Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."
статья по английскому языку (5 класс)

Жадан София Николаевна

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жадан София Николаевна, учитель английского языка, ГБОУ №310, Санкт-Петербург

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка  у детей с ОВЗ.

Life is more fun if you play games. (Roald Dahl)

Жизнь веселее, если вы играете в игры

В условиях внедрения ФГОС обязателен эмоциональный компонент. И это не случайно. Ведь на развитие личности ребенка в целом влияет именно эмоциональное развитие. Тем более это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, учителю необходимо добиться, чтобы каждый урок английского языка для каждого ребенка с ОВЗ  вызывал  новые эмоции и, конечно, давал новые знания. В таком случае повышение мотивации к изучению иностранного языка почти обеспечено.

Однако, как известно, многих обучающихся с ОВЗ часто отличает скованность и стеснительность на уроках, особенно иностранного языка: когда они не могут усвоить, к примеру,  новую лексику (по причине плохой памяти). В этом случае, как мною было замечено, они просто перестают работать на уроке. Здесь нужна и хорошая мотивация, и эффективные способы запоминания. Безусловно, необходимо тренировать память у учеников. Но как этого добиться на каждом уроке?

Известно, что люди обычно запоминают 50% сказанного ими (Конус опыта Э.Дейл). Следовательно, для обучающихся с ОВЗ нужно организовать работу на уроке так, чтобы они захотели говорить.

Одним из таких эффективных способов, конечно же, является игровой метод обучения.     «Педагогическая ценность игры, по нашему мнению, заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором»…( А.А. Кузин, М.В. Щербакова, 2019).

Кроме того, игра, как известно,- прекрасный источник новой лексики, которая при многократном повторении запоминается сама собой. Таким образом, новые слова не нужно «зубрить»,  так как заучивание нелегко дается ученикам с ОВЗ. В игре дети также встречаются с грамматикой в естественном виде, а не в скучных упражнениях из учебника, которые зачастую однообразны, так как повторяются из урока в урок (из юнита в юнит).

Игра в таком случае универсальна, т.к. ее можно использовать в любой момент урока. Во время игры «уходит» основной барьер-страх. Его можно «снять», как показал опыт, прямо в начале урока. Во время  мотивационно - целевого (смыслообразующего) этапа урока необходимо использование внешних стимулов, побуждающих учащихся к активности на уроке для решения учебных задач. (У ученика в это время  происходит поиск внутренних мотивов смысла решения таких задач).  

С этой целью учитель показывает, например, «волшебную» шкатулку (если ее нет, то подойдет любая красивая коробка), спрашивая «Что это?» (“What is it?”). Ученики пытаются угадать (соответственно, и то, что внутри).

Потом учитель открывает шкатулку, в которой лежат маленькие квадратики-картинки (например, изображающие якорь). Учитель объясняет детям, что за каждый правильный ответ он будет давать картинку. Количество картинок в конце урока определит оценку ученика (например, за 5 картинок ученик получает «5», за 4 картинки-«4». Если ученик набрал всего 3 картинки, то на следующем уроке у него есть шанс получить «5», если он добавит еще 2 ответа.

Обучающиеся сразу активизируются на уроке и стараются чаще отвечать. Причем, это относится даже к самым застенчивым ученикам. И этого следовало ожидать,  потому что с самого начала урока «заработал» элемент игры.

Для введения новой лексики хорошо использовать игру «Снежный ком».  Как показала практика на уроках с обучающимися (ОВЗ), даже ученики с плохой памятью запоминают на уроке несколько слов, услышав многократное их повторение.

Можно использовать эту игру и в конце урока. Во время контрольно-оценочного этапа, когда происходит развитие навыков самооценивания и взаимооценивания результатов учебно-познавательной деятельности.

Что касается других моментов урока, например, физкультминутки, то для нее подойдет почти любое стихотворение, которое можно разыграть (при этом учитель обязательно переводит каждую фразу):

А dog can’t talk. ( Учитель произносит предложение.  При этом указательным пальцем правой руки он показывает отрицательное движение (напротив рта). Потом  учитель говорит перевод.

Дети медленно повторяют за ним каждое слово по-английски . Произнеся фразу до конца, повторяют за ним также и все движения).

 Так дети произносят каждую фразу и повторяют все движения за учителем после каждой фразы.

But he can bark (Bow-wow)

When I take my dog to the park (учитель «отводит» в сторону правую руку, сжимая ладонь в кулак),

I throw him a stick (левой рукой учитель имитирует движение бросания палки в сторону).

