Главные вкладки

    Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
    по русскому языку по теме

    Панарина Галина Ивановна

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oboshchenie_opyta.docx21.61 КБ
    Файл oboshchenie_opyta.docx21.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ « Песчановская средняя общеобразовательная школа»

    Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Панариной Г.И.

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы.

         Одна из приорететных задач  школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами  действий с ними  в соответствии  с познавательными установками.

                 Решающий фактор  успешной реализации этой задачи – достаточно  высокий уровень владения языком, речевыми умениями , так как  развитая  речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещения в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого ( Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алфёрова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышова, К.Б. Бархика, М.А. Рыбниковой  и др.) В настоящее время целенаправленное , системное опирающееся  на лингвистические  знания обучение школьников  различным  видам речевой  деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей- практиков.  Различные аспекты методики  обучения связной речи  отражены в трудах  Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос , Н.А.Пленкина , М.Р.Львова, Е.И.Никитиной, Е.В.Архиповой.

                           Низкий  уровень  речевого  развития  объясняется тем , что :

    • Интеллектуальное  развитие  многих школьников не позволяет воспринимать большой объем  новой информации, которая наблюдается  в лексике  современного  русского языка (заимствование, неологизмы);
    • Трудностью восприятия  материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации  и её тематической  разобщенностью;
    • Интенсивным  развитием  аудио-видео-компьютерных  технологий, способствующих  получению информации  без обращения к литературным (книжным) источникам;
    • Малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимающие роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

    Развитие речи предусматривает  совершенствования всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трёх составляющих  единое целое.

    • Овладение нормами литературного языка
    • Обогащение словарного запаса  и грамматического строя  речи учащихся
    • Обучение различным  видам речевой деятельности

    Овладение нормами литературного языка.

    • Письменное изложение или устный пересказ текста содержащее необходимые  для усвоения языковые средства;
    • Свободный или творческий диктант;
    • Письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в  тексте данные слова или конструкции;
    • Конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
    • Замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.)
    • Сопоставительный  анализ нормы и её нарушений;
    • Выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного)языковых средств.

    Наиболее эффективными являются виды работ ,способствующие  запоминанию самой нормы:

    • Заучивание стихотворных  строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
    •  «немые диктанты» (орфоэпические)
    • Проговаривание вслух  по слогам необходимого материала;
    • Объединение слов в определенные группы по смыслу с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

    Словарная работа

    • Работа со словами фразеологизмами, данными в учебнике;
    • Различные виды диктантов

            - словарный диктант (1 раз в неделю)

           - диктант по памяти (проверка домашнего задания)

           - диктант «Угадай словечко»

           - зрительный диктант

    • Сочинение миниатюра по опорным словам;
    • Карточка с разнообразными заданиями;
    • Объясни разницу – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
    • Работа со словарями, оформление карточек и знакомство класса с новым словом, работа  с толковым словарём учебника (анализ словарной  статьи, поиск слов имеющие определенные пометы , объяснение той или иной пометы);
    • «Справочное бюро» работа со словарями, поиск «адреса» слов в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
    • Традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

    Обогащение грамматического строя речи учащихся.

    • Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных  словосочетаний, предложений, мини – сочинений, а так же предложений с изучаемыми языковыми средствами : графической схеме, по данному образцу. Эффективности таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную   основу для конструирования;
    • Упражнения на замену одних конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

                      Обучение  различным видам  речевой  деятельности .

               Обучение оптимальному  чтению. Необходимо иметь следующие рекомендации:

    • Важна  не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно  ежедневно проделывать с учащимися небольшое  по объему упражнение;
    • Выбрать режим «жужжащего чтения»;
    • Ежедневные пятиминутки чтения на каждом уроке;
    •  Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно  отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением;
    • Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные  зрительные диктанты ;
    • Соблюдать  режим щадящего чтения (с кратковременными перерывами), который необходим, в том случае если ребенок не любит читать.

             Обучение устной и письменной речи.

    • Сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
    • Составление лингвистической сказки ,басни9на уроках русского языка ,при объяснении новой темы);
    • «интервью с литературным героем ,героем фильма, актером, с известным политическим или общественным  деятелем ;
    • « Составление фантастических рассказов, утопий: « Прошлое и будущее  русского языка», «Речевой портрет  человека 2060 года», « Язык будущего»;
    • Подготовка и организация  диспутов и дискуссий на лингвистические темы: « Наша речь – отражение  наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета , плюсы или минусы»;
    • Доклады и рефераты (подготовка и защита):  «Русские лингвисты» на одну из тем  русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
    • Портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе).

    Каждый  урок  русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому  моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.



    Предварительный просмотр:

    МКОУ « Песчановская средняя общеобразовательная школа»

    Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Панариной Г.И.

