«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению
методическая разработка по английскому языку

Хохлова Ирина Венедиктовна

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению предмета

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению предмета»


«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам

максимум  знаний, а  в том, чтобы привить им

интерес к самостоятельному поиску знаний,

 научить добывать знания  и пользоваться ими».                        

                                                  Константин Кушнер

      

        Представленный опыт связан с реализацией системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку; преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приёмов и средств активизации познавательной и речемыслительной деятельности на уроках английского языка; использованием  комплекса лингвострановедческих материалов как возможности  активизации  деятельности учащихся, формирования речевой компетентности, а также повышения мотивации к изучению предмета .

I. Актуальность

    Цели и задачи обучения напрямую зависят от требований, выдвигаемых государством к    подрастающему поколению. Вхождение России в мировое сообщество, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Поэтому основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение языку как средству общения.

    Однако существует ряд противоречий между

- декларируемыми требованиями к реализации компетентностного подхода в образовании и традиционной системой оценивания образовательных результатов;

- задачами повышения качества образования, через реализацию компетентностного подхода и невозможностью их достижения в существующих условиях организации учебного процесса в традиционных школах;

- потребностями общества в людях способных учиться и переучиваться на протяжении всей жизни и уровнем сформировнанности учебной компетентности выпускников современной школы.

     Кроме того, у большинства учащихся небольших сельских школ  отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также реальная  возможность использовать иноязычный речевой опыт в жизни.

     Эти противоречия и не позволяют достичь существенных результатов в обучении иностранному языку.

     

     Учебная компетентность школьника может быть приобретена при создании   следующих условий:

- деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

- активная позиция учащегося в процессе обучения (возможность самостоятельного выбора вариантов решения проблемы, умение оценивать свою деятельность, знание критериев оценивания) ,

- создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

-  организация продуктивной групповой работы;

- ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

- представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

- позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию».

    Реализации системно - деятельностного подхода способствует применение  современных коммуникативно-ориентированных педагогических технологий, способных обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обучения,  активизацию познавательной и творческой активности учащихся. И одна из них - проектная технология, которую и я применяю в своей работе уже в течение многих лет и считаю её очень эффективной.

    Метод проектов, возникший в 20-е годы прошлого столетия в США, был назван «методом проблем» и подразумевал необходимость показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Она формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает метапредметные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

I.1. Включение материалов регионоведения в проектную деятельность

     

    Использование проектной технологии позволяет не только совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, но также расширить содержательную основу обучения иностранному языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний.

 Почему эти знания важны?

    Во-первых, приоритетной целью обучения иностранному языку выступает коммуникативная компетенция, то есть способность осуществлять межличностное, межкультурное общение средствами изучаемого языка. При этом доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранному языку в средней школе может привести к тому, что обучающиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи и повышает эффективность обучения иностранному языку. Кроме того, знание и понимание специфики своего региона, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

    Во-вторых, активное использование школьниками сети Интернет, развитие международного туризма в нашем регионе, предоставляет возможность учащимся даже из самых отдаленных регионов вступить в реальное речевое общение на иностранном языке. А любое общение основано, в первую очередь, на тематике, входящей в сферу ближайшего окружения собеседников: я сам, моя семья, моя школа, село, регион.

    И, наконец, что не менее важно, невозможно переоценить роль регионоведения в духовно- нравственном, патриотическом воспитании школьников. По словам Д.С. Лихачёва «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».

II. Новизна                                                                                                          

 - Изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса учащихся. Деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности учащегося, где центральное место занимают способности и возможности учащегося для формирования языковой коммуникативной компетентности, а основными формами обучения является групповая и коллективная творческая деятельность, создающая условия для поиска, творчества, доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров.                                                                                                

- Осуществляется подготовка выпускников к овладению иностранным языком в «автономном режиме», что предполагает желание и способность взять на себя управление собственной деятельностью: самостоятельно её инициировать, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять коррекцию, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.                                  

