Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся
статья по английскому языку на тему

Канзафарова Лилия Газинуровна

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_uroka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся.

  Сегодня подготовка и проведение урока  требуют от учителя большой затраты творческих сил. Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке ученики непременно должны получить "прибавку" к практическому владению языком. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у учащихся на данном уроке, используя  определенные приемы и методы.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам. В-четвертых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении английского языка.  Все это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
        Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля, и осуществляются при обязательном участии всех учащихся. На таких уроках удается достичь самых разных целей:- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учеников по определенной теме;- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Я считаю, что планировать и строить уроки английского языка нужно так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям, что и приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше, а это возможно сделать только при условии личностно – ориентированного обучения.

Нужно действовать согласно девизу: Каждый урок – творческий праздник!”, приняв участие в котором, любой ребенок должен приобрести и развить необходимые социальные знания, навыки и умения, используя английский язык как средство общения и взаимодействия.

Я преподаю английский язык учащимся 2 – 9-х классов. Уроки строю так, чтобы изучение каждой темы предполагало творческую итоговую работу, то есть проект. В настоящий момент возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации.

 Метод проектов направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.
Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.  Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.  Мы создавали проекты на темы: "Моя семья (моя родословная)”, “Экологические проблемы моего города (микрорайона)”. Приступая к изучению темы, мне необходимо тщательно все продумать, определить тип проекта, определиться с целью и задачами,  как спланировать всю серию уроков.  При создании проекта по теме «Моя семья»  учащиеся собирали сведения о своих близких и дальних родственниках, составляли свою родословную, определяли тип отношений в семье, составляли «Правила для детей» и «Правила для родителей». Дети рассказывали о своих родственниках, знакомились с английской семьей, читая текст (аудирование  - чтение). Рисовали свою родословную. (A Family Tree). На протяжении всего проекта учащиеся выполняют рисунки, учат стихи и песни о семье. Последний этап:  презентация.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом.

Я провожу следующие виды нестандартных уроков:

1. Уроки – игры 2. Уроки - сказки, уроки – путешествия. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. Мы с учениками во время декадников инсценируем сказки, («Теремок», «Семеро козлят», «Дюймовочка», поем песни. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

 3. На уроках использую компьютерные программы. Мне большую помощь в проведении уроков оказывают такие мультимедийные курсы и учебники, обучающие программы, как: новый компонент курса “Hot Spot” - “Student CD-Rom” (издательство Macmillan), обучающая компьютерная программа к учебникам “Enjoy English” – Enjoy Listening and Playing, 4-й класс, мультимедийный учебник «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 классы».

4. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Я  проводила такие уроки на следующие темы: «Рождество» (с 4 а), «Счастливого 8 Марта» (7 а), «День Св. Валентина» с 8 а классом.

5. Урок – интервью.

На  темы ”Cвободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

10.  Урок-эссе современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному. На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения,  в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся,  которая реализуется в способности к речевому общению. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...

Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.

В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес...

Ролевая игра как эффективное средство формирования познавательных интересов учащихся на уроках словесности.

Введение.Ролевая игра.Сущность и структура ролевой игры.Функции ролевой игры.Методика проведения  ролевых игр.Формы проведения ролевых игр.Список литературы....

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития...

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» "

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» " был представлен на августовском совещании в 2016...

Статья на тему "Ситуативные задачи как средства формирования познавательного интереса учащихся."

В статье "Ситуативные задачи как средства формирования познавательного интереса учащихся." рассказывается о модели данных задач, о методике её разработки, представлены общие требования к раз...

Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся

Уроки литературы в 5 классе - это начало изучения нового предмета. Статья может быть полезна начинающим педагогам, так как в ней приводятся примеры из практической деятельности....