Простукивание рукой ударяемых слогов.

    б) Искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой.

    в) Скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.

    г) Прослушайте текст. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения? Исправьте.

    1. Упражнения, направленные на развитие произносительной культуры

    а) Расставьте ударение. Произнесите слова.

    б) Выразительно прочитайте текст.

    в) Выучить и прочитать текст наизусть.

    г) Произнесите несколько раз подряд скороговорку (по выбору учителя), чтобы все звуки слышались отчетливо.

    д) Четко, по слогам, произнесите слова коридор, лаборатория, параллелограмм и т.д. Произнесите эти же слова в более быстром темпе, повторив несколько раз.

    3. Упражнения, вырабатывающие умения воспроизводить все элементы фразовой интонации

    а) Вслушайтесь в интонацию каждого предложения. Повторите его про себя, а затем вслух, воспроизведя нужную интонацию.

    б) Прослушайте строки из … и скажите, какими интонационными средствами достигается их выразительность. Повторите эти строки про себя, а потом вслух, соблюдая ту же интонацию.

    1.3. Словообразование

       Служебные морфемы выполняют в языке две функции: создают новые слова и служат для выражения смысла. Вторая функция свойственна сравнительно небольшой группе морфем и непосредственно связана с условиями и особенностями высказывания. В этом случае морфемы служат средством выражения дополнительных оттенков, сопровождающих речь.

       Умение образовывать слова с морфемами приходит к детям вместе с овладением ими речью. Навыки же уместного употребления слов с морфемами, особенно второй группы, приобретаются человеком по мере расширения его умственного

    5

    кругозора, знакомства с художественной и специальной литературой, приобщения к речевому творчеству.

       В плане изучения языка и речи учет состава слова и специфики составляющих его морфем важен, во-первых, потому, что обнаруживает механизм названия понятий при помощи определенным образом объединенных значащих частей, во-вторых, потому, что позволяет выявить условия, когда в речи предпочтение отдается детализированному указанию на предмет (например: сынулька вместо сын, напридумывать вместо придумать, домишко вместо дом и т. д.). Кроме того в конкретной речевой ситуации многие морфемы, выступая в составе слова как члена предложения, могут служить выражению многочисленных смысловых оттенков и пониматься по-разному (сравн.: Сыночек, спасибо тебе за письмо. Ну, сыночек, не ожидали мы от тебя этого.)

       Хорошо известно пристрастие отдельных людей к образованиям с уменьшительно-ласкательными или, наоборот, с пренебрежительными суффиксами, чрезмерное и не всегда уместное употребление которых делает речь говорящего слащавой или грубой.

       Т.о., в процессе восприятия и порождения речи мы оперируем словами, а они представляют собой комплекс морфем, влияющих на смысл, интонацию, оттенки речи, на что и обращается внимание при работе над значащими частями слова в аспекте развития речи. Учитываются типичные недочеты при употреблении многоморфемных слов и показывается необходимость умелого их использования.

    Типы упражнений:

    1. Разделите слова на группы в зависимости от оттенков значения, выражаемых корнем, приставкой, суффиксом.
    2. Какая часть слова делает слова антонимами?
    3. К каким стилям относятся слова с данными морфемами?
    4. Какими приставками можно выразить начало и конец действия?
    5. О чем говорят приставки в выделенных словах (Отговорила роща золотая. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Отсвистали жаворонки всласть. И т.д.)
    6. Какие слова указывают на среднюю степень признака? (Вредный, небезвредный, невредный; интересный, небезынтересный, неинтересный; синий, синеватый, синий-пресиний и т.д.)
    7. Какие из помещенных в скобки глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему? (Картинку нужно (вклеить, наклеить) в тетрадь. Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на дерево. Комар (влетел, залетел) в комнату. И т.д.)
    8. Чем различаются слова собаковод и собаковед? И т.д.
    9. С какими приставками может быть употреблен глагол бежать при существительном с предлогом в комнату?

    1. Лексика

       Наш язык – это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, т.к. именно слово обозначает предмет

    6

    действительности и выражает понятие о нем. Вот почему словарная работа

    занимает важное место в общей системе работы по развитию речи. Для

    осуществления этой работы необходимо знать и учитывать специфику слова в языке и речи:

    - в изолированном виде каждое слово обладает своим словесным ударением, в речевом потоке слов может утратить ударение, присущее ему в изолированном виде;

    - фонетическая выраженность отдельного предполагает обязательное наличие звучания; в речи слово может приобретать особое звучание, отличное от языкового;

    - каждое слово имеет строго закрепленное место в грамматической системе языка, т.к. относится к определенной части речи, и оформляется в соответствии с грамматическими законами языка; в речи эта закрепленность может изменяться (переход из одной части речи в другую);

    - непроницаемость слова; она предполагает невозможность вставок, произвольных изменений в структуре слова; непроницаемость часто нарушается в речи, проявляясь в существовании индивидуальных новообразований, что приводит к определенному стилистическому эффекту (декабрь – декабрик, это – эфто и т.д.);

    - наличие значения – непременное свойство каждого слова; в зависимости от речевой ситуации значение слова может меняться (1. Ну, ты даешь! 2. – Конфетку хочешь? – Спрашиваешь! 3. - Отчего же ты сердишься? – Оттого, что потому.)

       При организации словарной работы постоянно ориентируюсь на уровень развития речи учащихся, т.к., с одной стороны, педагог должен являться свидетелем необыкновенно тонкой словарной интуиции ребенка, с другой – наблюдать затруднения детей в области словоупотребления и слововосприятия (что часто наблюдается в сельской местности), затруднения, выражающиеся в словарных недочетах; корректировать, обучать правильному использованию слов.

    Типы упражнений:

    1. Назовите синонимы к цветовым качественным прилагательным. Можно ли их употребить в данном тексте?
    2. Какие профессии связаны с техникой? Расскажите об одной из них.
    3. Найдите в тексте повторяющееся слово. Разъясните его значение. Какие еще значения имеет это слово в русском языке?
    4. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
    5. Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний (серебристый смех, сгореть от стыда, лапы ели, руки весны ит.д.).
    6. Опишите, как вы себе представляете пустыню (джунгли, тайгу, дружбу, радость, любовь и т.д.).
    7. Какие главные (опорные) слова можно употребить, рассказывая о войне (прочитанной книге, отдыхе и т.д.)?
    8. Запишите прилагательные, обозначающие положительные и отрицательные качества людей, которых вы хотите охарактеризовать.