 - В процессе проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают УУД, способствующими формированию личностно-значимых качеств необходимых для будущей социализации.                                                                    

 – Используется качественно новый (критериальный) способ оценивания результатов деятельности учащихся.                                                                  

 - Создаваемые проекты  имеют реальное практическое применение, они позволят учащимся говорить на иностранном языке о том, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.                                                    

- Сравнение своей и чужой культур, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения помогает учащимся определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества, способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

III. Возможности использования опыта

   

Данный опыт может быть применён в качестве примерных направлений работы по использованию регионоведения в проектной деятельности учащихся с целью активизации самостоятельной работы учащихся, расширения содержательной основы обучения иностранному языку, формирования гражданской идентичности.

     

IV. Основные цели и задачи программы

-   Реализация системно- деятельностного подхода в обучении иностранному языку через использование регионального компонента содержания образования в проектно- исследовательской деятельности учащихся.

-  Формирование готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения.

- Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

- Выявление задатков исследовательской одаренности у обучающихся и оказание помощи в развитии данных способностей.

- Активизация мыслительной деятельности, развитие творческих способностей и личностных качеств школьников.

- Расширение знаний об истории, обычаях и традициях своего села, района, края, развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа,

воспитание уважительного отношения и гордости к историческому прошлому малой родины,  ее  традициям; формирование   гражданских чувств.

V. Принципы реализации программы

1. Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).

3. Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, реализация идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4. Принцип вариативности. Предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

5. Принцип творчества. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

6. Принцип системной организации обучения и воспитания.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

 

VI. Формы и методы работы

   - Организация поисковой и исследовательской деятельности:

- работая над материалом по регионоведению, школьники учатся добывать информацию из различных источников (встречаются с интересными людьми, беседуют с жителями села, проводят опросы, используют материалы местных СМИ, краеведческого музея, различных пособий и т.д.) и обрабатывают её в соответствии со своим уровнем языковой подготовки;

 -подготовка творческих проектов, презентаций, рефератов, исследовательских работ;

- презентация работ учащихся проходит в форме проведения заочных экскурсий, круглых столов, дискуссий, ток-шоу, выставок и т.д. 

VII.  Реализация программы.

Направления творческой, поисковой и исследовательской деятельности учащихся

       

   В курсе иностранных языков включение регионального компонента в проектную деятельность может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Мы придерживаемся ориентировочного списка тем и предметов речи интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение»:

      1. Земля и люди (природа, климат, население).

      2. История региона (основные этапы, личности, памятники).

      3. Государственные региональные органы управления.

      4. Экономика (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, туризм, природные ресурсы).

      5. Социальная сфера (Здравоохранение, экология, молодёжь, спорт, отдых, средства массовой информации).

     6. Образование.

     7. Культура (библиотеки, литература, изобразительное искусство, музеи, музыкальная жизнь, театр).

    При обучении английскому языку метод проектов используется  в контакте с учебной программой. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, являясь логическим продолжением работы с материалами учебника, но и быть достаточно интересной для учащихся, от чего в немалой степени зависит успешность проектной деятельности.

Направление

               Тематика  

1. Я и семья

«Семья- пристанище моей души»

- Моя семья. Отношения в семье. Семейные обязанности.

- Отношения поколений. Как избежать конфликтов.

- Семейные ценности и традиции.

 - «Человек без роду, что дерево без корней» (Составление родословной, генеалогического древа)

- Духовно-нравственные традиции и уклад жизни в семье

 - Что такое настоящая дружба. Зачем нужны друзья.

2. Земля и люди      

  - Географические характеристики края: расположение, ресурсы, природа, климат, города, районы, известные люди.

- Географические характеристики района.

- Известные люди района, села.

- Экология района. Проблемы. Пути решения.

- Экологическая программа школы.

- Удивительные места в нашем регионе.

- Что значит быть успешным человеком? Успешные люди нашего района.

