Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Хмелевская Л.П., учитель

английского языка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», - говорил Джон Дьюи, американский педагог и философ.

В наши дни учителю необходимо шагать в ногу со временем.  Информационный скачок перенёс наше общество, как на «машине времени», вперёд на 20 лет из того прошлого, когда не было Интернета, цифровых фотоаппаратов и МP3- плееров, никто не знал слов Facebook, Skype и Instagram, компьютеры были редкостью.

Pew Research Center в 2011 году опубликовал  исследование, по результатам которого более 75% подростков имеют мобильные телефоны, 73% используют социальные сети для общения, подростки получают и отсылают в среднем в месяц 3339 сообщений. И очень реально просматривается недалёкое будущее, когда ученик слушает по MP3-плееру главу из романа Пушкина, диктует сочинение компьютеру и отсылает аудиофайл учителю для проверки…

Очевидно, что в такой ситуации теперь по-другому должна работать и школа. Представление о том, что школа должна выдавать знания, умения, навыки «на блюдечке с голубой каёмочкой», служить специализированным раздаточным пунктом, складом готовых знаний, неактуально. Современное образование призвано  научить ребёнка жить в мире самостоятельно, самостоятельно открывать факты и самостоятельно решать проблемы. Всё более значимым в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать информацию, анализировать её и выстраивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Учитель готов меняться и самосовершенствоваться как этого требует от него Федеральный государственный образовательный стандарт. Однако при готовности осваивать новое и перспективное учитель понимает, что изменилась и социальная ситуация развития детей, изменилось и само современное поколение. Возросшая информированность детей получила  обратную отрицательную сторону – интернет – зависимость. Отсутствие желания читать классическую литературу соседствует со свободным ориентированием в информационном пространстве. При явной ограниченности общения со сверстниками  имеется огромное поле виртуальных контактов. И, наконец, самая значимая проблема, которая вступает в конфликт с одной из  актуальнейших задач образования,  формированием коммуникативной культуры учащихся. Это  несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения детей,  способности целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение и, что особенно печально, у современного поколения происходит   атрофия мотивационной сферы. Всё это не лучшим образом сказывается на качестве знаний иностранных языков.

На мой взгляд,  интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какие технологии используется в обучения и имеется ли у детей положительная мотивация к овладению иностранными языками. На своих уроках я отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают  воспитывать гражданственность, толерантность, уважение к другим культурам, соединить теорию с практикой, необходимой для жизни, помогают оживить урок, придать ему эмоциональную окраску. Организация урока, обеспечивающая  активность всех детей – один из способов заинтересовать их изучением иностранного языка.

Хороший уровень мотивированности моих учеников  косвенно доказывается  показателями результативности деятельности. Большинство из них - активные участники олимпиад школьного, муниципального, регионального, федераль­ного и международного уровней. Серьёзное внимание уделяю организации и проведению международной олимпиады по основам наук (УРФО), международного конкурса «Британский бульдог» и привлечению учащихся к участию в них. Каждый год увеличивается количество моих учеников - участников олимпиад и конкурса «Британский бульдог».  В 2012 году их было 24% от всех участников нашей школы,  в 2017 году стало 33%. Мои ученики активно участвуют в международной олимпиаде по основам наук. В 2012 - 2016гг. в финальном этапе моими учениками получено три диплома I степени,  один диплом II степени,  четыре диплома  III степени. За подготовку дипломантов финального этапа олимпиады по основам наук я награждена грамотами в 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годах.

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Следовательно, в учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется на уроке во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи. Но практика показывает, что без достаточного уровня мотивации учащихся на изучение предмета обучить их коммуникативным навыкам не удастся. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является целенаправленная работа по формированию интереса к работе на уроке, вовлечению в эту работу всех учащихся. Один из способов и путей достижения этого - использование на уроках  компьютерных технологий. 

