Главные вкладки

    Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы
    методическая разработка по русскому языку (7 класс)

    Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    У каждой школьной дисциплины есть свои специфические цели и задачи. На мой взгляд, конечная цель уроков русского языка и литературы – научить детей грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно.

    Поэтому на каждом уроке русского языка нужно уделять 5-10 минут для работы над речью учащихся. В начальной школе это составление словосочетаний и предложений на различные темы («Времена года», «Летние впечатления» и т.п.).

    Начиная с 5 класса идёт следующий этап : усложнение тем и дополнительное грамматическое задание, связанное с изучаемой орфограммой или пунктограммой. Только это уже не отдельные предложения, а сочинение-миниатюра (правда, ребятам больше нравится, когда я это называю «творческое размышление»). Например, на уроке в 5 классе, посвящённом изучению однородных членов предложения, даю задание: написать сочинение-миниатюру на тему «О чём рассказал мне ночной лес» с включением в него предложений с разными рядами однородных членов. В 6 классе на одном из уроков, посвящённых изучению личных окончаний глаголов, можно предложить сочинение-миниатюру «Раннее утро в лесу» и грамматическое задание к нему: употребить все глаголы в настоящем или будущем времени, выделив их окончания и указав спряжение.

    С каждым годом задания усложняются как тематически, так и грамматически. С 7 класса подобную работу я называю «Размышление на тему…». Работы разные по сложности, отсюда неодинаково и время, предназначенное для такого задания: оно колеблется от 10 до 15 минут. Так, в 7 классе по теме «Причастный оборот» предлагала следующие темы: «Самый дорогой человек», «Добрый человек  - это…», «Дыхание зимы». Работы получились очень разные.

    «Ноябрь. Раннее утро. Солнце медленно, словно нехотя поднимающееся из-за горизонта. Ему очень холодно и совсем не хочется покидать тёплое пристанище, уже обогретое за ночь. Ветер. Холодный, пронизывающий. Он словно наслаждается тем, что под его порывами зябко ёжатся люди, спешащие на работу и в школу, птицы, нахохлившиеся на голых ветках ещё недавно красующихся золотом и багрянцем деревьев. Дыхание зимы обжигает и сообщает о том, что пора сказать «до свидания «ушедшему лету.» (Работа Гракова Виктора)

    «Зима-зимушка, радующая людей пушистым снегом и весёлым морозцем, спешит в города и сёла. Она старается напугать людей своим холодным, обжигающим дыханием, но ей это не удаётся. Зиме рады все, особенно дети. Пока ещё кружатся    в воздухе, наполненном ветром и холодом, только редкие снежинки. А скоро завьюжит, и однажды утром мы увидим чудесную картину: блестящие, пушистые, снежные сугробы, лукаво посматривающие на прохожих, не спешащих нарушить это великолепие. Жаль, что увиденная картина скоро растает и ещё долго придётся ждать бодрящего дыхания зимы.» (Работа Ефановой Екатерины)

    В последние годы пришлось столкнуться со следующей проблемой: дети приходят с очень слабыми знаниями в силу природной неспособности учиться. Дети не виноваты в этом. Пришлось видоизменить систему работы по развитию речи, чтобы они не чувствовали себя ущербными. Одной из форм стало так называемое «творческое списывание». В предложенном тексте пропущены слова определённой части речи: глаголы, прилагательные, причастия. Задача учащихся – восстановить текст. В 6 классе при завершении темы «Глагол» дано описание метели, где были пропущены глаголы, подчёркивающие движение снежной массы. В качестве проверочной работы по теме «Лексико-грамматические разряды имён прилагательных» было предложено вставить на месте пропусков прилагательные различных разрядов, но таким образом, чтобы они ни в коем случае не повторялись.

    Начиная с 6 класса проводится большая работа по редактированию отдельных предложений и текстов. Учащиеся ищут ошибки, объясняют причину , исправляют их. Благодаря этим видам работ, уже в 7 классе можно было заметить качественный сдвиг в речевом уровне школьников: 84 процента успешно справились с работой по творческому редактированию текста на итоговой работе по теме «Причастие». Был предложен «сырой» текст – описание картины В.Васнецова «Алёнушка». Дано задание: распространить, «украсить» текст прилагательными, причастиями, причастными оборотами, завершив описание картины, высказав своё отношение к ней.

