Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории
статья по истории по теме

Леонтьева Наталья Васильевна

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в  организации самостоятельной работы

учащихся  на уроках истории и обществознания

Учитель истории и обществознания

МКОУ 1-Абрамовской СОШ Леонтьева Н.В.

Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п.

Наблюдения и анализ выполнения самостоятельных работ учащимися показал, что самостоятельную деятельность школьников можно организовать на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении учебного материала. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия  в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.

Название метода: регулирование степени сложности выполняемого задания с учётом уровня сформированности  у учащегося общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношения к учению.

Характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим: при самостоятельном выполнении учащимися задания.

Краткое описание того, что делаете вы как учитель и того, что делают ученики: учитель предлагает ученикам для индивидуальной самостоятельной работы на карточках одинаковое, но разной степени сложности задание,  учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.

Примеры заданий.

I. Приведённые примеры заданий используются на обобщающих уроках при повторении большого объема материала.

Задание 1. Назвать понятия, определения которых приведены ниже (7 класс, «Новые явления в социально – экономическом развитии  России 17 века»)

_____  - ежегодные торги

______  - предприятие, основанное на ручном разделении труда

______ - устойчивые экономические связи между разными районами государства

______ - производство в регионе какого-либо одного товара

___________ - владельцы вотчин

___________ - земля, даваемая за службу

____________ - земля, переходящая по наследству

____________ - большая группа лиц, обладающая правами и обязанностями, передающимися по наследству.

При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память или имеют  пропуски уроков, получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их  подбору к определениям.

Задание 2.  В текст вставь пропущенные слова:

   Вместо Боярской думы был образован ____________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

   Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11_________________, работа которых была более эффективной. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал теперь_____________________, деятельность которого контролировал назначаемый императором________________________________________.

    Поиском тайных врагов императора, выявлением заговорщиков занималась _________

________________________________.

     По указу 1714 года о единонаследии поместье приравнивалось к _______________. А дворяне получали такие же права, как и ________________. Продвижение по службе стало возможно для любого человека, независимо от знатности происхождения, данный порядок был закреплен в _____________________________________1722г.

    Страна была разделена на 8 ______________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

    Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры_________________. После её смерти, по мере проведения реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к сыну Петра____________________.

Опорные слова: Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Алексей, Софья, Табель о рангах, Синод, обер-прокурор, бояре, губернии, вотчина.

Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше.

II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы, как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.

        При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности.

Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)

Направления/вопросы

Представители

Отношение к самодержавию

Государственный строй

Отношение к крепостному праву

Отношение к реформам Петра1

Отношение к общине

Отношение к влиянию Запада

Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)

Направления/вопросы

«официальная народность»

славянофилы

западники

Революционеры-демократы

Представители

Отношение к самодержавию

Государственный строй

Отношение к крепостному праву

Отношение к реформам Петра1

Отношение к общине

Отношение к влиянию Запада

Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа  ___ на с. __

«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)

Направления/вопросы

«официальная народность»

славянофилы

западники

Революционеры-демократы

Представители

С.Уваров

М.Погодин

Отношение к самодержавию

поддержка

Государственный строй

Абсолютная монархия

Отношение к крепостному праву

Это нормальное, естественное состояние

Отношение к реформам Петра1

Взяла страна много плохого, и хорошего

Отношение к общине

Основа развития России

Отношение к влиянию Запада

Негативное (революции, борьба третьего сословия)

Вариант 1. Используя параграф __,заполнить схему «Управление страной при Петре1» (7 класс)

Вариант 2. Используя параграф __,заполнить схему «Управление страной при Петре1» (7 класс)

Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают

  • посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом;
  • тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания;
  • вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся;
  • ознакомление с  учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса;
  • сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно  большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.

Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.

Чтобы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия следует:

- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.);

- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы

Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует ...

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»

Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...

Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....