    7

    1. Как вы представляете себе картину, изображенную А.С.Пушкиным: «Вся комната янтарным блеском озарена…»?
    2. Прочитайте текст. С помощью каких слов передаются чувства героев, описываются впечатления? (Отрывок из любого художественного произведения).
    3. Запишите названия всех известных вам жанров прозаических (поэтических) художественных произведений (жанров живописи). Составьте связное описание этих жанров.
    4. Выберите героев известных вам художественных произведений для сравнительной характеристики. Составьте ряды антонимов и синонимов, которые могут быть использованы.
    5. Сегодня учителем немного побудет (имя ученика). Она (он) расскажет нам о… (тема урока).

    1. Морфология

       Грамматическая форма – языковое средство, служащее для выражения грамматического значения. На уроках морфологии внимание школьников должно акцентироваться на том, что каждая грамматическая форма предназначена для выполнения определенной синтаксической функции в предложении. А при изучении грамматических форм  в развитии речи представляется важным внимание к содержательной стороне предложения. Навыки образования и употребления грамматических форм ребенком приобретаются в процессе овладения им речью.

       Учитывая два основных направления в работе над грамматической формой слова в аспекте развития речи: привитие навыков правильной и хорошей речи, а также недостаточное умение детей целенаправленно использовать грамматические формы родного языка, можно выделить две основные задачи этой работы:

    - усвоение учащимися тех норм словоизменения и формообразования, которыми они не владели на интуитивном уровне;

    - обогащение речи учащихся разнообразными  (по смысловым, экспрессивным, функционально-стилистическим возможностям) грамматическими формами.

       В соответствии с этим содержанием работы над грамматической формой в аспекте развития речи являются:

    - ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова;

    - смысловые и выразительнее возможности грамматических форм, их функционально-стилистическая специфика;

    - грамматическая форма как элемент предложения, текста.

    Типы упражнений:

    1. Выберите правильную форму из двух данных. Вставьте в предложение (текст) нужный вариант формы.
    2. Поставьте данное слово в такой-то форме.
    3. Прочитайте данные математические выражения, предложения с цифровым материалом.
    4. В каких предложениях формы сравнительной степени нуждаются в

    8

    сопоставительных оборотах? (Ночь становилась темнее. Розы красивее. Слушай

    внимательней. Сегодня ветер тише. И т.д.)

    1. Составьте предложения с прилагательными в краткой и полной форме.
    2. В чем разница в значении полной и краткой формы прилагательных? (Витя скучен сегодня. – Скучный Витя. Он злой человек.- Он зол на тебя. И т.д.)
    3. С какой целью употребил А.С.Пушкин глаголы в настоящем времени для передачи событий, происходивших в прошлом? (Полки ряды свои сомкнули… и т.д.)
    4. Объясните причины нежелательности или возможности замены согласованных определений несогласованными. (Отрывок из любого художественного текста).
    5. Замените сравнительные обороты (обороты И.п. с союзом как) формами Т.п. там, где это возможно.
    6.  Подумайте, в каком случае будет уместно употреблять причастия в высказывании о просмотренном фильме: при встрече с товарищем или в заметку для газеты. Напишите одно из этих сочинений (мини).

    1. Синтаксис

       Для того, чтобы язык помогал человеку отражать, познавать, осмысливать объективно существующий мир, необходимы все языковые средства, единицы всех уровней языка. Однако подлинную жизнь любое средство языка обретает лишь на синтаксическом уровне. В современном школьном курсе русского языка в качестве основных единиц синтаксиса признаны словосочетание и предложение, однако центральное место занимает предложение, та наименьшая единица, благодаря которой язык начинает выполнять свою функцию средства формирования, выражения и сообщения мысли.

       Но признание центральной роли предложения вовсе не предполагает умаления роли других синтаксических единиц, без которых не было бы самого предложения. Да и само по себе предложение важно как единица строения высказывания более высокого уровня, сложного синтаксического целого – текста.

       Синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации. Поэтому осмысление синтаксической системы родного языка и овладение богатством его синтаксического строя имеют решающее значение для развития и совершенствования речи, а также воспитания культуры речевого общения.

       Общие задачи развития речи учащихся применительно к синтаксису могут быть конкретизированы следующим образом:

    - совершенствование речи с точки зрения грамматической правильности построения синтаксических единиц;

    - обогащение запаса синтаксических моделей, активно используемых учащимися в речи;

    - формирование навыков точного, коммуникативно целесообразного использования синтаксических средств языка в речевой практике.

    9

    Типы упражнений (по синтаксису лучше работать с целыми текстами, тексты

    брать на усмотрение учителя):

    1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания – покажите графически (при помощи стрелок), как связаны между собой слова в словосочетаниях…
    2. Обратите внимание, как в предложенном тексте распространен глагол…, распространите этот глагол так, чтобы получилось словосочетание.
    3. Прочитайте диалог. Объясните, чем вызвана вторая реплика.
    4. Почему в разговорной речи слова, требующие распространения, могут иногда употребляться и без зависимого слова?
    5. Прочитайте текст. Найдите словосочетания, соединение слов в которых неожиданно и потому придает особую свежесть и образность изложению.
    6. К какому стилю речи можно отнести данный текст? Выпишите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении, разберите их. Проследите, какими способами распространен в тексте глагол… Какой из способов позволяет изложить мысль более развернуто, а какой более лаконично?
    7. Какие недочеты вы обнаружили в приведенных выдержках из устных выступлений? Исправьте. (1.Своей победой мы обязаны и благодарим тренера. 2.Мы подводим и радуемся итогам. И т.д.)
    8. С какими из данных слов наречие очень не сочетается и почему? Составьте с некоторыми из них словосочетания или предложения. (Уникальный, высокий, спокойный, патриотический, обаятельный, высокообразованный).
    9. Представьте себе: идут выборы президента Совета старшеклассников нашей школы. Вы предлагаете кандидатуру одноклассника (одноклассницы). Дайте ему (ей) рекомендацию.
    10.  Предложенный вам текст состоит из нескольких предложений. Все они объединены общей темой, одной основной мыслью. Прочитайте предложение, которое определяет тему высказывания. В каких предложениях раскрывается эта тема? Попробуйте прочитать предложения в таком порядке: последнее, второе, третье, первое. Сохраняется ли при этом последовательное изложение мысли? Повторением какого слова закрепляется связность данного текста?
    11. Приведенные тексты близки по теме. Какова их общая тема? Что различает их по строению?
    12. Прочитайте предложенное высказывание. Какими признаками текста оно обладает? Почему этот небольшой текст разделен на абзацы? Почему в данном тексте преобладают безличные и обобщенно-личные конструкции?
    13. найдите в приведенном тексте вводные слова. Подберите к ним синонимы.

