СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
статья по английскому языку на тему

Кравчук Наталья Викторовна

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Аннотация

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

В условиях введения ФГОС возрастает роль «иностранного языка» как предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. 

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Так, на начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев, но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеурочной работы. Внеурочная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам занятий. Эффективность формирования коммуникативных навыков школьников определяют не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это становится возможным, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке.

Цели

Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

1) расширение знания, умения и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению иностранного языка;

3) способствование всестороннему развитию личности.

Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками, которые меняются год от года. В случае несовпадения целей внеклассной работы по иностранному языку на конкретном ее этапе с целями школьника, при отсутствии у него мотивов деятельности, вся система оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы по иностранному языку обусловливает необходимость разработки мер комплексной мотивации личности.

Требования

К таким требованиям можно отнести следующие:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа таким образом может оказать положительное воздействие на учебную деятельность учащихся на иностранном языке.

Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивированному пользованию им, оно может служить важным средством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком[3]. Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учебники по иностранным языкам позволяют развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях в основном в пределах изученного языкового материала.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала неизбежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивидуально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это снижает интерес учащихся ктакого рода занятиям в силу его трудности, недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности учащихся.

Вторым условием реализации органической связи учебной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекательность форм внеурочной работы.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Он должен учитывать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся (об этом см. далее).

2. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение следующего третьего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год (см. об этом далее).

4. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся

Условия:

 добровольность участия;

 сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

 занимательность и новизна содержания;

 эстетичность всех проводимых мероприятий;

 четкая организация и тщательная подготовка;

 наличие целевых установок и перспектив;

 широкое использование стимулирования учащихся

 гласность;

 привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста

Большое значение имеет оценивание. Необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Важно отметить неформальное оценивание. Цель такого оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

• не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;

• давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

• дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" или весёлые или грустные лица и другие;

• создавать портфель достижений (портфолио).

Портфель достижений (портфолио) – один из самых популярных способов оценивания школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, фотографии, результаты тестов[Новикова, Т.Г 2006: 93]. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

В целях повышения интереса учеников к изучению английского языка нами проводится предметная неделя. Предметная неделя (Неделя иностранного языка) позволяет учащимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку. Для тогочтобы неделя прошла плодотворно необходима система спланированных мероприятий. Главным и основным критерием в определении формы внеклассной работы, мы считаем, должно быть содержание. Мы проводим следующие мероприятия:

  1. Очные, заочные и дистанционные олимпиады.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

  1. Конкурсы.

Конкурсы служат успешному осуществлению образовательных задач, позволяют развивать у учащихся чувство коллективизма, инициативу и активность. Участие в конкурсах мотивировано, как правило, желанием учащихся стать победителем, при этом активизировать материал, усвоенный на уроках. Например, Конкурс «Занимательный английский язык», различные страноведческие и грамматические конкурсы и конкурсы эрудитов. Викторины на иностранном языке обеспечивают значительный практический эффект. Они позволяют обобщить материал по темам, а так же привлечь новую информацию.

  1. Выставки творческих работ учащихся, газет и проектов.

Наличие авторских детских работ в кабинете, которые используются в учебном процессе, выполняют две функции: это и учебные пособия, используемые как дидактические средства обучения, и предметы, имеющие большое воспитательное значение, т.к. являются позитивным примером для подражания.

  1. Праздники, «Календарь знаменательных дат» (День Святого Валентина, День Святого Патрика, другие даты), «Праздник алфавита ABC», «Праздник сказки».
  2. Заседание клуба любителей английского языка, может включать любые виды работы.
  3. Встречи со студентами факультета РГФ.
  4. День музыки и День кино.

Для плодотворности работы, планируя ежегодную неделю иностранного языка, мы не только творчески подходим к составлению плана и организации мероприятий. Мы стараемся методически правильно не только организовать всю неделю, но и каждое мероприятие в отдельности.

Уделяя внеурочной работе серьезное внимание, мы вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.

Рабочее место ученика в кабинете английского языка тоже помогает повысить мотивацию и обеспечить открытость обучающего пространства для учащихся. Так, применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка позволяет разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой, обеспечивает доступность информационного, справочного и учебного материала. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Элементы проектной деятельности, учебные проекты. Дидактическая сущность метода проектов выражается в том, что каждый проект – это реализация большого количества межпредметных связей, интегрированного обучения в действии. Мини-проекты, рассчитанные на урок, не дают возможность спланировать действия, продумать их, найти оптимальный способ достижения цели, изготовить продукт проекта, презентовать его, отрефлексировать весь процесс. Основная цель любого проекта на английском языке – коммуникация, формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность.

организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.Здоровье зберегающий компанет

Подводя итог, отметим, что создание комфортной образовательно среды очень важнодля повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Рецепт успеха:

учитесь, пока остальные спят;

работайте, пока остальные болтаются без дела;

готовьтесь, пока остальные играют;

мечтайте, пока остальные только желают.

Believe while others are doubting.

Plan while others are playing.

Study while others are sleeping.

Decide while others are delaying.

Prepare while others are daydreaming.

Begin while others are procrastinating.

Work while others are wishing.

Save while others are wasting.

Listen while others are talking.

Smile while others are frowning.

Commend while others are criticizing.

Persist while others are quitting.

Литература

  1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова // Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  2. Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения [Текст] / М.В. Зайцева // М.: ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23
  3. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка [Текст] / М.М. Васильева // .– М.: Педагогика 1988. – с.131.
  4. Новикова, Т.Г О технологии портфолио в российской школе. [Текст] / Т.Г. Новикова [и др.] // Пед. Диагностика. – 2006. - № 3. – С. 93.
  5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В.Матюхина // – М., Педагогика, 1984. – с.144
  6. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. // − М.: НПО "Модек", 1998. − 304с.
  7. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml – 20.03.15
  8. www.uchkopilka.ru
  9. festival.1september.ru
  10. http://nsportal.ru
  11. http://infourok.ru
  12. http://knowledge.allbest.ru