Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Макарова Екатерина Ивановна

 

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков преподаватель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvistich._skaz_1.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

             Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес  самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа  от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного языковеда. "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника. А пожинать результаты своих творческих поисков преподаватель может в виде сочиненных его подопечными лингвистических сказок.

Ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, я попробовала на своих уроках «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Кроме того, грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

  1. в качестве дидактического материала;
  2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
  3. как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Чаще всего лингвистическую сказку я использую при объяснении нового материала. Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания.

Как правило, уже в конце первой четверти ученики изъявляют желание выступить в роли сочинителей сказки. Эта лингвистическая ученическая сказка может быть вариантом той сказки, которую они слышали на уроке прежде.

Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков, является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее число часов в 5 и 6 классах, а также весь 7 класс. Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, на мой взгляд, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, подача материала в такой форме вполне соответствует возрастным особенностям учащихся данных классов, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.

Сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, «сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник. Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом я обязательно ставлю  перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы. Лингвистическая сказка может также и следовать за ознакомлением с  теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед  детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного. Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее (в прошлом учебном году, в прошлом месяце и т.д.). В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему.

Учащиеся могут не только воспроизводить сказки, услышанные от учителя на уроке, и перерисовывать «сказочные» рисунки в тетрадь. Я постоянно  стимулирую  детей к осознанному творчеству. Так, например, при изучении темы "Имя существительное" в  6 классе можно предложить учащимся дифференцированное  задание, по группам:

1) составить рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры);

2) тот, кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику;

3) для тех, кто любит творчество, задание другое - придумать сказку, нарисовать ее героев.

Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

Даже единичное использование сказочного материала способно повысить интерес к урокам русского языка, однако если ребенок погружается на уроке в атмосферу сказочности, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране, где живут сказочные герои, то меняется не просто отношение к самому предмету, меняется и восприятие родного языка. Через использование системы лингвистических сказок приходит и возможность более успешного формирования орфографических и пунктуационных навыков, увеличения теоретического багажа учащихся.

Приложение

Дидактический материал к урокам русского языка

Сказки учащихся можно оформить в виде карточек по русскому языку и  добавить к ним грамматические задания. Такой дидактический материал  с успехом  можно использовать в индивидуальной работе на уроках и для домашнего задания.

Карточка № 1

Сказка о корнях – раст – и – рос -.

Жили – были два брата корни -раст- и –рос. Они жили в одном домике, жили дружно, никогда не ссорились и всю работу делили пополам. Рядом с ними по соседству проживали приставки, суффиксы и окончания. Все они дружили и любили ходить в гости друг к другу, пить чай и вести разные беседы. И вот однажды на такую беседу совершенно случайно, совсем из другой далёкой страны попал незнакомец – Вопросительный знак. За чаем он всегда задавал вопросы, ему всё время было что – то непонятно. И он постоянно путал братьев –раст- и –рос. Братьям надоело это и они решили объяснить ему всё раз и навсегда. Они вышли из – за стола, выпрямились во весь рост и – раст – произнёс такую речь:

- Посмотри на нас внимательно и запомни. Мой брат – рос- короче меня, а я длиннее на целую букву а, потому что у меня есть сочетание букв – ст-, а иногда _ст- чередуется с –щ- (ст//щ). Запомни это. Безударная гласная а пишется перед ст, щ, это моя гласная.Безударная гласная о пишется в корне –рос-, это гласная моего брата.

- Хорошо, это я понял, - сказал вопросительный знак – значит все слова, в которых встречаются корни – раст – и –рос-, подчиняются этому правилу.

- совершенно верно – воскликнули корни. – Все они наши друзья, но есть такие, которые не хотят с нами дружить и не подчиняются нашему правилу, это слова росток, отрасль. Написание этих слов надо запомнить.

-Как это интересно, - сказал Вопросительный знак.- Я запомню и больше не буду вас путать.

- Вот и прекрасно! – закричали все и стали продолжать пить чай.

Задание.

1.Проговори правило на правописание корней – раст-, -рос.

2.Вставь буквы в словах:

Р…стение, р…сток, отр…сль выр…щенный, выр…сла, р..сточек, р…сла, возр…стной, ср..стись, зар…сли.

3. Объясни почему в слове доморощенный пишется буква о ?

4.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 2.

Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.

В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что  катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково. Но грамотные люди знали, что в корне после шипящих под ударением надо писать Ё, а не О, а написание слов крыжовник, капюшон, шорох, шов надо запомнить.

Задание.

1.Проговори правило о написании букв о, ё после шипящих в корне слова.

2.Вставь буквы в словах.

Ш..лк, ж…рдочка, ж…лтый, ж…лудь, приш…л, ш..рох, капюш…н, ч…лка, реш…тка, крыж…вник.

3.Проиллюстрируй сказку.

Карточка № 3.

Сказка о правописании – тся и – т ься в глаголах.

Пришло опять время отправиться в волшебную страну Грамматику и встретиться с её жителями.

   В больших городах очень часто бывает так, что даже знакомые люди проходят мимо друг друга, а потому что в каждодневной уличной суматохе и кутерьме они не замечают друзей, а торопливо бегут по своим делам. Так совсем рядом жили два сказочных наших героя. Они были очень похожи внешне, и только самые внимательные жители сказочного городка могли разглядеть отличия. Оба наших героя звались глаголами. Первый  - это Неопределённая форма.  Вид у него всегда был необычный. Как правило, по внешнему виду можно многое узнать не только о самом человеке, но даже о погоде на этот день.  Оделся человек тепло, натянул шапку до самых глаз, значит похолодало. А по виду этого человека ничего такого не узнаешь. Элементы его гардероба порой были не сочетаемы: тёплая шапка – ушанка и шорты или лёгкая майка и валенки. Одним словом – Неопределённая форма, - говорили давно знавшие его соседи. Его ближайшими друзьями, которые всегда сопровождали его, были вопросы Что сделать? Что делать? Если эти друзья появлялись где – то первыми, то все уже знали, что следующим появится Неопределённая форма. Даже знали, что если у Неопределённой формы присутствовал  суффикс – ся, то в глаголе обязательно писался мягкий знак ( - ться)

А вот другой глагол и выглядел иначе и вёл себя по- другому. В одежде предпочитал строгий стиль, поведение всегда отличалось тактичностью и деликатностью. Его спутниками были вопросы 3 – его лица (Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?) в этом глаголе перед – ся мягкий знак никогда не пишется (-тся).

 Вот так живут два глагола рядом, кажется похожими один на другого, а пишутся по – разному, ходят рядом, а не встречаются и не знают друг друга. Да, интересна жизнь в сказочном городе, а его жители ещё интереснее. Будьте внимательны, наблюдательны и увидите много увлекательного.

Задания.

1.Проговори правило о правописании –тся и – ться в глаголах.

2.Спишите, вставьте где нужно мягкий знак.

Взбират…ся, взбирает…ся, заботит..ся, поправляет…ся, смеят…ся, промчат…ся.

3. Проиллюстрируйте сказку.

   

Список литературы.

  1. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. – Благовещенск, 1984. – 11с.
  2. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 127с.
  3. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 123с.
  4. Тумина, Л.Е. Сказка – школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы /методические рекомендации/. Часть 1. / Под ред. В.Я. Коровиной, Т.А. Ладыженской. – М., 1990. – С. 82-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка на уроках русского языка

Как показывает мой практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков и одновременно вызывающей трудности у школьников, является морфология. Име...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, т.к. подача материала в такой форме вполне соответствует воз...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...