       Т.о., учителю-словеснику чрезвычайно важно знать, что представляет собой речь как вид деятельности, важно знать, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания.

     

    10

    1.  Речевые ошибки и их предупреждение

       Пред учителем-словесником стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построений словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.

    Для этого учитель должен хорошо знать типичные ошибки в речи учащихся, причины их появления, что позволит ему организовать эффективную работу по предупреждению и устранению этих ошибок.

    Характеристика ошибок в творческих работах учащихся:

    1. Несоответствие высказывания теме.

       В творческих работах учащихся нередко наблюдается несоответствие сочинения его теме. Например, предлагается тема: «Как Илья Ильич стал Обломовым?», учащиеся же просто дают характеристику заглавному герою.

    Предупреждения:

    1.  расшифровать каждое слово предложенной (или выбранной) темы;
    2.  найти ключевое слово в теме;
    3. отчетливо сформулировать основную мысль сочинения и доказывать именно эту мысль;
    4.  тщательно продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему; эти вопросы должны быть отражены в составленном к сочинению плане.

    2. Нарушения достоверности высказывания.

       Несоответствие содержания высказывания реальной действительности, искажение тех или иных фактов реальной действительности есть не что иное, как фактические ошибки. Они вызываются тем, что ученик недостаточно усвоил содержание исходного текста. Фактические ошибки в сочинениях разнообразны:

    - ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателей и т.д. (Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне);

    - смешение эпох, авторов, названий произведений (Фонвизин в комедии «Горе от ума» описал забитость и тупость капиталистов);

     - искажение фактов, описанных в произведении (Мцыри – революционер, рвется к свободе);

    - искажения в цитировании.

    Предупреждения:

    1. проведение тестов при изучении произведения;
    2. обращать внимание на вроде бы незначительные детали произведения;
    3. учить уместно, осмысленно приводить цитаты; они должны или подтверждать мысль ученика, или разъяснять ее, или включаться для того, чтобы далее разобрать приведенные строки писателя и показать в этом разборе ту сторону художественного произведения, о которой автор сочинения хочет написать; нужно обращать внимание учеников на то, что

    11

         при анализе прозаических произведений не нужны многочисленные цитаты,

         другое дело, когда анализу подвергаются лирические произведения.

    1. Нарушение последовательности высказывания.

       При оценке содержания сочинения и изложения учитывается также последовательность высказывания. Как известно, соблюсти разумную последовательность в изложении фактов и развитии мыслей  помогает хорошо продуманный план. Составить план сочинения (изложения) – значит, выделить главные мысли, расположить их в стройной логической последовательности, подобрать к ним доказательства и примеры, подумать, с чего начать, наметить вывод, к которому приведет развитие темы.

      Нарушения в последовательности высказывания проявляются:

    - в отсутствии логической связи между предложениями или частями предложения (Речь Базарова насыщена пословицами и поговорками. Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство.);

    - в противоречиях и двусмыслицах (В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабристов.);

    - в бездоказательности или неправильной доказательности: отсутствуют ссылки на факты или другие истинные высказывания (В комедии Грибоедова имеются черты классицизма. Но какие именно черты, ученик не называет и не подтверждает материалами из текста.)

    Предупреждения:

    1. учить учащихся различать литературоведческие понятия;
    2. проводить словарно-логические упражнения на составление предложений со словами, которые учащиеся в тексте употребили неправильно;
    3. проводить упражнения на правку текста;
    4. составлять вступления (или заключения) по определенной теме;
    5. составлять планы к сочинению по определенным темам.
    1. Речевые недочеты.

      Речевой недочет м.б. определен как:

    - неточно употребленное слово или устойчивое выражение (Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников);

    - слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста (Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца);

    - нарушение лексической сочетаемости слов (Татьяна не произнесла ни слова, ни слезы);

    - однообразие словаря (повторы) (Дни стали ясные и теплые. На полях стал таять снег. На дорогах стали появляться лужи.)

    Предупреждения:

    1. наблюдение над устной речью учащихся;
    2. упражнения по подбору синонимов и антонимов;
    3. упражнения по толкованию лексического значения слов;
    4. исправление ошибок в предложенном тексте;
    5. взаимоанализ выступлений учащихся;

    12

    1. составление предложений с заданными словами;
    2. выяснение значения слов при помощи толкового словаря;
    3. замена иноязычных слов русскими.
    1. Грамматические ошибки.

       Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных грамматических норм: норм словообразования, склонения и спряжения слов, согласования, построение предложений определенной структуры. Отступления от этих норм  квалифицируются как грамматические ошибки:

    - нарушение норм словообразования (Своей упрямостью она добилась, чего хотела.);

    - искусственно образованные слова (Пугачевщики захватили Белогорскую крепость);

    - ошибки в роде существительных (Любуюсь красивой тюлью);

    - ошибки в употреблении числа существительных (Положения крепостных были очень тяжелые);

    - ошибки в употреблении падежных форм (Он почувствовал себя хозяевом своей жизни);

    - ошибки в образовании форм прилагательных (Поэзия учит нас более точнее воспринимать мир);

    - ошибки в употреблении местоимений (В ихнем селе не было садов);

    - ошибки в употреблении форм числительных (Двадцать двое суток они пробирались по лесам к своим);

    - ошибки в употреблении форм глагола и глагольных форм (Крестьяне жили в полуразваливших избенках);

    - ошибки в построении предложений (Стоят зеленые деревья, на них (?) весело поют песни.)

