Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Ситникова Лариса Ильинична

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписываясь в процессы передачи знаний, повысить эффективность преподавания. Понимая все это, тем не менее, еще раз зададим себе вопрос: что можно и нужно автоматизировать в школе, для чего и как внедрять там информационные технологии?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-metodicheskaya_razrabotka.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО  Ленинградский Областной Институт Развития Образования

УМЦ факультета гуманитарного образования

Опытно-методическая разработка

 Эффективность использования ИКТ и

современных образовательных технологий

 в образовательном процессе

как средство повышения мотивации

при изучении английского языка.

Выполнила:

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №3

г. Сосновый Бор

Ситникова Л.И.

Санкт-Петербург

2015

Введение.

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Учитель английского языка может найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки. 

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписываясь в процессы передачи знаний, повысить эффективность преподавания. Понимая все это, тем не менее, еще раз зададим себе вопрос: что можно и нужно автоматизировать в школе, для чего и как внедрять там информационные технологии?

Большую часть информации ученики получают в классе школы. Конечно, вне школы на различных мероприятиях, экскурсиях они также получают дополнительную информацию, приобретают нужные навыки. Однако вряд ли кто-то станет спорить, что именно урок является системообразующим элементом процесса обучения в средней школе.

Процесс построения открытого общества в России  и интеграция её в мировое сообщество, в том числе образовательное, способствуют модернизации национальной   образовательной системы. Такие основополагающие документы, как «Концепция       модернизации российского образования» на период до 2015 года»,  «Развитие единой         образовательной информационной среды на 2011-2015 гг.», «Программа создания       системы открытого образования», «Электронная Россия на 2010- 2017 гг.» определяют значительную роль средств информационных и коммуникационных технологий на пути  модернизации российского образования.

 В настоящее время происходит борьба двух моделей образования: «классической»       и «прагматической». Первая модель основана на передаче знаний от       учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории.  Она близка личностно-ориентированной модели  обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности. Мне кажется, что будущее нашего образования будет стремится к «прагматической» модели, когда упор будет делаться на приобретение знаний учеником под руководством учителя.

В настоящее время  мне приходится работать в классах, имеющих невысокое качество знаний и низкую заинтересованность учащихся на уроке тема использования ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации для меня крайне актуальна. Потребность в данной работе заключается в противоречии выполнения программных требований   с одной стороны и низкой   мотивацией с другой стороны.

Кроме того, очень трудно удержать внимание детей на уроке, поскольку новое поколение «избаловано» зрелищными компьютерными играми и телевидением. Наши дети растут в другое время, в эпоху цифровой революции, в «мультимедиа эпоху», в другом информационном мире. И нужно по возможности использовать все существующие технические достижения для модернизации школ и улучшения тем самым качества образования. Адаптивность к новым условиям преподавания в цифровой век - залог выживания и успеха развития системы образования.

Считаю, что проведение уроков с использованием ИКТ один из способов  добиться того, чтобы ученик в классе был более внимателен, получал бы гораздо больше информации и при этом уставал меньше. Хотелось бы, чтобы он шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от активной работы  на нем.

Цель моей работы – проверить на практике эффективность использования ИКТ на уроках для повышения мотивации к изучению английского языка.

Объектом является процесс обучения английскому языку.

Гипотеза -  применение ИКТ в учебном процессе станет средством повышения мотивации к изучению английского языка.

Задачи для реализации поставленной цели:

  1. Провести теоретический анализ по проблеме «Для чего и как внедрять информационные технологии на уроках английского языка».
  2. Выявить эффективные методы технологии использования ИКТ.
  3. Выяснить точку зрения учащихся по изучаемому вопросу с помощью анкетирования.

Ожидаемый результат – учащиеся 10 класса на уроках английского языка с использованием ИКТ  будут иметь более высокую мотивацию к изучению предмета, чем учащиеся данной параллели в прошлом учебном году.

Глава 1.Взаимосвязь обучения и мотивации при  изучении английского языка.

Целью моего  исследования явилось изучение взаимосвязи и взаимообусловленности мотивации и содержания обучения иностранного языка. В связи с этим в данной главе будут раскрыты все составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс.

Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке. И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют языком. К основным причинам такого положения можно отнести следующее:

•        отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях;

•        неразработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения школьников к иностранному языку как учебному предмету.

Важнейшим      фактором,        стимулирующим   процесс   иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.

В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном. А. К. Леонтьевым и др.

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor». «Key-word» в обучении иностранному языку.

По словам И. А. Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то. какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.»

Мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив.

Иначе говоря “мотив – это “опредмеченная потребность”, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого – обещанная за хорошие оценки награда. В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.