And he runs a race.(Учитель изображает бег на месте)

Then he comes back (учитель показывает круговое движение правой рукой «к себе»)

And licks my face. (Внутренними частями ладоней обеих рук учитель «гладит» щеки, не дотрагиваясь до них руками, имитируя движение языка собачки).

Опыт показал, что детям начальной школы (и нормы, и ОВЗ) очень нравится такого рода зарядка, т.к. они и двигаются, и изучают новый язык. Еще один пример такого рода зарядки (Перевод каждой строки обязателен):

Hi! Hi! (учитель поднимает правую руку вверх и машет кистью руки)

Up in the sky! (обеими руками учитель взмахивает вверх, а дети в этот момент должны подпрыгнуть на месте)

My kite string waves. (указательными пальцами обеих рук одновременно учитель «рисует» в воздухе ромб, а потом указательным пальцем правой руки изображает в воздухе спираль, как бы имитируя воздушного змея с болтающейся веревкой)

Good bye! Good bye! (машет на прощание рукой воздушному змею)

Чтобы организовать коммуникации в процессе индивидуальной или, к примеру, парной (групповой) учебной деятельности (операционально – деятельностный  этап урока), учитель предлагает детям игру в «вертушку». С помощью этой игры можно повторить лексику и потренировать грамматику одновременно.

Сделать ее несложно. Она имеет два круглых диска, сделанных из картона (больший и меньший сверху). Они соединены металлическим креплением с отверстием внутри, чтобы можно было вставить в отверстие ручку или карандаш. На большом диске с обратной («внутренней») стороны расположены «лучи», отходящие от центра. Внутри каждого луча можно написать лексику по какой-то теме. Сколько лучей - столько и тем. Это каждый учитель определяет для себя сам. С наружной стороны по ободку большого диска написаны темы (эти «лучи» совпадают с «лучами» внутренней стороны, так слова распределены по темам).

На внешней стороне меньшего диска вырезано отверстие в виде треугольника. Под внешней стороной меньшего диска скрыты глаголы.

C:\Users\home\Downloads\IMG_1205-27-08-21-11-00.JPGC:\Users\home\Downloads\IMG_1206-27-08-21-11-00.JPG

Ученики (в паре, по очереди) крутят «вертушку». Останавливаясь, она попадает на одну из тем. Обучающиеся наводят на нее отверстие  треугольника и видят глаголы, которые можно использовать для составления предложения. Лексику по этой теме они могут использовать, перевернув «вертушку», так как она находится с внутренней стороны.

На доске или плакате написаны модели предложений, по которым ученик может составить свои предложения, используя «вертушку». Образцы содержат известные ученикам грамматические конструкции.  «Вертушку»  можно использовать также  и для введения новой лексики.

Игра в «вертушку» очень полезна, так как во время игры задействованы и память, и  внимание, и мышление. Детям с ОВЗ как раз свойственны нарушения, связанные с этими познавательными процессами. Кроме того, оказывается влияние на общую и артикуляторную моторику, так как эти двигательные нарушения тоже присущи таким детям.

Во время игры также «работают» информационный, коммуникационный и технологический ресурсы. Происходит:

 1.Принятие учеником образовательной (учебной) ситуации, т.е. ее понимание (что очень важно!).

2.Проектирование и планирование решения учебной задачи.

3.Само решение учебной задачи.

4.Оценивание своего результата.

5.Оценивание себя как субъекта.

 4 и 5 пункты выше, т.е. рефлексивный этап урока, доставляет удовольствие ученикам с ОВЗ. Они сами заинтересованы в том, чтобы поделиться друг с другом своими успехами, даже если эти успехи совсем незначительные. Это очень радует ребят с ОВЗ и хорошо их стимулирует к изучению иностранного языка. (Вспомним здесь про «волшебную»  шкатулку, о которой шла речь вначале).

Настало время подвести итоги. Соблюдая требования ФГОС, учитель старается как можно чаще использовать игровые технологии на уроках английского языка, чтобы вызвать положительные эмоции у детей и стимулировать их к обучению. Этого можно добиться, играя с детьми не только начальной, но и средней и старшей школы. Таким образом, с помощью игры у детей с ограниченными возможностями здоровья повышается мотивация к изучению иностранного языка на каждом уроке, что способствует не только их общему развитию, но и приобретению необходимых новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

Языковой электронный портфолио как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

Опыт работы в этой области позволяет говорить о разных типах электронного портфолио в зависимости от его целенаправленности. Из всех возможных форм портфолио, на мой взгляд, самым интересным является ...

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...

Статья "Метапредметные задания как средство повышения мотивации к изучению английского языка"

Данная статья описывает опыт учителя по теме, с которой работал на протяжении нескольких лет. Содержит как некоторые теоретические положения, так и описание своего практического опыта....