3. История региона      

«История моего села и района - часть истории страны»

- История края. События. Факты. Личности.

- История района в фактах и воспоминаниях.

- Краеведческий музей района.

- Роль личности в истории.

- Село/район в годы Великой Отечественной войны. Фронтовики. Труженики тыла.

- Освоение целинных земель.

- Самые интересные страницы истории района (по выбору учащихся)

4. Государственные региональные органы управления.

- Политическое устройство региона.

- Символы края и района (герб, флаг, гимн)

- Органы власти.

- Создание герба своего села.

- Народ и власть.

- СМИ - четвёртая власть. Районная газета «Восход»

- Школьный пресс-центр.

5.Экономика      

- Природные ресурсы региона.

- Развитие промышленности региона.

- Развитие сельского хозяйства.

- Большой и малый бизнес.

- Развитие туризма.

 - Какой вклад может внести каждый из нас в развитие своего региона.

- Доска Почёта нашего села и района.

- Успешные люди района. Как стать успешным.

- Выбор профессии. Профессии, необходимые в нашем регионе.

6.Социальная сфера

- Система социальной защиты граждан.

- Социальные службы.

- Здравоохранение.

- Жизнь пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.

- Как мы можем помочь нуждающимся.

7. Жизнь молодёжи

- Молодёжные организации.

- Участие молодого поколения в общественной жизни села и района.

- Варианты стилей жизни.

- Проблемы молодёжи в нашем регионе.

- Здоровый образ жизни. Развитие спорта в селе и районе. Лучшие спортсмены.

- Портрет современного молодого человека.

- Идеальная субкультура.

8. Образование

- Образование. Учебные заведения. Реализация права на образование.

- Права и обязанности ученика.

-Наша школа. История. Традиции. Люди. Доска Почёта школы.

- Школа будущего.

9.Культура

- Художественная культура региона.

- История развития культуры в районе.

- Художники, поэты, писатели региона.

- Архитектурные памятники региона.

- Роль культуры в жизни человека.

- Наша домашняя библиотека. Какие книги должны в ней быть?

- Праздники в нашем районе

10.Технологический и научный прогресс региона.

   - Учёные.

- Научные учреждения.

- Вклад молодёжи в технологический прогресс региона.

      Примечание:    

Учитель предлагает учащимся лишь примерный перечень тем того или иного направления. Школьники могут самостоятельно выбрать (или предложить свою) тему по данному направлению для проектной или исследовательской деятельности в соответствии со своими интересами и потребностями.

Этапы работы над проектом:  

  1.Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, работа над текстами, активизация материала в речевых упражнениях).

2.Планирование проекта, а также способа оформления проекта.

3.Практическая деятельность учащихся в рамках проекта, включающая методы поискового и исследовательского характера.

4.Промежуточный контроль, консультации.

5.Презентация проекта, обсуждение, подведение итогов проекта.

Типология выполняемых проектов:

 Краткосрочные проекты (индивидуальные, парные, групповые)

 Их тематика соответствует программе учебника:

-моя школа, мои одноклассники, наши учителя, школьные традиции;

-наше село, организации и предприятия, люди нашего села;

 -семейный альбом, доска почёта нашей школы, нашего села;

-экологические проблемы края, района, села; экологическая программа школы; «Добро пожаловать в Алтайский край», «Добро пожаловать в Берёзовку», «Моя улица» и т.д.

    Выполнение группового проекта позволяет вовлечь в активную работу детей с разным уровнем обучения. Пример такого проекта - альбом по теме «Школа». Он содержит рассказы о нашей школе, учителях, одноклассниках, школьной жизни, традициях, любимых предметах, и т. д.

 В работу над долгосрочными групповыми   проектами  каждый ученик вносит свой посильный вклад.