Для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать  типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.

Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).

Как утверждает Г. В. Рогова и 3. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения  иностранному языку, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов обучения ревой деятельности.

В настоящее время формирование внутренней мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит “бескорыстная жажда познания”, “неудержимое стремление познать всё новое и новое”. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

А трудности появляются в изучении языка уже в 7-м классе. Согласно экспериментальным данным интерес к этому предмету пропадает у 60-70% учащихся именно в 7-8-м классе. В это время возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успешное овладение иностранным языком, низкая самооценка своих способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала, для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

«Внутреннее условие» (А.Н. Леонтьев), психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности.

Исследования Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для меня исследования представляют интерес следующие виды:

1)коммуникативно-мотивационная,     определяющаяся     на     основе потребностей в общении;

2)        лингво-познавательная    мотивация,    основанная    на    стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;

3)        страноведческая     мотивация,     зависящая     от     тематики     и  эмоциональной заинтересованности учащегося;

Ведущим видом речевой деятельности является устная речь; изучение иностранного языка приобретает выраженный страноведческий характер как части иноязычной культуры.

Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью.

Такой подход к обучению иностранного языка в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.

При этом основной задачей является «изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования».

Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.

Практика преподавания иностранного языка показывает, что учащиеся с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, правам, обычаям, традициям укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т.п.

Использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, взаимосвязь средств обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся способствует возникновению мотивации при изучении иностранного языка.

Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.

Глава 2. Опытно-методическая.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Сущность опыта заключается в создании мотивации для повышения эффективности урока английского языка через использование компьютерных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков учащихся в области чтения, говорения и письменной речи.

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Учитель английского языка может найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.

 Проблема использования ИКТ в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках английского языка и во внеклассной работе.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

•        формировать устойчивую мотивацию,

•        активизировать мыслительные способности учащихся,

•        привлекать к работе пассивных учеников,

•        делать занятия более наглядными,

•        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,

•        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,

•        обеспечивать моментальную обратную связь,

•        повышать интенсивность учебного процесса,

•        обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,

•        формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и

•        аудирования, монологической и диалогической речи, расширять словарный запас,

•        воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,

•        реализовать личностно - ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

•        формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность.

Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию мотивации, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока. Одним из ведущих преимуществ применения ИКТ в школе - является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Появление компьютера на уроке вдохновляет учеников принять участие в учебном процессе. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи, что повышает мотивацию изучения иностранного языка.

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ.

Для учащихся: разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь; а также позволяет участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

Для учителя: решает новые методические задачи, углубляет знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.  

Для родителей: даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.

Образовательное пространство в наши дни заполнено компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Эффективность учебных занятий повышается при использовании мультимедийных учебных пособий на электронных носителях. Наилучшими, на мой взгляд, являются OXFORD PLATINUM, ДОКТОР ХИГГИНС и другие.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от изучения лексики, отработки произношения, обучения диалогической речи, обучения письму, отработки грамматических явлений, тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Он значительно расширяет возможности представления учебной информации.

Это могут быть мультимедийные программы и материалы, найденные в Интернете. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся».  Эти материалы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс.

Современный компьютер с принтером, сканером и мультимедийным проектором позволяет не только создавать, но и копировать учебный материал, распечатывать его для каждого ученика, показывать нужные эпизоды на доске. Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а значит, их действия утрачивают рутинный характер, становятся разнообразными, приобретают элементы творчества.

На смену печатным наглядным пособиям приходит анимированные. С помощью программы составления презентаций POWER POINT можно создать анимационную поддержку урока: конспекты, слайды и тесты. Новые возможности предоставляет и сканер, с помощью которого можно внести в компьютер фрагменты текстов, фотографии и рисунки.

Применение компьютера на уроке возможно и необходимо, оно способствует развитию ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность  и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Вот как можно организовать работу на уроках английского языка с применением средств ИКТ на разных этапах обучения.

В некоторых уроках возможно применение нескольких технологий. Например, на уроке для 3 класса по теме "Fruit and vegetables" ("Фрукты и овощи")  применяю такие средства ИКТ, как презентация, интерактивный плакат, контролирующая программа и аудиоматериал на разных этапах урока в начальной школе. Следует отметить, что я не считаю, обязательным использование такого количества и разнообразия компьютерных технологий на каждом уроке. Чаще всего целесообразно применять ИКТ на каком-то отдельном этапе.

Также в начальной школе кроме обозначенных средств ИКТ можно применять обучающие программы.  

Одним из достоинств данных программ я считаю простоту и доступность.

Например, мы изучаем лексику по теме "Кухня".