Хотелось бы остановиться на использовании на моих уроках Интернет – ресурсов. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителю информации от политических новостей до страноведческого материала и  зарубежной литературы. Я организую работу  на уроке с Интернетом  как средством получения информации,  средством общения, средством обучения и как средством развлечения. Практика показала, что Интернет - эффективное средство формирования навыков чтения. При изучении иностранных языков формируются умения и навыки изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения. Темп современной жизни и её реалии диктуют необходимость владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. Интернет позволяет мне восполнить этот пробел. Для этих целей я использую сайт Приложения к газете «1 сентября» (http://1september.ru). Тексты с учётом интересов учащихся, уровнем их знаний, акцентом на формируемый тип чтения можно подобрать на проверенных интернет – сайтах. Можно предложить ученикам выбрать текст по интересам. Чтение таких текстов обычно задаю на дом, чтобы на следующем уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного текста в парах или группах. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: ученики с высоким уровнем знаний могут заняться исследованием более трудных тексов, в то время как  остальным можно предложить тексты, которые своей сложностью не отобьют у них охоту понять содержание текста. В процессе совершенствования  навыков чтения учащиеся имеют возможность пополнять словарный запас и  приобрести новые или совершенствовать уже имеющиеся грамматические знания и  навыки. Результатом такой работы обычно является написание письма личного характера с использованием информации, полученной из текста.

Изучение языка не всегда продвигается легко. Иногда может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для закрепления появившегося у детей интереса. Таким стимулом вполне может стать использование информационных компьютерных технологий, которое позволит в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. Использование на уроках компьютерных технологий помогает мне мотивировать учащихся, вызывать личностный  интерес для освоения иностранного языка,  создавать благоприятные условия для реализации личностно -ориентированного подхода в обучении, обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду, развивать предметные речевые умения,  непредметные умения и ключевые компетенции: исследовательские, общекультурные, мыслительные, даёт возможность тесно сотрудничать  мне, как учителю и учащимися, помогает готовить школьников к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе.

Все кабинеты в нашей школе обеспечены  современными компьютерами, мультимедийными проекторами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.  

Использование на уроках компьютерных технологий позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможность учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, мне удаётся организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, демонстрировать яркие обучающие презентации.

База презентаций, созданных мною в программе Microsoft Power Point,  постоянно пополняются за счёт новых презентаций. Я много лет являюсь  активным участником интернет-сообществ учителей http://www.proshkolu.ru/, http://englishteachers.ru/, http://nsportal.ru/, есть собственный мини-сайт http://nsportal.ru/lorpetrovna,  который я регулярно пополняю методическими разработками и собственными презентациями, которые уже опробированы мною на уроках. За 5 лет их размещено примерно 30, ежегодно получаю благодарности от сайта за активное участие в работе социальной сети работников образования.

Мои обучающие презентации отличаются: по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму),  по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи), по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Они создаются мной на дидактических принципах доступности, научности, наглядности. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Также я использую обучающие презентации на этапах обобщения и систематизации, актуализации,  первичного закрепления   знаний. В случаях использования презентации как сопровождение объяснения  нового материала, она выгодно отличается от наборов иллюстраций на классной доске и  даже от хорошо иллюстрированного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала. При изучении новых лексических единиц я  использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики, а при изучении грамматических явлений  анимировано выделяю наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками. При дальнейшем изучении и закреплении темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы. При изучении таких тем как «Цвета», «Внешность», «Семья», «Времена года» в начальной школе, а также страноведческих тем в старших классах, демонстрируемые слайды сопровождаю краткой информацией, дополняю заданиями интерактивного характера, а не просто предъявляю как картинки. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки – путешествия», когда они могут рассмотреть любую историческую достопримечательность. На мой взгляд, невозможно говорить о национальных костюмах британцев  или о королеве Елизавете Второй, не представив  фотографий и иллюстраций.

Более сложный вид презентаций – компьютерные лекции я практикую в 9-11 классах. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые файлы и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами становится намного выше, если дополняю их показом схем, таблиц.  Компьютерные лекции как и  элементарные презентации стимулируют собственные высказываний учащихся, позволяют продуктивно совершенствовать монологическую и диалогическую речь.       Однако в использовании презентаций на уроках  для обеспечения эффективности учебного процесса следует учитывать и «подводные камни»:

1.     Избегать монотонности,  учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.

2.     Максимально учитывать и ориентироваться на развитие мыслительных способностей учащихся ,  на уровень  развития их наблюдательности, воображения, ассоциативности, выделения главного, обобщения.

3.     Обязательно учитывать фактор памяти учащихся (оперативной, кратковременной и долговременной) и контролировать вводом в презентацию органичных тестовых упражнений, насколько прочно учащиеся усваивают теоретический материал.

4.     Организовать работу с применением компьютерных технологий с учётом уровня мотивированности  каждого учащегося на изучение иностранного языка так, чтобы создать для всех ситуацию успешной деятельности.