    Предупреждения:

    1. учитывать типичные грамматические ошибки;
    2. исправлять ошибки в предложенном тексте;
    3. составлять словосочетания на согласование прилагательных, местоимений,     глаголов с существительными;
    4. перестраивать предложения так, чтобы избежать повтора;
    5. составлять предложения с заданными словами;
    6. исправлять ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

       Анализ и затем исправление ошибки можно представить в виде алгоритма из четырех этапов:

    1. Чтение высказывания с ошибкой.
    2. Анализ ошибки.
    3. Выбор правильного варианта.
    4. Выписывание всего предложения в исправленном варианте.

       К самостоятельной правке отмеченных ошибок своей работы ученик переходит лишь после достаточного овладения логической системой работы над ошибками. Можно предложить сильному ученику исправить ошибки в работе слабого товарища. Можно предложить учащимся обменяться друг с другом работами для нахождения и исправления ошибок. Как показывает практика, это оживляет интерес к работе, повышает ответственность за нее.

    3. Работа над сочинениями по русскому языку

       Виды творческих работ на уроках русского языка многообразны: изложения, сочинения-описания, сочинения по картинам, свободное сочинение (рассказ по данному началу, рассказ по данной концовке, письмо), сочинения с элементами характеристик, сочинения с элементами рассуждения.

    В моей практике почему-то особое затруднение вызывают сочинения по картинам, поэтому подготовке к такому виду сочинений уделяется особое внимание.

       Для работы над сочинениями по картинам, изображающим людей, необходимо научить ребят портретной характеристике. Можно поупражнять их на простом и понятном примере: в начале урока поставить перед классом их одноклассника и предложить написать его портрет. Нужно предложить внимательно посмотреть на своего товарища и описать сначала то, что видно сразу (рост, цвет волос, глаз), затем выражение лица и свое мнение о характере одноклассника (корректно).

       Такая работа над портретом товарища облегчит осмысливание картин с изображением людей, например, картины Ф.Решетникова «Опять двойка».

       Кроме того, при подготовке к написанию сочинения по любой картине можно провести такую работу:

    а) Рассказ о художнике. (Я считаю, что рассказ о художнике необходим, т.к. он лучше помогает понять творчество художника.).

    б) Беседа по картине. (При беседе по картине лучше оформлять таблицу, куда вносится и описывается каждый изображенный на картине предмет).

    в) Описание картины устно.

    г) Составление примерного плана к сочинению. (Обратить внимание на слово «примерный»).

    д) Написание вступления к сочинению (с последующим прочтением и анализом).

    е) Знакомство с памяткой по написанию сочинения.

       Памятки могут быть разные, я предлагаю такую (она может быть использована при подготовке к написанию разных видов сочинения):

    1. Вдумайтесь в тему сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует писать.
    2. Не забывайте о структуре сочинения. Если нужно, составьте план.
    3. Выберите литературный стиль. Определите главную мысль сочинения.
    4. Напишите первый вариант сочинения. Раскрыта ли в нем тема и основная мысль?
    5. Зачеркните то, о чем можно не говорить по этой теме. Дополните те части, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
    6. Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.

    14

       Если картина содержит природную зарисовку, при подготовке написания по ней сочинения уместно сходить на экскурсию в природу. Перед этим настроить

    детей на внимательное, наблюдательное отношение ко всему, что увидят. Пусть ребята набросают, прямо на экскурсии, в черновики все, что увидят. Обращаю внимание на то, как выглядит небо, воздух, земля, деревья, какое настроение у самих учеников.

       Пейзаж можно повесить в классе за неделю до сочинения, чтобы ребята присмотрелись к нему.

       Работу над сочинением по данному началу можно построить так:

    Лучше взять начало, предполагающее разные продолжения. (Восьмиклассник Алеша, не торопясь, шел в школу. Он свернул на Зеленую улицу и вдруг услышал отчаянный детский крик. Алеша остановился и сразу почувствовал сильный запах дыма. Мальчик бросился бежать прочь…)

    Ученики должны дописать и озаглавить рассказ. В этом начале все дело в слове «прочь», оно отталкивает от привычного сюжета: Алеша прибежал к дому и спас детей, был награжден. Можно (а в некоторых классах и нужно) подсказать: «Может быть, он вернулся… Может быть, как-то иначе случилось.)

       При работе над письмом для начала нужно выбрать адресаты близкие: маме, учителю, товарищу. Обязательно сказать о том, что письма бывают разные; кратко поведать о каждом типе письма, о содержании каждого типа писем; обратить внимание на то, как могут быть построены письма. В качестве примеров можно привести письма великих людей: Тургенева, Гайдара, Гули Королевой из книги «Четвертая высота».

     

       Для характеристики лучше составить подробный план с подбором цитат. Дети учатся отбирать из текста самое необходимое  для характеристики персонажа.

       Трудны для учеников и сочинения-рассуждения. До ребят доводится и постоянно повторяется структура рассуждения:

    Тезис – Почему? – Обоснование (аргументы, факты, примеры) – Что из этого следует? – Вывод

       Чтобы ученикам лучше понять структуру, суть текста-рассуждения, предварительно работаем с готовым текстом (текст на рассмотрение учителя), анализируем его. Лучше работать по памятке:

    1. Рассмотрите структуру текста.
    2. Выделите части текста. Как они связаны?

    15

    1. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме.
    2. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их.
    3. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода, соответствие вывода тексту.
    4. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идей, соответствия заглавия типу речи, стилю.

       Можно проводить коллективную работу по развитию умений строить доказательства:

              - составить текст-рассуждение на определенную тему, опираясь на вопросы…,

              - по цепочке ответить на один и тот же вопрос.

