РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
материал по истории по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

актуальный педагогический опыт за последние 3 года работы в системе НПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл APO_babynin.rar85.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное училище №16

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

                                  Бабынин Сергей Анатольевич,

                                                 преподаватель истории и обществознания

                                       ГОУ НПО ПУ №16    г. Строитель          

                Яковлевского района  Белгородской области.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

/Выступление на методическом совете ГОУ НПО ПУ №16 06.04.2010г./

Строитель

2010

«Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит…драться, когда нет другого выхода».

                                                                                             /В.Шекспир/

Содержание:

 I. Информация об опыте………………………………………………..3

            1.1  Условия становления опыта.

            1.2  Методика выбора оптимальных решений.

            1.3  Педагогические противоречия.

            1.4 Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта…………………………………………………….7

2.1 Цель и задачи опыта.                                                                                           2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.

III. Результативность…………………………………………………….10

IV. Библиографический список…………………………………………17  

 V.Приложения…………………………………………………………...18

I. раздел:

«Знание возникает на основе не заучивания,

а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате  систематической переработки  конкретных фактов и идей»

                                                                    /Н.Г. Дайри/

II. раздел:

«Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, а уже потом  научить - вот в чем суть педагогического мастерства».

                                                            /В.Ф.Шаталов/   

        III. раздел:

«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

                                                        / К.Д.Ушинский/

I.  Информация об опыте.

Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития  конкретной идеи можно считать последние три года  преподавания  истории и обществознания в ГОУ НПО ПУ №16  г. Строитель.

  1. Разработка методов личностно ориентированного обучения.

Способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

  1. Разработка теории  развития познавательной активности учащихся.

 Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, познавательной деятельности.    

  1. Изучение теории интерпретаций.

Знакомство с различными версиями оценок исторических явлений.

В процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления.      

  1. Развитие  теории полифоничного мышления.

В повествовании о прошлом не бывает одного единственного, правильного голоса, все голоса важны, их надо уметь и захотеть услышать; наконец, такая «разная», многомерная история формирует альтернативное сознание.

  1. Выработка алгоритмов разрешения педагогических  противоречий.

А) основные трудности при организации учебного процесса, самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;

Б) выработать определённую систему организации учебной работы учащихся, чтобы разрешить данные противоречия.  

Вывод: актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

II. Технология опыта.

Цель: Способствовать развитию познавательной активности и интереса, учащихся к   предмету «История» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии.

Задачи:

  1. организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;
  2. создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая умения и навыки;
  3. способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способной к самореализации.

«Механизмы» реализации опыта.

Развитие полярно-структурного метода.

Противоположности рассматриваются не как нечто жестко очерченное, а скорее как импрессионистский образ. Этот метод позволяет видеть не только полярные позиции, но весь спектр оценок между этими полюсами, и представить историю более полной, объемной, многокрасочной.

Включает три этапа:

  1. Информационный / вербальный метод/.
  2. Углубление основных проблемных вопросов изучаемой темы.
  3. Итоги самостоятельной работы.

Основные формы организации учебного занятия и алгоритм их проведения.

  1. Пассивные /лекция и её классификация/.
  2. Активные / семинар/.
  3. Интерактивные /проект, диспут/.

Эффективные формы  организации самостоятельной учебной работы на учебном занятии.

  1. Работа с учебником.
  2. Работа с документами.
  3. Практические и лабораторные работы.
  4. Работа с картой.
  5. Подготовка докладов и рефератов.

Описание метода эвристической беседы. 

- формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;

- ученик определяет сам пути решения проблемного задания и находит их, опираясь на знания, необходимые для решения задания.

III. Результативность.

Формируются и развиваются основные умения и навыки учащихся в работе с:  

Дополнительной и справочной литературой, СМИ, Интернет-ресурсами и другими источниками информации.

В результате чего:

  1. стимулируется процесс познания;
  2. развивается и повышается уровень и качество знаний;
  3. развивается инициатива, трудолюбие, сообразительность;
  4. развивается эмоционально-волевая сфера учащихся;
  5. формируется оптимистично-позитивное отношение к учёбе;
  6. развиваются аспекты сотрудничества учителя и учащихся.

Вывод: учителем создаются условия формирования конкурентоспособной личности учащегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим ...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ....

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету

 Презентация "Витагенное обучение как средство повышения познавательного интереса к предмету" была представлена на НПК "Перспективные технологии тв профильном обучении" как итог работы не ...