Ролевая игра как эффективное средство формирования познавательных интересов учащихся на уроках словесности.
статья по русскому языку по теме

Стебаева Надежда Григорьевна

 

 

  • Введение.
  • Ролевая игра.
  • Сущность и структура ролевой игры.
  • Функции ролевой игры.
  • Методика проведения  ролевых игр.
  • Формы проведения ролевых игр.
  • Список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ролевая игра26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Судниковская ООШ»

          Ролевая игра

         Выполнила:

        Стебаева Надежда Григорьевна

         учитель русского языка и литературы

         МОУ «Судниковская ООШ»

2014 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Ролевая игра.
  3. Сущность и структура ролевой игры.
  4. Функции ролевой игры.
  5. Методика проведения  ролевых игр.
  6. Формы проведения ролевых игр.
  7. Список литературы.

       


                                                      Ребёнок не устаёт от работы,

                                                                                       которая отвечает его функциональным              

                                                                                       жизненным потребностям.

                                                                                                                                   С. Френе.  (слайд 2)

Введение 

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Все мы их используем на уроках русского языка и литературы.

Главное в педагогической деятельности – это учение без принуждения. Задача учителя – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Все мы систематически совершенствуем и углубляем знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновляем методическую литературу, стараемся использовать новые технологии в своей работе.

Программа позволяет 7ч (в 5 классе) и 6 ч (в 6 классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), а это обилие новых тем и орфограмм. Поэтому важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в Страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей вопрос: «А мы будем ещё играть?», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. Сейчас много говорят о новых ценностях образования, которые   зафиксированы в известных задачах:

  1. научиться учиться;  
  2. научиться жить;
  3. научиться жить вместе;
  4. научиться ответственности.

Эти задачи вполне решаемы интерактивными методами. Интерактивные методы – это методы, которые позволяют обучаться на собственном опыте путём специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.  

Вот почему они и рассматриваются в зарубежных и отечественных психологических исследованиях как методы 21 века. Эти методы позволяют не только успешно решать задачи подготовки педагога современной школы, но и становятся условием повышения качества обучения. Сегодня мы говорим об игровой технологии. Т.Е. рассказала о деловой игре, а я - о ролевой. К ролевой игре методика преподавания идёт уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приёмов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры.

1. Ролевая игра.

Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем.

2. Сущность и структура ролевой игры.

       

Определить сущность ролевой игры не просто. Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом. Произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Ролевые игры – всегда игры «во что-то» или «в кого-то». Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:

  • роль конкретного взрослого;
  • роль профессии обобщенного типа;
  • роль детей;
  • этнографические роли;
  • семейные роли;
  • роли сказочного, карнавального характера. (слайд 6)

     Наиболее характерным моментом роли является игровое действие. (слайд 7)  

     Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.  (слайд 8)

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. 

К наиболее распространённым сюжетам игр детей школьного возраста можно отнести:

  • созидательные сюжеты;
  • сюжеты поиска и открытия;
  • сюжеты, связанные с романтикой профессий;
  • военные и военизированные сюжеты;
  • сюжеты, связанные с искусством;
  • этнические и сказочные сюжеты;
  • фантастические сюжеты по мотивам книг. ( слайд 9)

2. Функции ролевой игры.

 

 Остановлюсь коротко на функциях ролевой игры. Их 5.

  1. Мотивационно-побудительная функция. ( слайд 10). Ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нём.
  2. Обучающая функция. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения.
  3. Воспитательная функция. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях.
  4. Ориентирующая  функция. Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащегося на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
  5. Компенсаторная  функция. Дети стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его.

  1. Методика разработки и проведения ролевых игр.  

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение следующих этапов:

  • подготовительный;
  • игровой;
  • заключительный;
  • анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.

Организационные вопросы:  распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями.

Связанные с предварительным изучением содержательного материала: знакомство с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями, заданиями, сбор материала, анализ материала, подготовка сообщения, изготовление наглядных пособий, консультация.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы: дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решений, подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений.

  1. Формы проведения ролевых игр.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными:

  • воображаемое путешествие;
  • дискуссии на основе распределения ролей;
  • пресс-конференция;
  • уроки-суды;
  • презентации;
  • сказки, репортажи;
  • интервью;
  • уроки-спектакли и др.  

     

                                                             Список использованной литературы.

1. Кудыкина Н.В. «Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев «Радянська школа» 1989 г.

2. Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство  ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.

3. Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО»  2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» "

Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» " был представлен на августовском совещании в 2016...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Статья на тему "Ситуативные задачи как средства формирования познавательного интереса учащихся."

В статье "Ситуативные задачи как средства формирования познавательного интереса учащихся." рассказывается о модели данных задач, о методике её разработки, представлены общие требования к раз...

Интерактивная игровая технология как эффективное средство формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии

Внимание многих педагогов-исследователей, в последнее время, обращено на изучение возможностей использования Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Разумеется, усвоения основного пр...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...