Статья "Метапредметные задания как средство повышения мотивации к изучению английского языка"
методическая разработка по английскому языку

Данная статья описывает опыт учителя по теме, с которой работал на протяжении нескольких лет. Содержит как некоторые теоретические положения, так и описание своего практического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.odt21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные задания как средство повышения   мотивации к изучению английского языка



Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (далее – Стандарт) ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения . Приоритет личностно-ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней .
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
   Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение  создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Методически , выделяют два ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках изучения предмета иностранный язык:
использование межпредметных связей;
реализация интегративного подхода.
 
   Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю. Ребенок младшего подросткового возраста находится на пороге кризиса развития, у него падает интерес к обучению. В это время следует уделять особое внимание подбору материала. Среди трудностей обучения учащихся в среднем звене – неумение самостоятельно работать с книгой, компьютерными программами и другими источниками информации, усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в проектной и исследовательской работе, неспособность  подходить к изучаемому материалу критически, вырабатывать свою собственную точку зрения. Они склонны, как в начальной школе, выучивать определенные алгоритмы и подбирать их по мере необходимости к возникающим учебным ситуациям в среднем звене .
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательной программы, так и в реальных жизненных ситуациях. Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, включают:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, сотрудничать и взаимодействовать в группе в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения); умения работать с разными источниками информации – научными, правовыми, художественными и др.
- готовность к профессиональной деятельности с учетом собственных интересов и возможностей;
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний. Требования к результатам образования, отражающие предметные знания и умения, включают:
- знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимости предметов, их объективной значимости;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования;
- способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей;
- умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуациях, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей.
   Рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, нужно отметить, что мотивы определяются внутренними побуждениями человека. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован. Создание условий по формированию внутренней мотивации у учащихся 5,6, 7-х классов в изучении английского языка (формирование личной заинтересованности и потребности в изучении языка) приводит к  осознанию необходимости разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка, формированию коммуникативной компетенции.
1.   Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд,  может стать комплекс упражнений, проектов.  Новое поколение федеральных образовательных стандартов дает  возможность применения данных учебных материалов. Целью применения такого комплекса заданий является повышение мотивации к изучению английского языка и формирование метапредметных умений по предмету.
Комплекс проектов должен помочь решить такие задачи, как:
овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;
выделение нужной информации, ее обобщение;
формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
развитие способности к самоанализу и самооценке;
развитие творческих способностей;
повышение интереса к изучаемому языку.

Типология проектов
По типу –  информационные, творческие и ролево-игровые;
по предметно-содержательной области – монопроекты;
 по характеру координации проекта – непосредственный
по характеру контактов – внутришкольные;
по количеству участников – личностные или групповые;
 по продолжительности – краткосрочные (3 – 6 уроков).
Более пяти лет активно использую проектный метод  на уроках У некоторых учащихся появилась потребность к самостоятельному поиску истины, желание получить ответ на проблемный вопрос и создать конкретный творческий продукт.
Считаю стратегической задачей - выстраивание  этапов современного урока  в соответствии с алгоритмом организации исследовательской деятельности:
1. Мотивация (создание проблемной ситуации)
2. Исследование (может быть в малых группах).
3. Обмен информацией. Организация информации.
4. Связывание информации.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Постановка новых вопросов. Применение.

Первый шаг – сформулировать обобщение урока.
Второй шаг – определить, какой речевой материал должен быть изучен для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Следующий  важный шаг – заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, то есть определить динамический стержень урока, мотивацию.
Последний шаг – организационный: создание рабочих групп, распределение материала, выбор задания и того, в какой форме  будет представлен результат учащимися. В заключение продумываю формы рефлексии (анкетирование, синквейн, эссе, изображение символа  «успех – неуспех»). Часто на уроке применяем результаты исследования, выполняя творческие заданияю.

Мои проекты

- учащемуся 9 класса предстоит собрать информацию об одной из известных школ Англии. Результат работы учащихся – презентация, посвященная известной британской школе. Учащийся начинает подготовку к проекту, вспоминая вместе с учителем лексику по теме «Школа». Затем знакомится с текстом о школах в Британии и России и заполняет таблицу, используя личный опыт и информацию из текста. Учащийся выбирает, о какой школе он будет готовить презентацию и составляет план своего проекта. Затем он обсуждает свой план с учителем и на его основе готовит небольшой рассказ о выбранной школе. Дома учащийся готовит компьютерную презентацию своего проекта, используя схему, данную в последнем упражнении. На уроке проходит защита проекта, его самооценка, оценивание слушателями и учителем по определенным критериям.

