организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы знаете, что умения составлять реакции ионного обмена, востребованы в учебном процессе постоянно. При организации такой формы урока удалось избежать дополнительных трудностей в обучении.  Составление реакций вызывает удовлетворение учеников результатами своего труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon реакции ионного обмена93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – закрепления знаний по теме «Реакции ионного обмена»

Цели урока

Образовательная: обобщить и закрепить знания у учащихся о реакциях ионного обмена, закрепить навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений.

Развивающая: развивать самостоятельность учащихся, их логическое мышление, память, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений и лабораторных опытов, умение выдвигать гипотезы и находить пути их подтверждения

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения заданий.

 Дидактические средства и оборудование  урока: мультимедийный проектор,  ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», лист-мониторинга,  лист  с набором заданий, таблица растворимости, набор лабораторного оборудования и химические реактивы: CuO,  Zn CO3 , Cu(OH)2 , FeO,   растворы H2SO4 и HCl , опорная схема.  

Этапы урока

1.Оранизационный

   Настрой учащихся на урок. Зашифровано название двух классов веществ, назовите их.

Ос-ло-ты          Ки-но-ва-ния

     В задании достаточно обменять местами два слога. Данное задание позволит сразу настроить учащихся на тему урока, что я и сделаю наводящими вопросами:

1.Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов? В классе обязательно найдутся ученики, которые скажут, что это действие обмен.

2.К какому типу относится реакция между кислотами и основаниями?

Какая это реакция – обратимая или необратимая?

3.Дайте определение реакции ионного обмена.

Кто знает, как очистить стиральную машину или электрочайник от накипи реакцией обмена? Все ли мы знаем об этих реакциях?

Какая тема сегодняшнего урока? Реакции ионного обмена. Чему мы должны научиться на этом уроке?

2.Актуализация знаний

-Фронтальная работа с тренажером с элементами беседы.

      После сообщения ученикам темы урока и его цели говорим о том, чтобы идти вперед, обязательно необходимо взять с собой то, чем мы владеем-знания. Предлагаю ученикам работу через копирку с тренажером.( лист-задание).  Одновременно к доске приглашаю  наиболее успешных двух учеников, им предлагается выполнить только 5 задание, но необходимо составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном  ионном виде. Время работы с тренажером 4 минуты. Во время работы на экране, с помощью мультимедийного проектора, высвечивается опорная схема.

       После завершение работы листы собираем, а у ребят остается  скопированный экземпляр, и по нему мы в ходе фронтального опроса проверяем правильность выполненной работы. На экране высвечивается правильный ответ и для тех, кто плохо справился с заданием, есть возможность посмотреть правильные варианты ответов и услышать рассуждения ребят.  В лист мониторинга выставляется баллы за выполнение задания ( 0, 0,25, 0,5. 1)

      При проверке 5 задания проводим  анализ выполненной работы у доски, одновременно уточняя у учащихся класса какие пары веществ для реакции подобрали они, какое отношение подобранных веществ к воде, что является признаком реакции, что обозначает сокращенное ионное уравнение. ( учащиеся выставляют баллы в лист диагностики за знания базовых понятий и их определение). Оставшиеся 3 минуты времени работы по 2-ому этапу ученики в тетради составляют свои уравнения реакции, а те, которые испытывают затруднения, могут получить индивидуальные консультации у учителя и тех учащихся, которые успешно справились с заданием у доски.

3-ий  - этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала.

На предыдущем уроке в ходе изучения нового материала у учащихся возникает уверенность в том, что реакции ионного обмена протекают до конца в случаях если образуется газ,  осадок или вода,  акцент  ученики делали на том, что вещества, ступающие в реакцию, должны быть растворимы в воде. Эти знания не до конца формируют представления о реакции ионного обмена.

  Поэтому возникает необходимость постановки проблемного вопроса « Будет ли протекать реакция, если одно из веществ, вступающее в реакцию не растворяется в воде?»  ученики будут высказывать гипотезы и решение этой проблемы необходимо провести в группах  в ходе выполнения лабораторной работы ( см. лист-задание).

