Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков
статья (английский язык, 11 класс) по теме

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебных заведений. В современном обществе человеческий фактор играет важнейшую роль . сегодня основные ориентиры в образовании направленные только на непрерывность неотъемлемой части –процесса воспитания. Так, например, непрерывное воспитание и формирование гибкой толерантной личности, о которых пойдет речь в статье, начинается непосредственно в семье, в дошкольных учебных заведениях и продолжается в школе. Трудно переоценить значение толерантности в современном мире. С одной стороны, благодаря развитию компьютерных технологий электронных коммуникаций , люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения .В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. С другой стороны , расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. Философскими составляющими понятия « толерантность» являются допустимость и устойчивость. В разных культурах стандарты допустимости поведения различны. К сожаленью, далеко не всегда в социальные нормативы входят понятие толерантности- терпимости к иным взглядам и обычаям, иному языку, иной религии и даже иной внешности. Подобная нетерпимость лежит в основе межнациональных конфликтов, войн, международного терроризма. Нам представляется, что без толерантности на всех уровнях социальной жизни невозможно устойчивое, стабильное мирное сосуществование людей и государств. Терпимость редко рождается в человеке сама по себе. Это качество необходимо воспитывать, и школе принадлежит здесь ведущую роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование национально регионального компонента на уроках иностранного языка как способ формирования толерантности и коммуникативных навыков

            Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебных заведений. В современном обществе человеческий фактор играет важнейшую роль . сегодня основные ориентиры в образовании направленные только на непрерывность неотъемлемой части –процесса воспитания. Так, например, непрерывное воспитание и формирование гибкой толерантной личности, о которых пойдет речь в статье, начинается непосредственно в семье, в дошкольных учебных заведениях и продолжается в школе. Трудно переоценить значение толерантности в современном мире. С одной стороны, благодаря развитию компьютерных технологий электронных коммуникаций , люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения .В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. С другой стороны , расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. Философскими составляющими понятия « толерантность» являются допустимость и устойчивость. В разных культурах стандарты допустимости поведения различны. К сожаленью, далеко не всегда в социальные нормативы входят понятие толерантности- терпимости к иным взглядам и обычаям, иному языку, иной  религии и даже иной внешности. Подобная нетерпимость лежит в основе межнациональных конфликтов, войн, международного терроризма. Нам представляется, что без толерантности на всех уровнях социальной жизни невозможно устойчивое, стабильное мирное сосуществование людей и государств. Терпимость редко рождается в человеке сама по себе. Это качество необходимо воспитывать, и школе принадлежит здесь ведущую роль.

               Уроки иностранного языка- идеальное поле для посева семян толерантности. Именно на этих уроках ребенок впервые сталкивается с чужой языковой средой и непривычной ему культурой не как сторонний наблюдатель. От учителя зависит, станет ли новый язык для детей живым и гибким средством общения, мостиком в большой мир с его радужным разнообразием стран, культур и стилей жизни или останется мертвым набором скучных грамматических структур. Как известно, изучение иностранного языка способствует осознанию общечеловеческих ценностей , формированию представления об актуальных проблемах социально – политической жизни. В процессе изучения анализируется нравственно – эстетические традиции, накапливается информация о памятниках истории и произведения искусства, формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни разных стран, возникает уважение к национальным традициям своего народа, к народу той республики, в которой проживаешь. Поэтому, на уроках английского языка уже в течение ряда лет использую национально – региональный компонент. Например, заканчивая изучение темы «еда», ребятам предлагаю принести или нарисовать продукты питания или предметы для приготовлении пищи ( кытыйа, чороон) распространение у местного населения. Учащиеся получают такие задания, в которых они рассказывают о типичных блюдах Якутии, Британии и накрывают стол, угощают друг друга, делятся рецептами. Выполнение таких заданий на региональном материале позволяют сформировать наиболее полное представление о быте разных стран, помогают школьникам видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к предмету и к людям, которые имеют иной взгляд на мир.