Можно много спорить о плюсах и минусах использования презентаций во время уроков, но я нахожу лишь преимущества данного вида использования компьютерных технологий. Мне лично презентации позволяют активизировать внимание всего класса, сочетать разнообразную текстовую  аудио - и видеонаглядности, дают возможность управлять вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок,  осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности, использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), осуществлять контроль новых знаний,  систематизировать  изученный материал и просто экономить учебное время. Обучающие презентации дают возможность учитывать уровни языковой подготовки учащихся и являются  эффективным средством реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Хотелось бы дать ряд рекомендаций из собственного опыта к оформлению обучающих презентаций, которые необходимо учитывать при подготовке к урокам с использованием ИКТ.

1.     Презентация должна состоять не более чем из 10-12 слайдов, чтобы не перегружать ею урок.

2.     Цвет букв в ней должен быть контрастным и ярким, а заливка фона предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз детей.

3.     Надписи и заголовки лучше выделять четким крупным шрифтом. Контрастность  текста определяется необходимостью его  четкого рассмотрения с последнего ряда.

4.     Текст должен быть коротким и лаконичным,  состоять из предложений, определений, слов и  терминов,  которые учащиеся могут законспектировать  и использовать в дальнейшей работе после демонстрации презентации.

5.     Рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.

6.     Не стоит  перегружать слайды зрительной информацией.

7.     Чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на  изображении, проанализировать последовательность событий презентации, рассмотреть все элементы слайда, сделать логический вывод из слайда и законспектировать его в тетради  -  следует отводить не менее 2-3 минут на просмотр одного слайда, а звуковой фон слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Однако необходимо помнить, что компьютер и его продукты не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время использования ИКТ на уроке и   именно тогда, когда это  оправдано целями и задачами урока.

Моё главное правило использования компьютерных технологий на уроке: педагогические цели приоритетны, а технологии вторичны. Использовать ИКТ ради использования – нецелесообразно.

Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого,  кроме веры в себя и в своих умных и любознательных учеников, нужен творческий подход и умение эффективно использовать информационные технологии на уроках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hmelevskayalp_ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Хмелевская Л.П., учитель

английского языка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», - говорил Джон Дьюи, американский педагог и философ.

В наши дни учителю необходимо шагать в ногу со временем.  Информационный скачок перенёс наше общество, как на «машине времени», вперёд на 20 лет из того прошлого, когда не было Интернета, цифровых фотоаппаратов и МP3- плееров, никто не знал слов Facebook, Skype и Instagram, компьютеры были редкостью.

Pew Research Center в 2011 году опубликовал  исследование, по результатам которого более 75% подростков имеют мобильные телефоны, 73% используют социальные сети для общения, подростки получают и отсылают в среднем в месяц 3339 сообщений. И очень реально просматривается недалёкое будущее, когда ученик слушает по MP3-плееру главу из романа Пушкина, диктует сочинение компьютеру и отсылает аудиофайл учителю для проверки…

Очевидно, что в такой ситуации теперь по-другому должна работать и школа. Представление о том, что школа должна выдавать знания, умения, навыки «на блюдечке с голубой каёмочкой», служить специализированным раздаточным пунктом, складом готовых знаний, неактуально. Современное образование призвано  научить ребёнка жить в мире самостоятельно, самостоятельно открывать факты и самостоятельно решать проблемы. Всё более значимым в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать информацию, анализировать её и выстраивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Учитель готов меняться и самосовершенствоваться как этого требует от него Федеральный государственный образовательный стандарт. Однако при готовности осваивать новое и перспективное учитель понимает, что изменилась и социальная ситуация развития детей, изменилось и само современное поколение. Возросшая информированность детей получила  обратную отрицательную сторону – интернет – зависимость. Отсутствие желания читать классическую литературу соседствует со свободным ориентированием в информационном пространстве. При явной ограниченности общения со сверстниками  имеется огромное поле виртуальных контактов. И, наконец, самая значимая проблема, которая вступает в конфликт с одной из  актуальнейших задач образования,  формированием коммуникативной культуры учащихся. Это  несформированность произвольной регуляции деятельности и поведения детей,  способности целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение и, что особенно печально, у современного поколения происходит   атрофия мотивационной сферы. Всё это не лучшим образом сказывается на качестве знаний иностранных языков.

