Главные вкладки

    Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
    статья по русскому языку (8 класс)

    Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер.

    Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_priemy_obucheniya_svyaznoy_rechi_8_kl.docx29.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы обучения связной устной и письменной речи

    школьников на уроках русского языка и литературы

    Деменкова И.Н., учитель русского языка

    и литературы ГБОУ СОШ №544 с углубленным

    изучением английского языка г.Санкт – Петербурга

    Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер.

    Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

    Творчество – мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. 

    Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры.

    Хорошая речь – залог успешного обучения и развития ребенка.

    Работа по развитию речи помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к последовательности, стройности мышления, развивает интерес к языку и к литературному творчеству.

            Урок развития речи в 8 классе (2часа)        

    Тема урока: «Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Написание сочинения – миниатюры описательного характера.

    Цели:

    1. Дать понятие о предложении как основной единице языка. Повторить строение предложения.
    2. Продолжить формирование понятий о предложении как средстве выражения мыслей, чувств, переживаний.
    3. Закрепление умений написания сочинения – миниатюры описательного характера.

            Оборудование: карточки для индивидуальной работы с учащимися, мультимедийная презентация для интерактивной доски, репродукция картины И. Левитана « Золотая осень» и музыкальная пьеса «Октябрь. Осенняя песня» П. Чайковского из альбома «Времена года».

    Ход урока

            С русским языком можно творить чудеса.

                            К.Г. Паустовский

    1. Вводное слово учителя о теме и задачах урока.

    - Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мыслей, вспомним о строении предложений и о выразительных средствах языка. На втором уроке напишем сочинение - миниатюру описательного характера.

    - Прочитайте эпиграф урока.

    - Докажем эту мысль.

    - Что такое предложение? (В предложении, как и в словосочетании, слова связаны по смыслу и грамматически; в предложении есть грамматическая основа; предложение содержит законченную мысль)

    2) На доске записано предложение:

    Наши поэты и художники прославляют красоту родной природы в удивительных сказках, песнях, картинах.

    -Докажите, что это предложение (есть грамматическая основа: поэты и художники прославляют)

    - Дайте характеристику предложению по цели высказывания (Предложение повествовательное)

    - А по интонации? (Оно невосклицательное)

    - Что еще можно сказать про это предложение? ( Это предложение простое, полное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и однородными дополнениями).

    - О чем в предложении идет речь? Какую информацию оно содержит?

    - Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы осенью и очень любил это время года?

    - Вспомните и прочитайте стихотворения А.С.Пушкина, посвященные осени.

    - Но не только А.С.Пушкин восхищался этой немного грустной, но все же такой красивой порой. Ею восхищались Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков… Одна и та же мысль может быть выражена по- разному в повседневной жизни, в поэтической речи и в художественной прозе.

    – Посмотрим, как мысль о наступлении золотой осени может быть передана в поэтической речи.

    3) Дети разделены на 6 групп. У каждой группы - свое предложение (см. раздаточный материал и мультимедийная доска).

    Задание: разобрать синтаксически предложения и дать их полную характеристику. Вставить пропущенные орфограммы. Разобрать по членам предложения. Составить схемы. (Проверка)

    - Что общего в этих предложениях? (Они связаны общей темой «Осень»).

    В каждом предложении представлена целая картина.

    - Чем это достигается? (Благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка.)

    - Какие выразительные средства языка вы увидели в этих предложениях?

    МЕТАФОРА – сравнение по сходству предметов, но называется только тот, с которым сравнивается названный предмет.

    – Найдите метафоры в ваших предложениях. (Желтолистая река – листопад; золотые пряди – золотые, желтые листья на деревьях)

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – прием, при котором неодушевленному предмету или явлению приписываются действия или свойства живого существа. (Задремали пряди; сентябрь прикатил; засучил рукава; взялся за работу.) Об «одушевлении» сентября говорит и интересно образованное слово – позолотчик (суффикс – чик - обозначает профессию людей).

    ЭПИТЕТЫ – определения, создающие цветовую гамму. (В лазури голубой; увяданье пышное.)

    - Почему мы можем говорить о любовании авторов картиной осени? По каким признакам мы это определяем?

    - Почему, по- вашему, поэт выбирает в 5-ом предложении слова «пугливо», «чутко»?

    - Чего боится «желтолистая река» (даже слабого дуновения ветра)

    - Какие предложения по наличию грамматических основ? (они все двусоставные, есть подлежащее и сказуемое)

    – Перед вами прозаическая зарисовка (на доске): Осень. Идем по тропинке в лесу. Листопад. Опавшие листья кругом.

     – Найдите основы в этих предложениях. Сделайте вывод. (Эти предложения односоставные)

    - Верно, предложения односоставные, но они тоже точно передают картину осени. Их употребление в данном случае оправданно. Они придают образность, выразительность.

    – Какое настроение вызывают у вас эти маленькие зарисовки осеннего пейзажа?

    4) Если бы вы были художниками, какие бы краски вы использовали?

    - Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Какое настроение было у художника во время написания картины? Сумел ли художник передать свое настроение зрителям?

    - Как вы думаете, за счет чего художник передает это настроение?

    - Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

    - Какая возникла перед вами картина, когда вы слушали эту музыку?

    - Создает ли музыка настроение?

    - За счет чего это удается композитору?

     Обобщение

    У художников – краски, цвет, свет, оттенки…

    У композиторов – музыка, звуки громкие, тихие, печальные…

    У поэтов и писателей тоже есть выразительные средства – слова.

    5)Назовите выразительные средства языка (метафора, олицетворение, эпитет)

    - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «осень»? (Заполняем таблицу)

    Существительные

    Прилагательные

    Глаголы

    Грусть печаль дождь тучи солнце и т. д.

    Золотые багряные солнечный синие и т. д.

    Льет срывает шумит блестит и т.д.

    - Какие картины вы представляете, когда слышите эти слова? Попробуйте передать свое настроение в небольшой миниатюре, для этого используйте различные средства выразительности языка. Можно подобрать эпиграф к своей зарисовке.

    6) Написание сочинения – миниатюры описательного характера на тему «Осень».

    7) Итог урока. Прочитать несколько сочинений – миниатюр (по желанию)

    Раздаточный материал:

    1. Березы ж…лтою рез(ь, ъ) бл…стят в лазури г…лубой. (И. Бунин)
    2. Задр…мали з…л…отые пряди в в…л…осах пр…тихнувших л…сов. (М. Исаковский)
    3. В ярком з…л…те день ут…пает, и ручьи по …врагам шумят. (И. Никитин)
    4. Отг…ворила рощ… з…л…тая б…резовым в…селым языком. (С. Есенин)
    5. Через пальцы ивн…ка л(ь,ъ)ется ч…тко и пугливо ж…лтолистая р…ка. (М. Исаковский)
    6. Прикатил сентябрь с п…з…лотой, засучил рукава и вз…лся за работу. (А. Прокофьев)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

    В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

    Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

    Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

    В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

    Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

    Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

    В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

    Разнообразные виды работ по развитию связной речи школьников на уроке русского языка

    В работе представлены виды работ по развитию речи учащихся в коррекционной школе. Работа проводится в системе....