       Озабоченность вызывают слабые учащиеся и учащиеся, которые ждут по предмету оценку «5». Иногда их работы не удовлетворяют. Лучше, чтобы первые варианты творческих работ такие ученики писали на левой странице разворота, оставляя правую для комментариев учителя. Для удобства каждое предложение начинать с абзаца.

       Форму комментария каждый учитель выбирает сам. Я делаю так:           1.Орфографические и пунктуационные ошибки исправляю красной пастой. 2.Словарные слова, написание которых нужно запомнить, обвожу в овал. 3.Грамматически неправильные предложения подчеркиваю и ставлю над ними знак вопроса.

    4. Иногда задаю наводящий вопрос. И т.д.

       Такая индивидуальная работа (на первый взгляд, нудная, бессмысленная) дает хорошие результаты. Читая комментарии, ученик внимательно изучает свое сочинение и перерабатывает его. В результате кропотливого труда в тетрадь для творческих работ записывается интересное и почти грамотное сочинение.

     

    16

    4. Работа над сочинениями по литературе

      Через несколько дней в классе будет изучаться новое художественное произведение. Сколько мыслей и волнений вызывает у учителя это событие: можно ли уложиться в часы, отведенные программой? Где полезнее читать произведение, в классе или дома, самому учителю или ученикам? Как построить уроки, чтобы донести ученикам слово Пушкина или Маяковского? Как проверить, встревожило ли воображение и чувства школьников новое произведение?

       А параллельно с этими вопросами перед словесником стоит сложная задача: как при изучении художественного произведения планомерно готовиться к сочинению? Какие подготовить задания, чтобы, не обедняя анализа произведения, выполнить их на уроке?

       Обучение сочинениям на литературную тему разумнее всего проводить в процессе изучения самого произведения. Не только учит понимать роман, повесть, рассказ, поэму, стихотворение, но заставлять учеников думать, что можно написать об этом произведении и как лучше всего изложить свои мысли о нем.

       Раздумья над будущим сочинением обогащают восприятие школьников, делают ребят энергичнее и работоспособнее. Они зорче вглядываются в текст, учатся находить самые яркие строки в произведении, приглядываются к пейзажным зарисовкам, к портретам героев, к художественным деталям.

       Если, работая над анализом произведения, одновременно учить школьников отбирать необходимый материал для предстоящего сочинения, осмысливать его и намечать ту форму, в которую  он выльется, учить детей делать определенные заготовки, которые потом войдут в сочинение, - такой метод приучает ребят к интенсивному самостоятельному труду на уроке и дома. Задания выполняются из урока в урок, постепенно усложняясь, и сочинение выливается как конечный результат поисковой работы.

       Прежде, чем изучать произведение, нужно обдумать два стержневых вопроса: 1) какими методами изучать данное произведение? 2) какой материал для ученических сочинений представляет это произведение по своему характеру? Очень важно, чтобы методы и приемы работы над сочинением и виды практических заданий выбирались не случайно, а вытекали из характера произведения.

       Предлагаю такие виды работы:

    4.1. Читаем произведение с карандашом в руках.

    (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка»)

       Обычно восьмиклассники читают повесть дома задолго до ее изучения. На уроках вначале проникновенно говорю о Пушкине, о его творчестве, об истории создания повести. Затем начинается комментированное чтение первой главы.

       Теперь школьники должны следить не только за сюжетом повести, но и глубоко вникать в текст и подтекст произведения, внимательнее вчитываться в слова, строки, эпизоды, на которые они, может быть, не обратили внимания при первом чтении.

       Есть строки, где надо замедлить чтение, сосредоточить внимание на отдельных словах.

    17

       Для пояснений предлагаю такие вопросы:

    - Каким я представляю себе Петра Гринева?

    - Гринев или Швабрин, кто мне больше по душе и почему?

    - Каков был казак Емельян Пугачев, и что его погубило?

    - Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

    - Какой Пушкин рисует Машу Миронову?

       Работая над повестью, восьмиклассники должны обязательно накопить материал к сочинению. Перед чтением первой главы высказываю пожелание, чтобы они не только слушали, но и что-то записывали в рабочие тетради, какие-то строки в тексте, которые, по их мнению, ярко характеризуют героев повести (Гринева, Швабрина, Машу, Пугачева), отчеркивали карандашом, а дома сделали закладки. Чтобы облегчить работу учеников,  при чтении оттеняю голосом нужные места. Почему внимание обращено именно на эти строки, нужно прокомментировать, комментарии записать в тетрадь.

       На уроке же учимся озаглавливать отмеченные места. Придумать заголовок – очень важное дело в работе над сочинением. Во-первых, в отрывке надо найти ведущую мысль и придумать форму для заголовка. Сначала подбираю заглавие сама (несколько вариантов), а потом ученики выполняют задание самостоятельно.

    Для домашнего задания даю такую практическую работу – выбор цитат о героях, не более 10-15 книжных строк. Следовательно, из отмеченных цитат надо выбрать самое главное.

       Вместе анализируем две зеркальные сцены: 1)советы в Оренбурге и Белогорской крепости, 2) обращение Гринева с просьбой к Пугачеву и обращение Маши к императрице.

       На уроке, непосредственно готовящем ребят к сочинению, рекомендую такую работу:

    - предложить ученикам устно ответить на вопросы к произведению;

    - предложить ученикам использовать в своих ответах весь фактический материал, который им удалось собрать при изучении повести;

    - разобрать варианты начала сочинения;

    - выяснить, какие рассуждения и выводы могут сделать ученики в сочинении;

    - определить, какие лучше всего цитаты использовать.

    4.2. Анализ эпизода.

       Особое затруднение и учителя, и у учеников вызывает анализ эпизода. Можно предложить несколько вариантов этой работы:

       1-й

    - Знакомство с понятием «эпизод».

    - Чтение предложенного эпизода вслух.

    - Определение темы эпизода.

    - место эпизода в идейном замысле писателя.

    - Определение границ эпизода.

    - Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).

    - Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).

    - Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).

    - Авторская позиция (на чьей стороне автор).