На мой взгляд,  интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какие технологии используется в обучения и имеется ли у детей положительная мотивация к овладению иностранными языками. На своих уроках я отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают  воспитывать гражданственность, толерантность, уважение к другим культурам, соединить теорию с практикой, необходимой для жизни, помогают оживить урок, придать ему эмоциональную окраску. Организация урока, обеспечивающая  активность всех детей – один из способов заинтересовать их изучением иностранного языка.

Хороший уровень мотивированности моих учеников  косвенно доказывается  показателями результативности деятельности. Большинство из них - активные участники олимпиад школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Серьёзное внимание уделяю организации и проведению международной олимпиады по основам наук (УРФО), международного конкурса «Британский бульдог» и привлечению учащихся к участию в них. Каждый год увеличивается количество моих учеников - участников олимпиад и конкурса «Британский бульдог».  В 2012 году их было 24% от всех участников нашей школы,  в 2017 году стало 33%. Мои ученики активно участвуют в международной олимпиаде по основам наук. В 2012 - 2016гг. в финальном этапе моими учениками получено три диплома I степени,  один диплом II степени,  четыре диплома  III степени. За подготовку дипломантов финального этапа олимпиады по основам наук я награждена грамотами в 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годах.

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Следовательно, в учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется на уроке во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи. Но практика показывает, что без достаточного уровня мотивации учащихся на изучение предмета обучить их коммуникативным навыкам не удастся. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является целенаправленная работа по формированию интереса к работе на уроке, вовлечению в эту работу всех учащихся. Один из способов и путей достижения этого - использование на уроках  компьютерных технологий. 

Хотелось бы остановиться на использовании на моих уроках Интернет – ресурсов. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителю информации от политических новостей до страноведческого материала и  зарубежной литературы. Я организую работу  на уроке с Интернетом  как средством получения информации,  средством общения, средством обучения и как средством развлечения. Практика показала, что Интернет - эффективное средство формирования навыков чтения. При изучении иностранных языков формируются умения и навыки изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения. Темп современной жизни и её реалии диктуют необходимость владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. Интернет позволяет мне восполнить этот пробел. Для этих целей я использую сайт Приложения к газете «1 сентября» (http://1september.ru). Тексты с учётом интересов учащихся, уровнем их знаний, акцентом на формируемый тип чтения можно подобрать на проверенных интернет – сайтах. Можно предложить ученикам выбрать текст по интересам. Чтение таких текстов обычно задаю на дом, чтобы на следующем уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного текста в парах или группах. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: ученики с высоким уровнем знаний могут заняться исследованием более трудных тексов, в то время как  остальным можно предложить тексты, которые своей сложностью не отобьют у них охоту понять содержание текста. В процессе совершенствования  навыков чтения учащиеся имеют возможность пополнять словарный запас и  приобрести новые или совершенствовать уже имеющиеся грамматические знания и  навыки. Результатом такой работы обычно является написание письма личного характера с использованием информации, полученной из текста.

Изучение языка не всегда продвигается легко. Иногда может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для закрепления появившегося у детей интереса. Таким стимулом вполне может стать использование информационных компьютерных технологий, которое позволит в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. Использование на уроках компьютерных технологий помогает мне мотивировать учащихся, вызывать личностный  интерес для освоения иностранного языка,  создавать благоприятные условия для реализации личностно -ориентированного подхода в обучении, обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду, развивать предметные речевые умения,  непредметные умения и ключевые компетенции: исследовательские, общекультурные, мыслительные, даёт возможность тесно сотрудничать  мне, как учителю и учащимися, помогает готовить школьников к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе.

Все кабинеты в нашей школе обеспечены  современными компьютерами, мультимедийными проекторами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.  

Использование на уроках компьютерных технологий позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможность учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, мне удаётся организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, демонстрировать яркие обучающие презентации.

База презентаций, созданных мною в программе Microsoft Power Point,  постоянно пополняются за счёт новых презентаций. Я много лет являюсь  активным участником интернет-сообществ учителей http://www.proshkolu.ru/, http://englishteachers.ru/, http://nsportal.ru/, есть собственный мини-сайт http://nsportal.ru/lorpetrovna,  который я регулярно пополняю методическими разработками и собственными презентациями, которые уже опробированы мною на уроках. За 5 лет их размещено примерно 30, ежегодно получаю благодарности от сайта за активное участие в работе социальной сети работников образования.