4-ый - этап получения и  усвоения новых знаний

       В состав каждой группы ( группа состоит из 4 человек) входит ученик, который хорошо усвоил  учебный материал. В процессе выполнения работы он еще раз проговаривает ключевые моменты темы и проводит консультации по выполнению заданий. Обратите внимание на соблюдение правил техники безопасности во время работы. Для демонстрации реакции если одно из реагирующих веществ находится в газообразном агрегатном состоянии, используем «Виртуальную лабораторию». Демонстрируем реакцию взаимодействия серного ангидрида с гидроксидом натрия. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.  После выполнения работы проводится обсуждение результатов с записями на доске.

Следующим этапом урока является  фикультминутка

   6-ый – этап урока это  закрепление полученных знаний и их коррекции.

    Ребятам задаем вопрос: «Что служит причиной поломки стиральных машин и электрических чайников?». Из жизненного опыта, рекламы по телевизору они знают, что накипь. Необходимо сообщить, что накипь это нерастворимые в воде карбонаты и очищают от нее   с помощью органических кислот, таких, например как лимонная. Можно ли отнести данную реакцию к ионному обмену?

    Предлагаю с помощью виртуальной лаборатории провести реакцию взаимодействия мела (карбоната кальция), а вместо уксусной кислоты взять соляную. Что наблюдаем? Выделение газа, а в пробирке  образовался раствор. Составим ионное уравнение, согласно которому действительно наблюдаем выделение газа, а мел полностью растворяется, не образуя осадка. Таким образом, мы можем, используя лимонную кислоту, очистить от накипи чайник. После наблюдения предлагаем учащимся составить уравнение реакции в тетради, и на доске. Еще раз просим учеников повторить определение реакции ионного обмена протекающей до конца? И информируем о важности  этих реакций в метаболизме обменных процессов в организме человека.

   Следующим этапом урока является этап проверки  индивидуальных знаний и умений по теме.

     Индивидуальная самостоятельная работа проводится  по заданиям, расположенных по принципу нарастающей трудности. (См.лист-задание). При такой работе учащиеся естественным образом дифференцируются. Выполняя такой формы задания, учащиеся правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста. Самостоятельная работа оценивается учителем отдельно.

 Завершаем урок вопросами

Что нового вы почерпнули для себя на уроке?

Чему научились сами и  сможете научить других?

Выставляем баллы за устные ответы и работу у доски. Учащиеся подсчитывают баллы полученные за урок и выставляют в дневник оценку.

 Домашнее задание

     1.Обязательное задание параграф 37. упражнения 4,5

     2.Дополнительное задание – приготовьте сообщение о реакциях  обмена в процессе метаболизма в организме человека

      3.Творческие задания:

- составление тестов, кроссвордов, опорных сигналов по данной теме;

- выполнение и описание лабораторных опытов; - составление презентаций по теме.

Приложение к уроку

Приложение № 1

Тема «Реакции ионного обмена»

                                                                _______________________________

                                                                     Фамилия, класс                    

п/п

Базовые понятия и умения

мониторинг

теория

практика

Базовые понятия

1

Атом

2

Ион

3

Катион

4

Анион

5

Диссоциация

6

Электролиты

7

Неэлектролиты

8

Химическая реакция: обратимая и необратимая

9

Реакция обмена

10

Реакция ионного обмена

11

Молекулярное уравнение реакции

12

Полное ионное уравнение реакции

13

Сокращенное  ионное уравнение реакции

14

Признаки реакции ионного обмена

Умения

1

Распознавать электролиты и неэлектролиты

2

Распознавать катионы и анионы.

3

Составлять формулы веществ комбинируя катионы и анионы предложенные в задании № 2.

4

Находить и анализировать ошибки, допущенные в ионных уравнениях реакции.

5

По сокращенному ионному уравнению реакции подбирать исходные вещества, вступающие в реакцию.

6

Составлять  уравнения реакции ионного обмена.

7

Выдвигать гипотезы и  предлагать пути ее решения.

8

Делать выводы, обобщение на основании проделанных опытов.

9

Проводить консультации и взаимообучение в группе.

Максимальное количество баллов за задание

Базовые понятия  

1 балл

  Умения :

1-5

1балл

6

2 балла

7

2 балла

8

3 балла

9

3 балла

 Оценки за урок:  «5»- 10 баллов;          «4»- 7-9 баллов;     «3» - 5-6 баллов

Приложение № 2

Лист –задание к теме «Реакции ионного обмена»

Тренажер знаний

1 вариант

2 вариант

1.Среди предложенных веществ выберите электролиты:

А). FeCl3,  Б). Zn(OH)2,  В). HNO3,  Г). О2.