    18

       2-й

    1) Определите границы эпизода.

    2) Выявите основную мысль и дайте ему название.

    3) Какими художественными средствами выражена главная мысль эпизода?

    4) Проследите смену чувств и настроений действующих лиц, проанализируйте их поступки. Найдите авторское объяснение чувств, мыслей, поступков.

    5) Какие художественные приемы использованы автором для выражения идеи (авторская характеристика, самохарактеристика, взаимохарактеристика, портрет, пейзаж, диалог, композиция)?

    6) Какие выразительные средства языка помогают автору довести до читателя основную мысль?

    7) Какова роль эпизода для раскрытия характера героя, и как этот эпизод помогает понять смысл произведения?

    8) Выразите свое отношение к изображаемому. Отметьте особенности произведения.

       Кроме того к каждому конкретному эпизоду нужно предлагать индивидуальный план наблюдений. Вот как можно его представить по анализу отрывка из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (2 д-е, 2 яв-е: диалог Фамусова с Чацким):

    1. В какой момент происходит диалог между Фамусовым и Чацким?
    2. Какие события предшествуют диалогу?
    3. Чем вызван определенный монолог?
    4. Какие темы затронуты в нем?
    5. Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
    6. На чьей стороне автор?
    7. Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?
    8. Как характеризует того и другого их речь, тон речи?
    9. С какой целью введен автором этот диалог?
    10. Роль диалога в развитии конфликта?

       Эпизод из романа И.А.Гончарова «Обломов» («Сон Обломова») следует анализировать совсем по-другому:

    1. Место эпизода в романе (связь с другими главами).
    2. Значение для понимания сути героя, смысла романа:

    - обстоятельства, повлиявшие на характер Обломова (положительные черты характера, отрицательные черты характера);

    - понятие «обломовщина.

    3. Социальные, общечеловеческие проблемы, поднятые в «Сне…».

       Естественно, ребята должны быть подготовлены к анализу эпизода: иметь представление о теме, идее, языке произведения, иметь некоторые наработки для характеристики персонажей, знать композицию произведения, место автора в нем.

    4.3. План сочинения

       При работе над сочинением в классе  можно совместно с учащимися составлять план

    19

    сочинения (особенно в среднем звене). Изучаемое произведение разделить на смысловые отрывки каждый отрывок озаглавить, заглавие и будет пунктом плана. Потом каждый пункт можно конкретизировать, дополнить цитатами.

       При задании творческой работы на дом можно дать готовый план какой-нибудь одной из предложенных тем (как правило, я предлагаю несколько тем сочинений на выбор). Например:

    «Нигилист в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    1. Определение понятия «нигилист» дворянами и революционерами-демократами.
    2. Сущность нигилизма Базарова:

    - материализм и атеизм Базарова,

    - уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян,

    - отрицание дворянской культуры,

    - стремление к коренной ломке существующего строя,

    - защита интересов народа,

    - отсутствие положительной программы.

    3. Чем опасна и полезна «базаровщина»? Историческое значение Базаровых.

       Т.о., чтобы творческий опыт ученика заслужил высокую оценку, необходимо, чтобы он хорошо усвоил, как происходит сам процесс написания сочинения, сформировал у себя умение работать над ним. Любое же умение развивается путем постоянных упражнений по выполнению тех или иных действий.

    20

    5. Анализ лирического произведения

       Особое внимание хочется обратить на анализ лирического произведения.

       Слово в лирике несет особую смысловую нагрузку. Оно обладает и другой особенностью. Обычные слова в контексте произведения порой обретают новые смысловые ньюансы.

       Выяснение новых «смысловых наслоений» слова, обучение поиску этих смысловых ньюансов и составляют задачу учителя-словесника. Ведь без понимания слова в его эстетической функции, без умения уловить смысловые эмоциональные оттеки в тексте нет должного восприятия поэзии.

       Процесс читательского познания через художественное произведение есть процесс «удивления» и «отгадывания». Это сотворчество читателя и автора. Чем больше ученик видит, что кроется за словом, чем больше постигает произведение как единое целое, тем богаче будет его восприятие и нравственное воздействие произведения.

       Анализу произведения должно предшествовать краткое слово учителя, в котором  сообщается об авторе произведения, т.к. стихи могут быть понятны лишь в контексте его биографии. (В своей практике для изучения биографии поэта я использую еще и метод проекта, когда ученики сами, из разных источников узнают много интересного о жизни и творчестве поэта). Нужно донести до учеников, что лирика – это непосредственный живой отклик художника на значительные события времени, памятные факты своей жизни. В стихах воплощены боль и радость души поэта, поэтому нельзя не обратить внимание на эмоциональную окраску произведения.

       Красоту звучания, музыку стиха, богатство интонации, красоту слова донесет выразительное чтение учителя или мастера художественного слова в звукозаписи. Чтение стихотворения создаст тот эмоциональный настрой, который так необходим при изучении лирики. И только после этого можно приступать к анализу стихотворения.

       Как можно провести работу?

       Есть универсальные схемы разбора лирического произведения, с которыми дети должны быть знакомы:

    1. Дата написания.
    2. Социально-исторический и биографический комментарий.
    3. Идейное содержание:

    - ведущая тема,

    - основная мысль,

    - эмоциональная окраска,

    - преобладающая интонация.

    1. Жанровое своеобразие.
    2. Структура стихотворения.
    3. Основные изобразительные средства: метафора, метонимия, сравнение, эпитет, аллегория, символ, гипербола, ирония, сарказм, перифраза, антитеза, инверсия.

    21

    1. Размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль, пиррихий, спондей.
    2. Рифма: мужская, женская, точная, неточная, богатая.
    3. Способ рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая.

    10)Звукопись: аллитерация и ассонанс.

    11)Строфика.

    12)Черты лирического героя.

    13)Ваше восприятие стихотворения.

       Конечно, для каждого произведения должен быть свой индивидуальный план анализа.

       Например, для анализа стихотворения Ф.Тютчева «Фонтан» я предлагаю такой план:

    1. На какие композиционные части делится стихотворение?
    2. Какова смысловая роль каждой из них?
    3. Как они связаны по смыслу?
    4. Охарактеризуйте созданный в стихотворении образ фонтана:

    - чему уподобляется? Почему?