1 урок - используется режим программы "Изучение", направленный на введение, семантизацию и запоминание графического образа новых слов. Учащийся может возвращаться к любому слову необходимое ему для запоминания количество раз. (= 3 мин);

На этом же уроке на этапе автоматизации лексических единиц применяется режим "Тренировка", где учащимся предлагается написать английский эквивалент русского слова. В этом режиме можно пользоваться подсказкой, которая появляется при наведении на предмет на несколько секунд и исчезает, как только начинаешь писать слово. Нельзя перейти к следующему слову пока не будет правильно набрано предыдущее.

2 урок - для контроля выполнения домашнего задания "Выучить новые слова" предлагается работа в режиме "Словарный диктант". Необходимо найти правильный перевод слова, время работы ограничено 1 минутой, отображается количество правильных и неправильных ответов, ошибку исправить нельзя.

3 урок по теме - контроль сформированности лексического и грамматического навыков осуществляется в режиме "Упражнение", но на оценку.(4 мин)

Учитель может проверить выполнение упражнений в любой момент работы учащегося с программой.

Контролирующие программы усложняются и чаще применяются тесты, кроссворды. Широко используются видео и аудиоресурсы. Особый интерес у учащихся вызывают задания, которые они выполняют в программе MS Word с использованием форм на уроках, построенных на аудиоматериале известных песен. При использовании форм учащийся может написать слова только в текстовом поле, поставить флажок там, где это необходимо, выбрать правильный вариант в поле со списком.

Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой  настенный экран.

Эффективность воздействия  учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким,  убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на  несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой  возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации  позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности  приводит к более интенсивному участию в процессе обучения  самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной,

меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики, способствует развитию творческих способностей.

В своей педагогической практике я  широко использую презентации. Мне очень нравится их создавать. Красочно оформленные они вызывают большой интерес. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся смотреть презентации, а ученики постарше с удовольствием работают над презентацией самостоятельно по завершению прохождения раздела на определённую тему, а также для различных  конкурсов.

Ученикам очень нравится, когда мы используем презентацию и другие компьютерные обучающие программы на уроке. Они лучше и быстрее усваивают материал, и  урок получается нескучный и разнообразный. Следует отметить, что это  не только облегчает мою работу, но и  помогает сделать ее более результативной.

Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики пятого класса делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации шестиклассников это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.

На своих занятиях я ввожу в практику защиту проектов учащимися по различным  темам на английском языке (например для учащихся 9 классов«Your country’s history», «People I would like to meet», «Your protest», «Visiting your country», и т.п.) с использованием презентации и мультимедийного проектора. Для выполнения проектных работ ученики используют  приёмы работы в Power Point  и Coral Draw Проект представляет собой представление учащимися проблемы по разным темам на английском языке (например, «Легко ли быть звездой?», «Как ты защищаешь природу?», «Почему я люблю путешествовать?»), который обычно выполняется в конце изучения каждой темы.  Иллюстрацией идеи проекта могут быть схемы, карты, таблицы, отрывки из фильмов и т.п. Во время презентации проекта слушатели имеют возможность лучше понимать выступающего, поскольку его речь сопровождается звуками и изображениями на экране.

Свою деятельность обучения английского языка в 10 «А»  классе с применением ИКТ я начала с разработки уроков по теме: «East or West». Каждый урок сопровождался презентацией, созданной на основе отсканированных иллюстраций из журналов и энциклопедий, мною были разработаны тестовые задания.  На изучение этой темы выделено по программе 9 часов. После изучения данной темы были проведены тесты в классе  и можно видеть следующие результаты:  в классе, где применялось ИКТ на уроках при изучении данной темы более высокий уровень успеваемости.

№ класса

«5»

«4»

«3»

«2»

10 «а» класс

(23 учащихся)

 2014-2015               уч.год

2

13

8

-

10 «а» класс

(17 учащихся)

 2010-2011       уч.год

1

7

8

1

Мною было проведено микроисследование - анкетирование учащихся и их родителей, с целью изучить их отношение к применению ИКТ на уроках иностранного языка (приложение). Хочется сделать следующие выводы, что информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. Учитель, владея ИКТ и используя их в своей деятельности, подстегивает интерес детей, глубоко увлеченных сегодня современными технологиями.

Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:

•        - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;  

•        - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;

•        - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;

•        - 66% - нравится работать с тестами на компьютере;

•        - 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает  возможность избежать субъективности оценки.

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения английскому языку? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Использование информационных технологий возможно не только на специализированных интегрированных уроках, но и на обычных уроках английского языка на разных ступенях обучения школьников. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. ПК не заменяет, а только дополняет учителя.

Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью него создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Учителям необходимо помнить об оптимальной частоте применения компьютерных средств на уроке, разнообразить формы их применения.

Необходимо четко осознавать, что процесс внедрения Интернет-технологий и  в образование сталкивается с определенными, иногда объективными трудностями. Наряду с безусловными преимуществами и достоинствами у этих технологий есть также и существенные недостатки. К этим недостаткам можно отнести:

  • вредное влияние компьютера на здоровье школьников, прежде всего на зрение. Это означает, что, создавая компьютерное обеспечение, прописывая методику его применения, необходимо минимизировать время непосредственной работы ученика с компьютером. Применять компьютер стоит только в том случае, если он действительно позволяет достичь нового эффекта по сравнению с традиционными технологиями.
  • применение компьютерных средств в учебном процессе способствует увеличению темпа изучения материала, но это ускорение не может быть большим, так как пропускная способность мозга имеет определенный предел.
  • опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности настоящей и переход в так называемую виртуальную реальность.
  • новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий. К этим проблемам относятся и неуверенность некоторых учащихся и учителей при работе с компьютером, и возникновение дополнительных психолого-педагогических связей: ученик - компьютер, учитель - компьютер, группа учеников - компьютер и т.п. Если вовремя не учесть эти факторы, то они могут привести к нежелательным последствиям.

Поэтому было бы ошибкой думать, что применение компьютерных средств может существенно изменить сроки обучения в школе. Более того, часто применение Интернет-технологий   требует большего времени,

так как позволяет учителю обратить внимание учащихся на те важные вопросы, которые не могли быть изучены без них.

 ИКТ – это не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности учащегося в познавательном процессе. Учитель должен организовать как технический аспект урока (программное обеспечение), так и педагогический (повысить мотивацию к изучению, взаимодействие учащихся, деятельность, помощь им).

Следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.

Глава 3.  Заключение.

Применение ИКТ на уроках английского языка значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка и увеличивает интенсивность учебного процесса.  При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Он необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовки к урокам, печатании раздаточного материала к урокам ( карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов и т.д. Веду мониторинг учебного процесса, фиксирую результативность учащихся по предмету, итоги входного и выходного тестирования. Все мои учащиеся 9-11 классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация - это новое дидактическое средство для организации учебного процесса.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Это моё педагогическое кредо!

Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям 21 века. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.

Список использованной литературы.

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности

при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36

  1. Биболетова М.З. Книга для учителя  (к учебнику «Enjoy English – 2» 3-4 класс, Обинск, 2007 г.
  2. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий

 на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18

  1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, Москва «Просвещение», 1978г.
  2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. С 109-112  
  3. Кавтрев. А. Ф. Урок с использованием Интернет-ресурсов. Механические колебания // Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе: Практ. руководство/ Под ред. Л.И. Ольховской, Д.Т. Рудаковой и др. - М., 2001, с. 86-89.
  4.  Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая системаоткрытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004г.
  5.  Маркова Зоя Алихановна Открытый урок английского языка с использованием медиатехнологии.
  6.  Межова Людмила Юрьевна Использование ИКТ на уроках английского языка в начальных классах.
  7.  Николайко Елена Зиновьевна, Использование ИКТ на уроках английского языка.
  8.  Обучение иностранному языку. Поиски новых путей //ИЯШ.-1989.-№1.
  9.  Мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1995.
  10.  Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном,

многонациональном обществе // Педагогика. – 1999. – № 2.

  1.  Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2006 год, №8, 2007год,  №1,  2008 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Анкетирование учащихся.

Цель анкетирования -  изучение  отношения учащихся  к использованию ИКТ на уроках иностранных языков.

Вопросы анкеты

  1. Нравятся ли вам уроки иностранных языков с применением ИКТ?
  2. Помогают ли ИКТ лучше усвоить материал?
  3. Чувствуете ли вы облегчение при изучении материала с помощью ИКТ?
  4. Задаются ли вам домашние задания по иностранным языкам с применением ИКТ?
  5. Вы    с    удовольствием    выполняете    домашние    задания    по иностранным языкам с применением ИКТ?
  6. Легче ли вам или труднее выполнять домашние задания применяя ИКТ?
  7. Проявляешь ли ты творчество при подготовке домашнего задания с ИКТ?
  8. Задания на уроках и домашние задания по объему и сложности соответствуют уровню ваших способностей и возможностей?
  9. Получаете ли вы индивидуальные домашние задания по урокам иностранных языков с применением ИКТ?
  10. Хотели бы, чтобы было больше уроков иностранных языков с применением ИКТ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2