    В 8 классе предлагаю для размышления следующие темы: «Какого человека можно считать счастливым?», при этом употребив все виды сказуемого, «Красота спасёт мир»(Ф.М.Достоевский) с введением обособленных определений и обстоятельств.

    Темы могут быть очень неожиданными, но обязательно  включающими грамматические задания. Например, в 5 классе включаю запись какой-либо музыкальной пьесы и предлагаю подумать над темой «О чём рассказала музыка?». Конечно, в 5 классе музыкальные пьесы были несложные: «Времена года» П.И.Чайковского, сцены из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Дети с удовольствием узнают времена года, пытаются найти «созвучные» стихи у русских поэтов, также включаю музыкальные иллюстрации к сказкам Андерсена, Гофмана, Перро. Учащиеся учатся сравнивать своё видение художественного произведения с фантазией композитора. В 7 классе ребятам понравился урок по повести А.С.Пушкина «Метель», где звучала музыка Г.Свиридова, а попутно были отработаны понятия романтическая повесть и романтическая музыка.

    В 5-6 классах дети очень любят словотворчество. Им нравится выступать в роли поэтов и писателей, поэтому это желание нужно непременно использовать. Школьники с удовольствием сочиняют загадки, сказки. Например, «Когда солнышко сияет, он на полочке лежит. А как дождик с неба грянет, он над нами зашуршит.» (Евгения Тарбаева). Дети сами сочиняют сказки, бытовые, о животных, волшебные, по пословице или поговорке, с удовольствием оформляют их в книги.

    Все эти задания развивают логическое мышление, заставляют работать детскую фантазию. Сами того не замечая, Учащиеся достигают двойного эффекта: овладевают умением правильно (в речевом отношении) излагать свои мысли и грамотно писать.

    Специальные уроки развития речи стараюсь подчинять этой же задаче. Начиная с 7 класса, задания идут дифференцированные: «слабым» даю изложение с творческим заданием, а «сильным» предлагаю необычную исследовательскую работу. Например, в 8 классе предложила школьникам для знакомства картину И.Левитана «У омута». Поставила перед ними цель: попробуйте уловить «тайну» картины, её настроение, проникнуть в творческую лабораторию художника и попытаться отразить это в своей работе, не упуская и описания самой картины. Интересно получилось, конечно же, не у всех. Но в целом ребята ощутили себя «учёными-исследователями».

    С помощью творческих упражнений развиваются умения понимать чужой текст, создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники также учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания. Мною на уроках используются следующие виды творческих упражнений: диктанты творческой группы, работа с разного рода лингвистическими словарями, составление рассказа на лингвистическую тему, сочинения на»свободную» тему в различных функциональных стилях и типах речи с опорой (и без) на данные слова (и словосочетания) или по данному началу, письменные ответы на вопросы лингвистического содержания, подбор примеров на определённую орфограмму из художественных произведений, письменный пересказ связного текста (полный, сжатый, выборочный), письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания (в форме полного связного высказывания).

    Развитию речи учащихся обязательно уделяю внимание и на уроках литературы. Уже с сентября пытаюсь учить пятиклассников умению рассуждать, аргументировать своё мнение. После уроков, посвящённых сказкам, предлагаю письменную работу: «Что мне особенно дорого в русских сказках?» или «Почему сказка жива до сих пор?». По сказке П.Ершова «Конёк-горбунок» дети письменно размышляют над вопросом: «Таким ли я увидел героев сказки, как увидели их художники-иллюстраторы?» Или другие темы: «Какие уроки я извлёк из сказки А.Погорельского «Чёрная курица»?», «Что понял Эндрью Макдьюи с помощью Мэри Руа и Лори? (По сказке П.Гэллико «Томасина»), «Хотел бы я быть другом Тома Сойера? (По М.Твену)

    В 6 классе Темы для размышления я уже формулирую несколько сложнее: «Русские богатыри – защитники мира и жизни», «О чём заставил меня задуматься роман Фр.Рабле?», «Что помогло выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове?», «Возможная встреча Маши Троекуровой и Владимира Дубровского за границей», «Почему мушкетёров А.Дюма никогда не забудут?», «В чём истинное счастье, по мнению героев М.Метерлинка?». А в качестве итоговой (устной) конференции была предложена тема: «С кем бы из литературных героев я хотел бы встретиться и о чём-то поговорить?».

