Статья "РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"
статья на тему

Гринёва Екатерина Николаевна

Статья для учителей иностранного языка по проблеме регионоведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

     Воспитание гражданина, патриота своей Родины, социально-активной, толерантной, стремящейся к постоянному  развитию и росту личности невозможно без знания истории своего родного края, своей малой Родины, гордости за свою культуру и достижения в разных отраслях экономики, сельского хозяйства, другими словами, без применения в учебном процессе науки «регионоведение». Этот термин включает в себя изучение истории, географии, культуры и искусства, обычаев, традиций и праздников своего края, знакомство с людьми, прославившими родную землю и другими составляющими [1, с.1].

      Мы живем на легендарной Прохоровской земле, богатой историческими событиями, местами боевой славы и уникальными туристическими объектами, традициями, талантливыми людьми. Поэтому на уроках английского языка мы не можем обойтись без включения в обучение регионального компонента.

       Использование местного и регионального материала расширяет кругозор учащихся и  развивает их познавательный интерес, а также в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить и  понять их особенности [2, с.1].

        Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать информацию в Интернете, дополнительной литературе, посещать школьный и районный музеи, общаться с представителями старшего поколения. При этом важным является подбор краеведческого материала, актуального и интересного для обучающихся.

        В последние годы наша гимназия работает с УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English». Исходя из авторской программы  и УМК, мы используем следующую тематику уроков регионального компонента для 5-9 классов:

«История моего поселка», «Достопримечательности поселка Прохоровка и Прохоровского района», «Ваше любимое место в поселке», «Люди, прославившие наш поселок», «Профессии жителей поселка», «Профессии в моей семье» (5-6 классы); «Белгородская область» (общая информация), «Моя гимназия. История гимназии», «Спортивная жизнь района», «Любимые занятия в моей семье»(7 класс); «Погода и времена года в нашем крае», «Леса и парки», «Пруды нашего района», «Родники Прохоровского района», «Районная газета «Истоки», «Экологические проблемы родного края» (8 класс); «Традиционные семейные праздники», «Праздники района», «Любимый районный праздник», «Ветераны в моей семье», «Мои планы на будущее и родной поселок» (9 класс).

     Уроки регионального компонента проводятся чаще всего в форме уроков-конференций, уроков-экскурсий, на которых учащиеся представляют результаты своей работы в виде творческих и исследовательских проектов с мультимедийными презентациями, в виде небольших статей с фотографиями для школьных и классных газет и плакатов. Лучшие из работ отбираются для участия в предметных неделях, муниципальных и региональных конкурсах.

       На примере работы по теме «Достопримечательности поселка Прохоровка и Прохоровского района» в 5-6 классах хотелось бы рассказать о формах использования краеведческого материала на уроках английского языка в рамках регионального компонента. В начале прошлого учебного года мы с учащимися составили список наиболее значимых мест района, затем класс был поделен на три рабочие группы. Каждая группа должна была перевести их названия с русского языка на английский. На следующем уроке мы сравнили переводы всех групп и выбрали наиболее удачные, составив словарик

достопримечательностей Прохоровского района. Туда вошли знаменитая Звонница (bell tower), Храм святых апостолов Петра и Павла (the St. Pete’s and Paul’s Temple), Музей «Третье ратное поле России» (the museum «The third  battlefield of Russia»), строящийся танкодром (tank field), Библиотека им. Рыжкова (the Ryzhkov's Library), Колокол единения трех славянских народов (The alliance bell of three Slavic nations) и др. На основе этого словарика учащиеся затем сделали небольшие буклеты « Places of interest in Prokhorovka» с фотографиями и кратким описанием  достопримечательностей.     C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scan.jpg

     Следующим этапом становится посещение достопримечательностей района и более детальное знакомство с ними. В этом нам помогают уроки-экскурсии, которые являются очень эффективной формой работы по регионоведению. Это могут быть как реальные, так и воображаемые экскурсии, проводимые с помощью интерактивных средств обучения.

       В прошлом году в рамках районного Дня иностранного языка, организованного в парке регионального значения «Ключи»  у села Кострома Прохоровского района (Regional park «Springs» by the village Kostroma), ученики нашей гимназии под руководством педагогов проводили экскурсию для учащихся школ района и туристов, приехавших на праздник. Учащимися совместно с учителями был разработан экскурсионный маршрут, включавший несколько станций. На каждой станции туристов ждал ученик-экскурсовод, который на английском языке сообщал исторические факты или легенды, связанные с этим местом. Тут же с ним находился учитель, который помогал при возникновении трудностей понимания рассказа туристами. Таким образом, экскурсия носила не только познавательный характер, но и обучала новойлексике.                                                      

         Экскурсия проходила по следующим станциям:

  1. Зона отдыха, пляж. (The place of rest – recreational sand).
  2. «Озеро верности». («The Lake of Faith»).
  3. Мост выпускников школ, другое его название «Мост будущего». (The bridge of «School Leavers», the second name of which is «Future»).
  4. Этнографическая деревня. (The ethnographical village).
  5. Мост влюбленных. (The bridge of lovers).
  6. Купель и часовня Архангела Михаила. (The chapel and the font of Archangel Mikhail).
  7. Несколько родников. (Some springs).

    В этнографической деревне в свою очередь расположено несколько изб, символизирующих разные крестьянские подворья. В каждой избе также находился ученик-экскурсовод, который знакомил туристов с предметами быта, орудиями труда, традициями. В подворье «Хлебосолье» (The courtyard of hospitality) туристам предлагали отведать блинов с чаем.

     Такой краеведческий праздник запомнился всем: и гостям, и учащимся, и учителям, имел огромный обучающий, стимулирующий и воспитательный эффект. В дальнейшем мы планируем посетить другие достопримечательности района и подготовить материал для экскурсий на английском языке. Этот материал можно использовать как для устного рассказа, так и для статьи в школьной газете или на сайте гимназии.

        Опыт работы  с краеведческим материалом показывает, что региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю и изучению иностранного языка, позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить качество усвоения знаний.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кострикина Т. Г. Регионоведение на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Из опыта работы.

2. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе, 2007. -№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.

В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....