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы.

         Одна из приорететных задач  школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами  действий с ними  в соответствии  с познавательными установками.

                 Решающий фактор  успешной реализации этой задачи – достаточно  высокий уровень владения языком, речевыми умениями , так как  развитая  речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещения в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого ( Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алфёрова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышова, К.Б. Бархика, М.А. Рыбниковой  и др.) В настоящее время целенаправленное , системное опирающееся  на лингвистические  знания обучение школьников  различным  видам речевой  деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей- практиков.  Различные аспекты методики  обучения связной речи  отражены в трудах  Л.П.Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос , Н.А.Пленкина , М.Р.Львова, Е.И.Никитиной, Е.В.Архиповой.

                           Низкий  уровень  речевого  развития  объясняется тем , что :

    • Интеллектуальное  развитие  многих школьников не позволяет воспринимать большой объем  новой информации, которая наблюдается  в лексике  современного  русского языка (заимствование, неологизмы);
    • Трудностью восприятия  материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации  и её тематической  разобщенностью;
    • Интенсивным  развитием  аудио-видео-компьютерных  технологий, способствующих  получению информации  без обращения к литературным (книжным) источникам;
    • Малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимающие роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

    Развитие речи предусматривает  совершенствования всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трёх составляющих  единое целое.

    • Овладение нормами литературного языка
    • Обогащение словарного запаса  и грамматического строя  речи учащихся
    • Обучение различным  видам речевой деятельности

    Овладение нормами литературного языка.

    • Письменное изложение или устный пересказ текста содержащее необходимые  для усвоения языковые средства;
    • Свободный или творческий диктант;
    • Письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в  тексте данные слова или конструкции;
    • Конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
    • Замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.)
    • Сопоставительный  анализ нормы и её нарушений;
    • Выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного)языковых средств.

    Наиболее эффективными являются виды работ ,способствующие  запоминанию самой нормы:

    • Заучивание стихотворных  строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
    •  «немые диктанты» (орфоэпические)
    • Проговаривание вслух  по слогам необходимого материала;
    • Объединение слов в определенные группы по смыслу с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

    Словарная работа

    • Работа со словами фразеологизмами, данными в учебнике;
    • Различные виды диктантов

            - словарный диктант (1 раз в неделю)

           - диктант по памяти (проверка домашнего задания)

           - диктант «Угадай словечко»

           - зрительный диктант

    • Сочинение миниатюра по опорным словам;
    • Карточка с разнообразными заданиями;
    • Объясни разницу – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
    • Работа со словарями, оформление карточек и знакомство класса с новым словом, работа  с толковым словарём учебника (анализ словарной  статьи, поиск слов имеющие определенные пометы , объяснение той или иной пометы);
    • «Справочное бюро» работа со словарями, поиск «адреса» слов в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
    • Традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

    Обогащение грамматического строя речи учащихся.

    • Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных  словосочетаний, предложений, мини – сочинений, а так же предложений с изучаемыми языковыми средствами : графической схеме, по данному образцу. Эффективности таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную   основу для конструирования;
    • Упражнения на замену одних конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

                      Обучение  различным видам  речевой  деятельности .

               Обучение оптимальному  чтению. Необходимо иметь следующие рекомендации:

    • Важна  не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно  ежедневно проделывать с учащимися небольшое  по объему упражнение;
    • Выбрать режим «жужжащего чтения»;
    • Ежедневные пятиминутки чтения на каждом уроке;
    •  Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно  отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением;
    • Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные  зрительные диктанты ;
    • Соблюдать  режим щадящего чтения (с кратковременными перерывами), который необходим, в том случае если ребенок не любит читать.

             Обучение устной и письменной речи.

    • Сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
    • Составление лингвистической сказки ,басни9на уроках русского языка ,при объяснении новой темы);
    • «интервью с литературным героем ,героем фильма, актером, с известным политическим или общественным  деятелем ;
    • « Составление фантастических рассказов, утопий: « Прошлое и будущее  русского языка», «Речевой портрет  человека 2060 года», « Язык будущего»;
    • Подготовка и организация  диспутов и дискуссий на лингвистические темы: « Наша речь – отражение  наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета , плюсы или минусы»;
    • Доклады и рефераты (подготовка и защита):  «Русские лингвисты» на одну из тем  русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
    • Портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе).

    Каждый  урок  русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому  моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

    В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

    Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

    Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

    Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы

    Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...

    Использование народно-прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

    МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»  «Искусство – мудрый учитель»   (Использование народно – прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка ...

    Обобщение опыта. Использование ИКТ на уроках русского языка

    Что же такое  ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.Во-вторых, это использование самого ...

    Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

    Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...