       Преподавание английского языка связываю с внеклассной работой. В нашей школе активно действует туристический клуб «Омега» , которым руковожу. Многие мои учащихся посещают клуб, цель, которых: активно участвовать в походах ,популяризовать туризм и вести здоровый образ жизни; расширять кругозор; выработать в себе чувство бережного отношения к природе, к родному краю. На уроках английского языка, тема туризма является настоящей находкой. Например, готовясь к итоговому уроку 11 классе по теме «Дикая природа Австралии» учащиеся делают информативно – исследовательские работы по изучению  родного края, выбирают темы по которой будут работать, ставят проблему: Как сохранить природу ? ( Главное не подавлять инициативу , с уважением относится к любой идее, создать ситуацию успеха). Ученики делятся на группы по нескольку человек в каждой с разной успеваемостью: первая изучает географическое положении Австралии; другая – особенности флоры и фауны Якутии; третья – коренных жителей Австралии и Якутии, четвертую группу составляют ученики – туристы, которые готовят фотографии и видео – сюжеты о природе, выпускают газеты с призывом: Думай глобально, действуй локально». Учащиеся в течение определенного времени работают над своими темами, подбирая информационный материал из газет и журналов, переводят на английский язык, пишут творческие сочинения. На итоговом уроке представляют свои материалы.

            Некоторые выдержки из сочинений учащихся (перевод с английского): « Я живу в прекрасном краю и эта красота может исчезнуть потому, что экологическая ситуация очень серьезна в некоторых регионах нашей республики. Земля вокруг наших городов загрязнена, вдобавок к этому растения отравлены, ученые советуют не собирать ягоды и грибы около дорог. Кроме этого птицы и животные исчезают, многие растения и животные занесены в Красную книгу. Наша природа нуждается в защите»; « В стихотворении одного из рабочих поэтов есть такие строки:»полярная в небе светит звезда, но Нерюнгри – город не спит никогда, красиво и гордо шагая в тайгу, к нему я любовь навсегда сберегу». Да. Действительно, наш город очень красив и живут в нем прекрасные люди разных национальностей: и саха и русские, эвены и эвенки, юкагиры и украинцы. Все они живут дружно, хотя имеют разные взгляды на жизнь, разную религию и даже внешность. Мы осознаем, что земля наш дом, и мы должны все вместе заботится о ней и изменить свое отношение к ней. Что касается меня, я стараюсь, внести свой личный вклад для сохранения окружающей среды. Мои действия очень просты , я являюсь членом туристического клуба « Омега» СОШ № 15 г. Нерюнгри. Мы часто ходим в походы. Кормим птиц и животных, сжигаем мусор; « Я обращаюсь к моим австралийским друзьям и  к людям всей планеты, мы все являемся частью нашей окружающей среды и должны быть ответственными за наши поступки. Мы должны заботиться о красоте нашей природы и мире вокруг нас.»  

        Такие формы работы – это прекрасная возможность дать каждому ученику шанс проявить свою творческую индивидуальность , ненавязчиво обучая его важному жизненному умению работать в команде. Таким образом, воспитание межкультурной толерантности осуществляется не только через  практическое занятие, но и через самостоятельный творческий и исследовательский поиск. Такой поиск способен заинтересовать , пробудить желание  узнать, изучить соприкоснуться с другой культурой. Такие виды деятельности позволяют формировать у учащихся этнокультурную компетентность для позитивных межнациональных отношений , а также собственного индивидуального взгляда на вещи, проблемы и события, которые происходят в окружающем их полиэтническом мире.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.

В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...

Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного  языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Использование материалов регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Включение краеведческого компонента в содержание обучения повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Обращение к материалам краеведческого характера являет...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство формирования социокультурной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Неотъемлемой частью любой образовательной системы является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, желание работать на её благо, сохранять и п...