Главные вкладки

    «Развитие связной письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы»
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Коваль Татьяна Михайловна

    Формы и методы организации работы с текстом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskiy_material.docx35.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Проверочное списывание.

     Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.

    Сентябрь

    По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.

    Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.

    А яблоки даже краснеют…

    Одни каштаны от холода ежатся.

    (По В. Хмельницкому)

    2. Составь свое предложение по схеме и запиши.

    В сентябре ____ ____ ____ ____.

    3. Составь предложения по схемам. Запиши предложения:

    а) (кто?) (что делает?) (какой?) (что?) (где?)

    б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)

    в) (какие?) (что?) (что сделают?)

    4.Тема «Предложение»:

    • Составь предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!

    а) осен(н)ий, круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие

    б) медленно, по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу

    в) урок, в, чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем

    5.Прочитай текст и определи границы предложений

    • Запиши текст. Помни о правилах записи предложений!

    Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее настроение!

    6.Тема «Текст»:

    • прочитай и озаглавь текст, запиши заглавие.

    Пошел дождь. Все звери попрятались, а любопытный ежик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ежик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.

    (По В. Хмельницкому)

    • Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст?

    7.Пронумеруй части. Озаглавь текст.

    Наконец стихи были готовы, и он сказал:

    – Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

    Сначала стихи про Знайку.

    Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи.

    Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

    8.  Прочитай. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. 

    • Запиши текст. Озаглавь текст.

    На ней много-много цветов. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут.

    9.Нахождение речевых ошибок и их исправление

    -Ты на их не обижайся, пожалуйста. -Поздравляю тебя, уважаемая Галина Ивановна! -Лето закончилось, и началось осень. -Припечет солнышко, и зажурчали ручьи.

    10.Работа над деформированным предложением

    -В густая пшеница колосом выросла поле с тяжелым. - И класс уютный наш светлый.

    11.Восстановление предложений Мальчикзабралсянагоркуинечаяннотолкнулдевочку. Желтыецыплятаищутчервей. Пчеласобираетнектар.

    12.Восстановление текста

     По чистому снегу бежит мышка она ищет еду злой хорь ползет по мышиным следам увидела мышка шишку ухватила ее зубами вдруг мышка царапнула нос о шишку и с перепугу нырнула в снег не видно ее остался хорь ни с чем.

    Связывание слов по смыслу с помощью предлогов Жил, море Приходил, море Чайки, море Сочинил, море о над у к

    13.Игра «Четвертый лишний»

    Кровать, снежный, друзья, черепаха. Кунгуру, деревянный, страшный, любимый. Гордится, смеется, красавица, улыбается

    14.Загадки-добавлялки

     Подводной лодке не страшна Океанская ….. На каток ушла с утра Моя младшая ….. Белка спряталась в дупло, В нем и сухо и …..


    Загадки-добавлялки Подводной лодке не страшна Океанская ….. На каток ушла с утра Моя младшая ….. Белка спряталась в дупло, В нем и сухо и …..

    15.Составление предложения, соответствующее настроению лица

    16.Составление предложений по схеме

     Глаг. + прил. + сущ.

     Подлежащее + сказуемое + второстеп. Член

    17.Составление предложений по данному началу

    За моим окном растет…….. Весной к нам …… Летом я каждый день….

    Составление предложения по данному концу ……….. и пошел снег. ………. расцвели подснежники. ………. сияет на солнце. ………..на каникулы в деревню.

    18.Упражнение «Поменяй местами» 

    Красная елочка растет в огороде. Зеленая морковка радует ребят.

    19.Упражнение «Найди вторую часть»

    Сверкнула молния, и ... Снова ударил гром, и ... Ярость молний постепенно ослабевала, и ... Улыбнулось солнышко, и ... ... загорелась на небе над рекой семицветная радуга. ... вслед за тем послышался резкий удар грома. ... начался ливень. ... удары грома становились все отдаленнее и глуше.

    20.Словарная работа Составить словосочетания. Составить предложение. Подобрать однокоренные слова. Связать по смыслу данные слова и придумать с ними предложение.

    21.Работа с предложением Распространение предложений

    Бабочка порхает. Я иду. Ловим рыбу.

    22. Сжатие предложений (подлежащ.+сказ.)

    Я вспоминаю свое детство. Мы живем на полустанке. И все скворцы полустанка подражают их голосам.

    23.Письменные ответы на вопросы

    К кому приехали друзья? К чему направились туристы? По чему плыли лодки? К чему надо стремиться? Брат, сестра, мать. Счастье, добро, радость. Роща, степь, лес. Озеро, река.

    23.Восстановление деформированного текста.

    Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

    Она собрала тонкие веточки.

    Настя шла из школы домой.

    В школьном саду обрезали деревья.

    Скоро заблестели зелёные листочки.

    Дома девочка поставила их в воду.

    24.Письмо по памяти

    На красных лапках гусь тяжёлый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лёд,

    Скользит и падает; весёлый

    Мелькает, вьётся первый снег,

    Звездами падая на брег.

    (А. Пушкин).

    25.Редактирование текста

    Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

    Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

    26. Определение границ предложений.

    Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

    • По реке плывёт лодка. И плот.
    •  Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
    • Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

    27.Задания на сравнение

    Цель выполнения таких заданий - научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.

    Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.

    Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).

    Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

    Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

    На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

    Ученики, решая эту задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

    28.Группировка

    Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

    Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

    Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

    В результате предложенные слова группируются:

    по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

    по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

    по наличию орфограмм;

    по количеству слогов.

    Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

    Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

    Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

    а) по написанию (существительные с ь и без ь);

    б) по родам (существительные мужского и женского рода);

    в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

    29.Задания на обобщение

    Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.

    Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.

    Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь - ? (признаки).

    Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа - ? (процесс).

    Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)

    Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо.( Осуждать.)

    Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком - грамматическом уровне.

    30.Задания на исключение лишнего

    Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

    Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

    Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

    Сосна, клен, ясень, тополь.

    Варианты ответов учащихся:

    Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные.

    Клен - 1 слог.

    Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву.

    Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная гласная в корне».

    Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода.

    Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения.

    Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

    Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

    Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

    Варианты ответов учеников:

    Объединить - это глагол, остальные - существительные.

    Какао - несклоняемое существительное среди существительных, другие - склоняемые.

    Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч.

    Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского.

    Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное 1-го склонения.

    Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

    31.Учебная лингвистическая задача

    Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

    Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

    Часовой! Который час

    Первый ваше благородье!

    Давно ли

    Часа с полтора ваше благородье.

    Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.

    Карточка № 1

    Часовой - имя существительное, потому что...

    • ...; 2) ...; 3) ... .

    Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

    Карточка № 2

    Часовой - имя существительное, потому что:

    • обозначает предмет (кто?);
    • относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;
    • является обращением.

    Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

    Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий - второе. Многозначностью вызван комический эффект.

    Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания - приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

    32. Терминологический диктант

    Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. Так на уроке на тему:«Лексическое значение слова» могут быть предложены следующие задания:

    • Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).
    • Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).
    • Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).
    • Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).


    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

    Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

    Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

    В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

    Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

    Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы...

    Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

    Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...