    - найдите слова, характеризующие фонтан.

    5. Как понимаете фразу: «Осужден ниспасть на землю вновь»?

    6. Какой прием здесь использует автор?

    7. Как вы понимаете образ «смертной мысли водомет»?

    8. Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном? В чем смысл этого сравнения?

    9. Сравните лексику и тональность 1 и 2 строфы.

    10. Как бы вы определили тему и идею стихотворения?

       Анализ другого стихотворения этого поэта будет совершенно другой (стихотворение «О, как убийственно мы любим…»):

    1. Кому посвящено стихотворение?
    2. Тема стихотворения?
    3. Найдите ключевые слова и объясните, как вы их понимаете.
    4. В каких строках заключена идея стихотворения? Какова она?
    5. С какой целью введены в стихотворение церковнославянизмы?
    6. Каким чувством проникнуто стихотворение? С помощью каких приемов это достигается?
    7. Какие образы выдвигаются на первый план?
    8. Объясните, если возможно, значение 4 строфы.
    9. Что вы можете сказать о композиции стихотворения?

       Чем эмоциональнее учитель, чем раскрепощеннее на уроке дети, тем лучше, насыщеннее получится анализ лирического произведения.

    22

    1.  Работа по развитию устной речи учащихся

        Умения говорить важны практически для всех сфер деятельности человека. Они могут развиваться и оцениваться по следующим направлениям: 1) умения грамотно говорить,2) умения кратко излагать свои мысли, 3) умения творчески говорить, 4) умения точно излагать свои мысли, 5) умения понятно излагать мысли. Задача учителя- словесника – обучать этим умениям.

    Работа по развитию устной речи учащихся должна вестись на каждом уроке русского языка и литературы, но она будет успешней, если использовать разнообразные формы работы. Предлагаю следующие:

    1. Игра «Телемост». Ее уместно использовать при повторении материала. Например, две страны, «Прилагательное» и «Существительное», задают друг другу вопросы по этим изученным темам. При этом дети учатся вести диалог, отрабатывается культура речи.
    2. Игра «Угадай-ка». Из художественных произведений выбрать речевую ситуацию, произнести, изображая нужную интонацию. Остальные угадывают виды предложений по цели высказывания и по интонации.
    3. «Цепочка». Работает каждый, по очереди. Назвать как можно больше прилагательных на букву «п» («с», «д» и т.д.). Эта форма хороша тем, что высказаться должен каждый, и учитель видит, кто что не понял.
    4. «Знаешь ли ты сказки». Подобрать прилагательные-эпитеты к существительному из сказки, например, к «солнце».
    5. «Вспомни». Вспомнить названия литературных произведений, где встречаются числительные. (Вспомнить фразеологизмы, где встречаются числительные). И т.д.
    6. «Сочини сказку». Эту форму работы можно применять как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Например, составить лингвистическую или грамматическую сказку. Составить сказку о животных (бытовую, волшебную).
    7. «Диалог». Разыграть диалог между героями произведения; между синонимами, антонимами, существительными и т.д.
    8. «Атака мыслей». Этот метод может применяться при опросе, изучении, повторении и обобщении учебного материала. Сообщается тема, цель и побуждается интерес. Назначаются или выбираются научные эксперты и секретарь. Он записывает высказываемые учащимися мысли на доске. Учитель излагает исходную ситуацию. В ней говорится, что нужно обсудить. (Например,  по словам, записанным на доске, учащиеся пытаются вывести, когда после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных пишется О, а когда Е; какие предложения называются безличными и т.д.Что важно для литературного героя; какие темы затрагивает автор в произведении и т.д.). Учащиеся выслушивают мнение друг друга и, если им непонятно что-то,

    23

              задают вопросы. Эксперты помогают кратко сформулировать мысли, которые

              секретари записывают на доску. Делаются выводы (учитель обобщает).

    1. «Диспут». Эта форма работы развивает логическое мышление, формирует умение задавать вопросы, отвечать на них. Это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух  разных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины. Устно или письменно делается объявление о диспуте как минимум за неделю. Указывается название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, состав участников. Например, в виде диспута можно организовать игру «Один на один» на закрепляющем уроке по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выбираются (или по желанию) сторонники взглядов Базарова и П. П. Кирсанова (по одному). Им даются вопросы, на которые они должны продумать ответы в соответствии с принципами героев, которых они представляют. Все остальные (оппоненты) тоже знакомятся с этими вопросами, кроме того, они должны придумать по 2-3 своих вопроса. Учитель ненавязчиво подводит к выводу.
    2. Лекция-дискуссия. Между изложением логических разделов лекции организую беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляется в зависимости от  состава и подготовленности учащихся. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться и после всей лекции. Например, в конце занятия по теме «Базаров и Одинцова» можно поставить перед классом такую проблему: Кто оказался победителем в этом конфликте?
    3. Лекция-беседа. При сообщении материала ставлю перед учащимися вопросы и предлагаю на них ответить вместе. Структурирую, систематизирую высказывания и подвожу к общим выводам. При этом важно ставить вопросы грамотно, ясно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять.
    4. «Опрос пятерых». К доске вызываются ученики (от 1 до 5). Ученикам, сидящим на своих местах, сообщается, что каждый из них должен быть готов задать вопрос стоящим у доски. Можно пользоваться учебником, конспектом. Если стоящий у доски, кому адресован вопрос, затрудняется с ответом, отвечает тот, кто задал вопрос. Эту форму работы часто использую при проверке домашнего задания, при повторении, обобщении изученной темы. Как  правило, ученики бывают очень активны.
    5. «Я – звезда». Детям предлагается выбрать себе литературного героя (из изучаемого произведения), роль которого он должен сыграть, произнося его монологи, диалоги, разыгрывая ситуации.

       Правильно и систематически используя перечисленные методы и формы работы, можно добиться неплохих результатов в развитии коммуникативных способностей учащихся.