1.Среди предложенных веществ выберите неэлектролиты:

А). Na2S,  Б). Cu(OH)2,  В). HCI. Г) CaCO3                           

2. Даны ионы:  Укажите катионы                                                              

        а)  OH-, б)Mg2+, в)K+, г)Сl-.

2. Даны ионы:  Укажите анионы

а)Са2+, б)Zn2+, в)NO3-, г)SO32-.

3.Составьте формулы веществ, комбинируя катионы и анионы предложенные в задании № 2

3.Составьте формулы веществ, комбинируя катионы и анионы предложенные в задании № 2

4. Найдите ошибки, допущенные в полном и сокращенном  ионном уравнении реакции

CaCl2+ Na2 CO3  =   2Nа Cl + CaCO3

 Ca2+ + Cl2 + 2Na+ + CO32–  =  2Na+ + Cl + CaCO3

Ca  + CO3  = CaCO3

исправления обведите кружком.

4. Найдите ошибки, допущенные в полном и сокращенном  ионном уравнении реакции

Fe(NO3)3  +  3KOH= Fe(OH)3  +3K NO3

Fe +NO33– + 3 К+  +ОН= Fe3+ +3OH  +3K+3NO3

Fe +3 ОН= Fe(OH)3 

исправления обведите кружком.

5. Подберите исходные вещества  к сокращенному ионному уравнению реакции.

Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2

5. Подберите исходные вещества  к сокращенному ионному уравнению реакции.

             Zn2+ + CO32– = Zn CO3

Задание №2 для работы в группе

1.Проведите лабораторный опыт подтверждающий или отрицающий возможность течения реакции ионного обмена, если одно из исходных веществ взято в избытке.

2.Проговорите друг другу правила техники безопасности, если возникнут сомнения, см. стр.107.

3.Индивидуальные задания для каждого участника группы.  

1.CuO и H2SO4 

2. Zn CO3 и HCl

3.Cu(OH)2 и H2SO4

 4.FeO и HCl

Если возникнет необходимость, реагирующие вещества можно нагреть.

1.Проанализируйте  реакции между данными веществами.

2.Проверьте результаты друг у друга. По какому признаку можно судить, что реакции осуществились?

3. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый учащийся пишет химическое уравнение предложенной реакции в полной и сокращенной ионной форме в тетради).

4.Проверьте правильность записей друг у друга. В случае необходимости проведите взаимоконсультации.

5.Сделайте вывод: чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих:

а) между веществами, растворимыми в воде;

б) между веществами, одно из которых в воде нерастворимо?

6.Уточните определение реакции ионного обмена, идущие до конца.

Задание № 3 Проверочная работа

1 вариант

2 вариант

Выберите любое задание и получите баллы за его выполнение: 1- 3 балла;   2-4 балла;   3-5 баллов;

4-5 баллов.

1.Для молекулярного расставьте коэффициенты и составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

FeCl3 + NaOH = Fe(ОН)3 ↓ +NaCl

2.Составьте молекулярное и полное ионное уравнение, соответствующее сокращенному:

Ag+ + Cl- = AgCl ↓

3. Составьте молекулярное, полное и cокращённое ионное уравнение по схеме:

 щелочь+ раств.соль = нераств.основание + раств.соль,

4. Допишите сокращенное ионное уравнение химической реакции:

... + ... = CO2 ↑ + H2O

и составьте соответствующее молекулярное и полное ионное уравнение.

Выберите любое задание и получите баллы за его выполнение: 1- 3 балла;   2-4 балла;   3-5 баллов;

4-5 баллов.

1.Для молекулярного расставьте коэффициенты и составьте полное и сокращенное ионное уравнение.

НCl + K2CO3 = KCl + Н2 О ↓ + СО2

2.Составьте молекулярное и полное ионное уравнение, соответствующее сокращенному:

Zn(OH)2 ↓+ 2H+ = Zn2+ + 2H2O

3.Составьте молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение по схеме:

раств.соль+раств.соль=нераств.соль+раств.соль

4. Допишите сокращенное ионное уравнение химической реакции:

….+….. = H2SiO3  

и составьте соответствующее молекулярное и полное ионное уравнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....