    С 7 класса темы носят более обобщённый характер: «Две жизни – две судьбы»(по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»), «Чем дорог образ Сергия Радонежского читателю 21 века?», «Древнерусская литература – это памятник прошлого или…», «Почему Левша из сказа Н.Лескова никогда не постареет?», «Россия 19 века глазами писателей того времен

    При подготовке к тестовой работе по прочитанному произведению учащиеся ещё раз перечитывают текст, осознают, что в художественном тексте нет мелочей: каждая деталь работает на образ, характер героя.

    Немаловажную роль в формировании устной и письменной речи учащихся играют «сравнительные таблицы» по литературе. Впервые над таблицей такого вида мы начинаем работать при изучении былин. Учащиеся заполняют таблицу «Русские богатыри – защитники мира и жизни». Во время обсуждения прочитанных былин ( а прочитать необходимо по 3 былины о каждом из трёх «главных» богатырей) шестиклассники отмечали в таблице, какими качествами обладал богатырь в той или иной сцене. В итоге школьники сами легко сделали вывод, почему богатырей называли защитниками мира и жизни.

    Позже,  при изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский», шестиклассники  вместе с учителем на уроке начинают работу по оформлению таблицы «Два помещика: почему друзья–сослуживцы стали заклятыми врагами?» При составлении этой таблицы учащиеся подумают над следующими пунктами: Социальное происхождение героев, материальное положение (благосостояние), отношение к крепостным, взаимоотношения с соседями, с окружающими их людьми, отношение к собственным детям, причина ссоры, с точки зрения каждого, поведение в сцене суда. Вывод – ответ на вопрос: Почему настоящая дружба между К.П.Троекуровым и А.Г.Дубровским была невозможна?

    Шестиклассники с помощью учителя учатся собирать необходимый фактический материал, грамотно и достаточно сжато оформлять свои мысли для записи в таблицу, делать выводы.

    В 7 классе таблица «Две жизни – две судьбы» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») оформляется учащимися практически самостоятельно, но все графы-вопросы отрабатываются, «проговариваются» обязательно на уроке. И вопрос вывода («Почему по-разному сложилась жизнь у каждого из братьев?») непременно озвучивается на уроке.

    На уроках литературы в старших классах часто использую форму устного зачёта по творчеству того или иного писателя. Вопросы на «3» и «4» сообщаются заранее, а тех, кто желает получить «5», ждут творческие задания: составить развёрнутый план к сочинению на какую-либо тему, написать тезисы к докладу, придумать свои темы сочинения и прокомментировать их и т.д.

    Темы сочинений в 9-11 классах стараюсь подбирать разной сложности, чтобы каждый смог выбрать по душе и не почувствовать себя ущемлённым. Старшеклассникам нравится спорить с героями, идти против общепринятого мнения относительно того или иного произведения, отсюда такие темы: «Святой или великий грешник? (По роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»), «Мой Шекспир», «Я с Вами (не) согласен, Евгений Базаров (Родион Раскольников), «Счастливы ли герои Ф.М.Достоевского?», «Счастье в понимании Некрасова (Толстого) и моём», «Что есть красота?..» (По творчеству Л.Н.Толстого). Всё чаще старшеклассники берут подобные темы, которые учат дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения. В пылу спора на семинарах учащиеся воспринимают героев литературных произведений как реальных людей, поэтому стараются понять их жизненную позицию, ход мыслей, то есть учатся читать «между строк». Например, горячий спор вызвал у 11-классников вопрос семинара по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Почему Мастеру уготован «покой», но не «свет»? А кто удостоен «света»? Учащиеся искали ответ на этот вопрос в тексте романа, в дневниках писателя, в комментариях литературоведов. Сами того не подозревая, они расширяли свой кругозор, пополняли словарный запас, работали над речью.

    Наши предметы, русский язык и особенно литература, имеют дело с чувствами, настроениями, душой человека. Мы, к сожалению, разучились общаться друг с другом, писать письма, поэтому часто своим ученикам я даю нестандартную тему (особенно, когда вижу, что что-то происходит в классе, необходимо выговориться): «Напиши мне письмо…» или «Я к Вам пишу…» .

    Владение грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития школьников, поэтому работа по развитию речи учащихся – одна из актуальнейших задач. Это нашло отражение в современных стандартах по русскому языку и литературе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

    "Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

    Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

    Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

    В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

    Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы

    Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы...

    Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

    Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...