разработали следующие критерии оценивания проекта:
 соответствие заданной теме;
 оригинальность проекта;
 способность каждого члена группы обосновать или быть готовым обосновать решение группы;
 активность каждого члена группы;
 взаимоподдержка, сотрудничество;
 выполнение всех намеченных группой заданий;
 умение выстроить свой ответ в логической последовательности;
 умение аргументировать свои выводы;
 умение отвечать на вопросы;
 умение задавать встречные уточняющие вопросы;
аккуратность выполненного проекта;
использование иллюстративного материала.

При выборе метапредметной темы учитывать возраст, ступень обучения учащихся.

 Так  метапредметная тема  «Знак» учебное занятие «Общество и среда» раскрывается на уроке в 7 классе при изучении темы  «Путешествие. В аэропорту». Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человеке, способность  воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного.   Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.

Тема «Биография» в 7 классе по учебнику Афанасьевой. Сначала набираем необходимый лесический материал, потом отрабатываем грамматику. ». Затем знакомятся с текстами  о знаменитых личностях  в Британии и России и заполняют таблицу, используя  информацию из текста. Учащиеся выбирают, о ком они будут готовить презентацию и составляют план своего проекта. Затем они обсуждают свой план с учителем и на его основе готовят небольшой рассказ. Дома учащиеся готовят компьютерную презентацию. Например, Маша Ионова , Таня Шупилова готовили проекты о себе, о своей биографии. 

У учащихся совершенствовались такие метапредметные умения, как:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение коммуникативная компетенция, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
исследовательские умения, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, ее обобщение и фиксация);
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке (3).

2. Проблема разработки интегрированных уроков по английскому языку в 5-9 классах в настоящее время особенно актуальна в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интеграция в обучении и дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция в уроки английского сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру и кино и даст результаты обучения, которые будут проявляться в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности».

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — формирование в комплексе метапредметных компетенций.



Синтезированность знаний.
Углублённость изучения.
Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Альтернативность решения.
Организация работы в сотрудничестве.
Исследовательский и проектный подход


На уроке английского языка в колледже (тема « Знаменитые музыканты страны изучаемого языка. Джордж Гершвин. «Голубая рапсодия») соединила английский язык, информатику и музыку. Студенты музыкального отделения, изучая музыкальное произведение, проявили интерес к личности музыканта. Получился очень интересный урок. Читали текст о Гершвине, познакомились с его биографией и творчеством, наиболее известными произведениями. Наиболее подготовленные студенты нашли интересную дополнительную информацию о нем и его творчестве. Два студента сыграли отрывок из музыкального произведения «Голубая рапсодия». А это говорит о том, что повысилась мотивация к изучению предмета.

В нашей школе провесла интегрированный урок по теме «Праздники. День Благодарения» в 7 классе. Это был синтез уроков английского, истории и географии. Познакомила учащегося с некоторыми фактами из истории США, с географией , а на английском он  работал с текстом об этом празднике, чтобы ответить на вопрос : «Что особенного в празднике День Благодарения? Есть ли похожий праздник в России?» Эта проблема подстегнула желание ученика работать, то есть изучать язык. Ученик учился устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, выделять главное и второстепенное, делать выводы.


3. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).   Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).                                                                                                     Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришли к выводу, что технология критического мышления  в большей степени соответствует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений. 

 Для решения этой задачи используем следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема)
Mindmapping (майндмэппинг, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышленияи альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. ДеПпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

 Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

  На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против».
Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем  учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.


4. Олимпиады.
Участие в олимпиадах по предмету тоже способствует повышению интереса к изучению предмета.
Задания разделены на уровни; постепенно повышая сложность заданий, можно создать конкурентную среду, повышающую мотивацию .


Таким образом, можно считать, что совершенствование метапредметных умений по английскому языку в среднем звене основной школы будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения (учебных материалов). Использование технологии проектов, интегрированных уроков, олимпиадных заданий  может помочь поднять интерес и положить начало совершенствованию метапредметных умений по английскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...

Языковой электронный портфолио как средство повышения мотивации к изучению английского языка.

Опыт работы в этой области позволяет говорить о разных типах электронного портфолио в зависимости от его целенаправленности. Из всех возможных форм портфолио, на мой взгляд, самым интересным является ...

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...

Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....