     Например, в 9 классе мы работаем над групповым проектом в течение всего года. В рамках регионального компонента школьники рассказывают о людях разных профессий, живущих в нашем селе, проводят опрос своих друзей, учителей, родственников, односельчан по всем темам программы и рассказывают о том, что они узнали: о жизни, интересах окружающих их людей, их отношении к той или иной проблеме. Высказывают собственное мнение по изучаемым темам.  Над такими проектами ребята работают с большим интересом, узнавая новое об окружающих их людях, а красочно оформленный альбом или презентация вызывает у них некое чувство гордости и удовлетворения от проделанной работы.

Внеурочная работа исследовательского характера, направленная на повышение интереса учащихся к предмету и расширению знаний по регионоведению

Примеры исследовательских работ учащихся по регионоведению:

- «Красногорский район». Работа посвящена юбилею Красногорского района. Содержит общие сведения о районе, о талантливых людях, проживающих на его территории, об истории становления медицинской службы, воспоминания о тех, кто внёс свой вклад в развитие нашего района. Использованы материалы прессы.                                                          

 - «Экология района». В работе содержится информация об основных экологических проблемах, проанализирована ситуация в Алтайском крае, районе и селе, предложены пути решения этих проблем.

- Работа, посвящённая Великой Отечественной войне. Содержит следующие разделы: рассказы о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны из нашего села, рассказ о жизни тыла. Использованы материалы прессы, рассказы жителей села, их личные архивы.

 - «История комсомольской организации нашего района». Работа основана на воспоминаниях комсомольцев разных лет.

- «Целина». Работа посвящена юбилею освоения целинных земель в крае и районе, подготовлена по материалам музея и прессы.

- «История нашего села и района. Факты и воспоминания»

Объёмная исследовательская работа о нашем селе и районе. Содержит информацию об истории района, предприятий и организаций (например, о районном музее, газете «Восход», профессиональном училище, школе, клубе и т. д.), о людях, ставших частью этой истории, воспоминания жителей села об интересных фактах его развития и жизни населения в разные годы.

VIII. Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

   

 Оценка деятельности учащихся занимает особое место в проектно- исследовательской работе, выполняя роль обратной связи и регулируя процесс обучения. Я использую критерии оценивания проектной деятельности, предложенные Красноборовой  А.  А..

Заранее установленные критерии оценивания отражают различные аспекты учебной деятельности. Учащиеся имеют возможность проанализировать и оценить собственную деятельность, выявить причины успеха или неуспеха.

Общие критерии оценивания проекта

Критерии

Максимальный уровень достижений учащихся

А

Планирование и раскрытие  плана,  развитие  темы

4

B

Сбор информации

4

C

Выбор и использование методов и приемов

4

D

Анализ информации

4

Е

Организация письменной работы

4

F

Анализ процесса и результата

4

G

Личное участие

4

ИТОГО

28

Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку последующей шкале: 28-21 баллов: «5»;  20-16  баллов:  «4»;  15-8  баллов:  «3»;  7-0  баллов:  «2».

1Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы

Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

2.  Сбор  информации

Высший балл ставится, если персональный проект содержит достаточное  количество относящейся к делу информации и ссылок на

различные источники.

3.  Выбор  и использование  методов  и  приемов.

Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.

4. Анализ

информации

Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при  этом  содержит  по-настоящему  личностный  подход  к  теме.

5. Организация письменной  работы

Высший балл ставится, если структура проекта и письменной  работы

(отчета) отражает логику и последовательность  работы, если использованы адекватные способы представления  материала  (диаграммы,  графики,  сноски,  макеты,  модели  и  т.  д.)

6.Анализ

процесса  и  результата

Высший балл ставится, если учащийся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрирует понимание  общих перспектив, относящихся к выбранному  пути.

7.Личное

участие

Успешной считается такая  работа, в которой присутствует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с  участниками  и  потенциальными  потребителями  конечного  продукта  и, наконец,  если  ребенок  обнаружил  собственное  мнение  в  ходе   выполнения  проекта.

    Поскольку школьники заранее ознакомлены с системой оценивания, то критерии могут одновременно являться и инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся имеют возможность улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания.