    24

    1.  Развитие речи и метод проекта

       При работе над проектом дети не только реализуют свои способности и свой творческий потенциал, у них формируются навыки диалогового общения и социального взаимодействия, навыки монологической речи, умение выражать себя.

    Нельзя забывать и об основных принципах проектной деятельности: 1) о практической направленности проекта, 2) о том, что проект – это решение проблемы.

       Я  применяю этот вид деятельности в своей практике пока только при работе со старшеклассниками. Например:

    6.1. Ролевой проект. (На обобщающем уроке по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»: разработка и проведение игры «Один на один»). О порядке организации игры говорилось выше, но здесь все вопросы должны придумать сами учащиеся. Сложность такого проекта в том, что результат его не известен до самого окончания игры. Реализация такого проекта сложна как для учащихся (должны разработать проблемные вопросы; вести спор и т.д.), так и для учителя: он должен постоянно направлять ход игры в нужное русло.

     Схематично работу над этим проектом  можно представить так:

    1) Разработка проблемных вопросов.

    2) Ответы на общие вопросы.

    3) Диспут.

    4) Самоанализ работы до урока и на уроке.

    6.2. Презентация. Ученики должны в ходе творческой деятельности разработать презентацию, которая может быть использована в дальнейшем в качестве наглядного пособия. Так, учениками 11 класса была разработана презентация по основным темам и проблемам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    1) Выбор темы.

    2) Подбор материала.

    3) Создание.

    4) Защита.

    5) Анализ (самоанализ и взаимоанализ).

    6.3. Информационный проект. В ходе исследовательской деятельности учащиеся собирали, оформляли и представляли информацию об основных этапах жизни и творчества С.А.Есенина. Ориентировались на возможность использования проекта в дальнейшем в учебных целях.

    1) Задание.

    2) Сбор информации.

    3) Ее анализ.

    4) Обобщение информации.

    25

    5) Оформление.

    6) Представление для широкой аудитории.

    7) Анализ.

    6.4. Реферативный проект. Такой вид проекта чаще предлагается ученикам для сдачи экзаменов. Схема его подготовки такая же, как и для предыдущего проекта. Отличие: без презентации.

       С одной стороны, проект – это трудоемкая работа, с другой, - работа творческая, развивающая коммуникативные навыки учащихся, поэтому необходимо вводить эту форму работы в практику.

    26

    Заключение

       В представленном труде предложено лишь несколько вариантов работы по развитию устной и письменной речи учащихся, рассмотрены различные типы упражнений. Пришлось коснуться общих вопросов и принципов по этой теме.

       В работе содержаться некоторые примеры работы над развитием речи учащихся, но к ним надо отнестись не как к шаблонам, а только как к возможным вариантам работы, которые должны побудить каждого найти свой путь, создать свой вариант.

       Все виды, этапы, различные стороны работы по развитию речи должны быть взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена объективно существующими взаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школе, поэтапностью изучения творчества поэтов, писателей, особенностями обучения, поставленного в такие условия, когда важно искать экономные пути и средства передачи знаний учащимся.

       Материал, изучаемый на уроках русского языка, необходим на уроках литературы, и, наоборот, произведения художественной литературы являются хорошим материалом для наблюдений на уроках русского языка.

       Умелая организация работы по развитию речетворчества учащихся приведет к качественному улучшению уровня овладения навыками самостоятельного подбора, систематизации, анализа литературного материала, творческих работ учащихся.

    Работа по развитию речи – дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность.

    Вывод: мыслить, рассуждать, анализировать, творить дети сами не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить.

    27

    Результаты педагогической деятельности

       Данные педагогического наблюдения и анализ творческих работ учащихся показывают качественное улучшение уровня овладения навыками речетворчества, как устного, так и письменного. Так, например, после выслушивания устных ответов товарищей ученики более грамотно формулируют уточняющие вопросы, более лаконично дополняют высказывания; при анализе ответов одноклассников все реже встречается оценка «хорошо ответил», «ответил плохо» - учащиеся используют для оценки более широкий словарный запас; при взаимоанализе творческих работ научились видеть наиболее удачные места в работе, находить и различать ошибки, предлагать, как их можно исправить. Качество знаний  при оценке содержания творческих работ учащихся (экзаменационных в том числе) за последние пять лет увеличилось с 63% до 88%.

       Учащиеся 9-11 классов ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах по русскому языку и литературе и показывают неплохие результаты: 2004-2005 уч.г. – 2-й результат в 9 кл. и 4-й результат в 11 кл. по русскому языку, 4-й результат в 9 кл. и 5-й результат в 11 кл. по литературе; 2005-2006 уч.г.: 4-й результат в 10 кл. и 5-й результат в 11 кл. по русскому языку, 2-й результат в 11 кл. и 4-й результат в 10 кл. по литературе; 2006-2007 уч.г.: самый высокий результат в 9 кл. и 3-й результат 11 кл. по литературе.

       Общий уровень обученности по предметам регулярно не ниже 100%, качество знаний за последние пять лет по русскому языку увеличились с 48,7% до 51,2%, по литературе – с 66,7% до 77%.

       В 2002-2003 уч.году, в 2007-2008 уч.году были  подготовлены  выпускники 11 класса, получившие  золотую медаль; в 2005-2006 уч.году – две выпускницы 11 класса, получившие серебряные медали.

       По освещенной в работе теме для учителей школы и района было проведено семь открытых уроков и четыре заседания с теоретическими сведениями, которые получили высокую оценку коллег.

    28

    Использованная литература

    Богуславская Н.Е. Методика развития речи. М., 1991.

    Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. Волгоград, 2001.

    Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах. М., 2004.

    Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. М., 2004.

    Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2005.

    29



    Предварительный просмотр:

    В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

    Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

    ... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

    Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами  собственных нравственных уродов.

    (О. Павлов)

    В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

    Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

    ... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

    Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами  собственных нравственных уродов.

    (О. Павлов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

    Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

    Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

    Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

    Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...

    Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....

    Методы и приемы развития устной и письменной речи учащихся на уроках истории

    Главная проблема, возникающая из-за неумения грамотно формулировать мысли – это непонимание между людьми...