Мои обучающие презентации отличаются: по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму),  по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи), по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Они создаются мной на дидактических принципах доступности, научности, наглядности. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Также я использую обучающие презентации на этапах обобщения и систематизации, актуализации,  первичного закрепления   знаний. В случаях использования презентации как сопровождение объяснения  нового материала, она выгодно отличается от наборов иллюстраций на классной доске и  даже от хорошо иллюстрированного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала. При изучении новых лексических единиц я  использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики, а при изучении грамматических явлений  анимировано выделяю наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками. При дальнейшем изучении и закреплении темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы. При изучении таких тем как «Цвета», «Внешность», «Семья», «Времена года» в начальной школе, а также страноведческих тем в старших классах, демонстрируемые слайды сопровождаю краткой информацией, дополняю заданиями интерактивного характера, а не просто предъявляю как картинки. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки – путешествия», когда они могут рассмотреть любую историческую достопримечательность. На мой взгляд, невозможно говорить о национальных костюмах британцев  или о королеве Елизавете Второй, не представив  фотографий и иллюстраций.

Более сложный вид презентаций – компьютерные лекции я практикую в 9-11 классах. Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые файлы и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами становится намного выше, если дополняю их показом схем, таблиц.  Компьютерные лекции как и  элементарные презентации стимулируют собственные высказываний учащихся, позволяют продуктивно совершенствовать монологическую и диалогическую речь.       Однако в использовании презентаций на уроках  для обеспечения эффективности учебного процесса следует учитывать и «подводные камни»:

  1. Избегать монотонности,  учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.
  2. Максимально учитывать и ориентироваться на развитие мыслительных способностей учащихся ,  на уровень  развития их наблюдательности, воображения, ассоциативности, выделения главного, обобщения.
  3. Обязательно учитывать фактор памяти учащихся (оперативной, кратковременной и долговременной) и контролировать вводом в презентацию органичных тестовых упражнений, насколько прочно учащиеся усваивают теоретический материал.
  4. Организовать работу с применением компьютерных технологий с учётом уровня мотивированности  каждого учащегося на изучение иностранного языка так, чтобы создать для всех ситуацию успешной деятельности.

Можно много спорить о плюсах и минусах использования презентаций во время уроков, но я нахожу лишь преимущества данного вида использования компьютерных технологий. Мне лично презентации позволяют активизировать внимание всего класса, сочетать разнообразную текстовую  аудио - и видеонаглядности, дают возможность управлять вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок,  осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности, использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную), осуществлять контроль новых знаний,  систематизировать  изученный материал и просто экономить учебное время. Обучающие презентации дают возможность учитывать уровни языковой подготовки учащихся и являются  эффективным средством реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Хотелось бы дать ряд рекомендаций из собственного опыта к оформлению обучающих презентаций, которые необходимо учитывать при подготовке к урокам с использованием ИКТ.

  1. Презентация должна состоять не более чем из 10-12 слайдов, чтобы не перегружать ею урок.
  2. Цвет букв в ней должен быть контрастным и ярким, а заливка фона предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз детей.
  3. Надписи и заголовки лучше выделять четким крупным шрифтом. Контрастность  текста определяется необходимостью его  четкого рассмотрения с последнего ряда.
  4. Текст должен быть коротким и лаконичным,  состоять из предложений, определений, слов и  терминов,  которые учащиеся могут законспектировать  и использовать в дальнейшей работе после демонстрации презентации.
  5. Рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.
  6. Не стоит  перегружать слайды зрительной информацией.
  7. Чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на  изображении, проанализировать последовательность событий презентации, рассмотреть все элементы слайда, сделать логический вывод из слайда и законспектировать его в тетради  -  следует отводить не менее 2-3 минут на просмотр одного слайда, а звуковой фон слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Однако необходимо помнить, что компьютер и его продукты не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время использования ИКТ на уроке и   именно тогда, когда это  оправдано целями и задачами урока.

Моё главное правило использования компьютерных технологий на уроке: педагогические цели приоритетны, а технологии вторичны. Использовать ИКТ ради использования – нецелесообразно.

Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого,  кроме веры в себя и в своих умных и любознательных учеников, нужен творческий подход и умение эффективно использовать информационные технологии на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся

Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся...

«Использование мультимедиа презентации на уроках английского языка для повышения интереса учащихся к предмету»

В настоящее время идет активный процесс информатизации образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, а также использование всех средств коммуник...

Использование компьютерных игровых технологий на уроках иностранного языка для повышения мотивации учащихся.

Вы познакомитесь с интерактивным интернет-ресурсом Кахут,для проведения более интересных и увлекательных уроков...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...