   Для выявления уровня сформированности нравственных качеств можно провести диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой. Диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к Родине, отношение к природе.

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;                                                                    2 - любит и бережет природу;                                                                     1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;                                                               0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;                                2 - интересуется историческим прошлым;                               1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;                                                                                      0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;                                                                                         2 - находит дела на службу малому Отечеству;                      1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;                    0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других    2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;                                                                                          1 - в делах класса участвует при побуждении;                        0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5.Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;                                                                                     2 - сам много читает;                                                                  1 - читает при побуждении взрослых, учителей                      0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;  2 - стремится учиться как можно лучше                                  1 - учится при наличии контроля;                                             0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;                                                              2 - есть любимое полезное увлечение;                                     1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;                                                                        0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;                      2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно                                                            1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;                                                                                   0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;                                                2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;                                                                                   1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;                                                          0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;                                                 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;     1 - трудится при наличии контроля;                                         0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;                                                                  2 - бережет личное и общественное имущество;                                                                                  1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;                                                      0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;                                                   2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;                                                                                         1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;         0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;                                                 2 - уважает старших;                                                                   1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;                                                                                0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;                                              2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;                       1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;                                                 0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;                                                     2 - сочувствует и помогает слабым, больным;                        1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля                                                                        0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других             2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;            1 - не всегда честен;                                                                    0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;                                                              2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;             1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;                                             0 - силой воли не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;                                                            2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;                                                                       1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;                                                                                     0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;                                                            2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;          1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;     0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;                                          2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;                                                                      1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;                                                      0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

IX. Результативность

- Собран большой фактический материал по регионоведению, который в дальнейшем может иметь практическое применение (планируется проведение внеурочной деятельности по подготовке экскурсоводов).

- Ежегодно увеличивается число участников проектной деятельности.

- Использование проектной технологии способствует комплексному формированию и развитию УУД, развитию психических и физиологических функций ученика.

- Обращение к знаниям особенностей географии, истории и культуры своего села, района и края является одной из лучших возможностей соотнесения нового и наличного опыта учащихся и построения новой картины мира. Оно формирует основы гражданской идентичности, позволяет расширить не только словарный запас и речевые возможности учащихся, но и знания о своём регионе, о людях, проживающем в нём, воспитывает чувство гордости за свою малую Родину, любовь к ней.          

 - Участники групповых и индивидуальных проектов показывают высокие результаты на уроках и во внеурочной деятельности, участвуя  в конкурсах и олимпиадах.

 Доля учащихся, получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года, за последние три года возросла с 54,2% до 59%

(Это значительный результат, поскольку большая часть учащихся школы - дети с низким уровнем обучаемости.)

- Наличие обучающихся - участников и призёров предметных олимпиад, конкурсов

   Количество участников олимпиад и конкурсов увеличивается и является стабильно высоким,  повышается качество работ, выполненных на школьном и муниципальном этапах предметной олимпиады, что подтверждает рост мотивации к изучению предмета.

 - Для выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся, принимающих участие в проектной деятельности по регионоведению, была проведена диагностика по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой. У большинства учащихся отмечен высокий уровень нравственной воспитанности– наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

   Данный опыт работы был отмечен:

       

                                                                     

             

Используемая литература:                                                                                                      

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.                                                                  

2. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. Е.Ю. Ривкин. Волгоград: Учитель,2013.                        

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М. Просвещение.2011г                                                                                                

4. Горбенко. З.П. Современный подход к планированию урока иностранного языка в условиях личностно-ориентированного обучения (на материале регионального компонента). Учебно-методическое пособие. Барнаул. АКИПКРО.2005                                                                                                  

5. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение». ИЯШ,№5,1996, стр.2-5        

6.Красноборова  А.А. Технология  критериального  оценивания  в  логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов.   Начальная  школа  плюс До  и  После. – 2010. №1.C.76 – 78.