Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории по теме

Мазуренко Елена Александровна

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx82.32 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

«Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания»

Мазуренко Елена Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

-2-

План

  1. Введение. Актуальность темы.
  2. Теоретическая часть:
  1. Особенности организации самостоятельной работы.
  2. Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся.
  1. Опыт педагогической деятельности.

IV. Вывод.

V.   Список литературы.

-3-

Введение

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной  работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.

В то же время нельзя не отличить стремление многих учителей предоставить ученикам свободу, например, в тех случаях учебной и внеучебной работы, когда неправильность или неточность выполнения задания  не будут влиять на общую картину успеваемости (усвоения, результативности). Это различные творческие задания по
предмету на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материале        и т.д. Можно сказать, что учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Психологический дискомфорт (кто-нибудь не справится, появится слишком много способов         решения, и дети не овладеют основным учебным содержанием...) и недостаточная разработанность
вопроса на общеметодическом уровне (понятно, как развивать способности при изучении темы 1, и непонятно - темы 2) не позволяют сделать процесс
формирования      данной      способности       составляющей   частью процесса обучения.

-4-

Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по истории, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся  нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.        

Актуальность работы обусловлена тем, что самостоятельность необходима и в школе, и в быту для того, чтобы дифференцировать информацию, выделять наиболее значимую, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднения при обобщении и систематизации знаний и умений и легко обращаться к собственному опыту (как к учебному, так и к житейскому).

  Цель работы: проанализировать  методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности организации самостоятельной работы школьников и предпосылки ее развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность самостоятельной работы учащихся в современной педагогической науке.

3. Рассмотреть виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

4. Выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

-5-

1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: 

- наличие задания учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия педагога;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

-6-

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

  1.  когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
  2.  какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках истории требует особого подхода. Поэтому учителю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся на уроках истории будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на уроках истории также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Как правило, учителя используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют

-7-

задания на репродуктивном уровне. Е. А. Тупичкина и И. В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают  о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

  1.  актуализация знаний учащихся;
  2.  изучение новых знаний;
  3.  закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
  4.  проверка знаний и умений учащихся[1].

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

  1. путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
  2. путем усложнения содержания задания;
  3. путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Таким образом, эффективность самостоятельной работы учащихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации. Естественно, создание таких условий требует от преподавателя знаний о психолого-педагогической специфике содержания

-8-

прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных работ разного типа и их назначения, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность. Кроме того, важным является и умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс усвоения знаний.

Иначе говоря, организуя систему самостоятельных работ учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

  1.  когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении учебного материала;
  2.  какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и задействовать на каждом этапе усвоения знаний.

Кроме того, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности[2]. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей учащихся, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.


-9-

2. Виды и формы самостоятельной работы учащихся

Необходимо отметить значимость научно обоснованной классификации самостоятельных работ, так как без ориентировки на нее невозможно построить эффективную систему самостоятельных работ обучаемых. Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

К первому типу самостоятельных работ отнесены те, частно-дидактическая цель которых — формирование у учащихся умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уровня). Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих

-10-

воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи (т.е. формирование знаний и деятельности второго уровня). Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

Частно-дидактической целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у школьников знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач (т.е. формирование знаний и деятельности третьего уровня). Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это-то и требует выхода за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления заставляет обучаемых варьировать условия задачи и усвоенную ранее информацию, рассматривать их под новым углом зрения.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ четвертого типа — создание предпосылок для творческой деятельности (четвертого уровня знаний и деятельности). Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Это требует того, чтобы на каждом этапе

-11-

работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать.

Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должны лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.

Большое значение для повышения эффективности самостоятельных работ учащихся имеет своевременно и правильно сформированная мотивация учебного труда.

Формируя у учащихся мотивы выполнения заданий для самостоятельной работы, нужно учитывать, что, хотя мотивационная сфера учебной деятельности и характеризуется большой совокупностью мотивов, определяющими в этом случае могут выступать три их группы.

К первой группе относят социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы преподаватель может путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой учебной информации.

Ко второй группе относят мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к учебному предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы преподаватель истории может, связывая интерес учащихся к содержанию учебного предмета с формированием у них знаний о процессе познания.

К третьей группе мотивов относят реакции учащихся на ряд внешних факторов, организующих учебную деятельность. Для усиления мотивов этой группы преподаватель должен четко проводить мероприятия, необходимые

-12-

для организации работы учащихся по предлагаемым заданиям (своевременно выдавать задания, консультировать, контролировать, оценивать и т.п.), а также стараться показать учащимся престижность их хорошей работы.

Главное, что следует иметь в виду, организуя самостоятельную работу учащихся по выданным заданиям, — это необходимость предварительно научить их методам организации познавательной деятельности, вооружить их методикой составления описаний, объяснений и предписаний — обязательных процедур любого вида индивидуального познания. Для этого преподаватель должен особо выделять учебный материал, представляющий дидактическую ценность для формирования типовых способов действий, логических приемов построения определений, действий «подведения под понятие» по определению и признаку, построению доказательств и т.п., и организовать формирование вышеназванных умений на учебных занятиях самого разного назначения в рамках такой методики их проведения, которая обеспечивает смещение акцента с передачи готовых знаний на способы действия с ними.

На занятиях, преследующих эту дидактическую цель, должно постоянно фиксироваться внимание учащихся на том, как формируются определения, какие есть способы определения понятий, каким требованиям должна удовлетворять та или иная формулировка, как следует выделять исходные посылки, аргументы, делать выводы, заключения и тому подобное.

Реализация такой методики обучения требует своевременного перехода с информативно-иллюстративного метода обучения на проблемный. Последний позволяет создавать для учащихся определенные затруднения на разных этапах занятий и условия, обеспечивающие успешное преодоление этих затруднений в ходе поисковой деятельности на основе мобилизации и реконструкции ранее сформированных знаний и умений.

Для создания у учащихся ценностных ориентиров и установок, адекватных специфике познавательной деятельности, необходимой для

-13-

выполнения заданий, в ходе самостоятельной работы, на уроках истории наряду с доказательством общеобразовательного значения изучаемого содержания следует показывать его влияние на развитие интеллекта личности и мировоззрения, демонстрировать приемы систематизации знаний, экономного овладения ими, формировать правильную самооценку.

Эти задачи преподаватель должен стараться решать не только на теоретических занятиях, но и в ходе практических работ. Здесь он должен делать акцент на том, что практика (эксперимент) подтверждает истину и проверяет действенность усвоенных знаний и способов построения рассуждений. При такой ориентации практических работ у учащихся будет идти формирование умений проводить основные этапы научного теоретического исследования и эксперимента, оформлять отчеты в соответствии с установленными требованиями. У учащихся с высокими учебными возможностями в процессе таких работ преподаватель может целенаправленно формировать умения входить в атмосферу научного поиска, делового контакта с товарищами, планировать этапы исследования, формировать его цели и задачи, выбирать (а иногда и разрабатывать) целесообразные методики, вести рабочий журнал[3].

Таким образом, уже в рамках учебных занятий по истории (их подготовки и проведения) следует создавать определенные условия, обеспечивающие эффективную самостоятельную работу учащихся.

Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Самостоятельно ученик может работать один, вместе с небольшой группой

-14-

одноклассников, с кем-нибудь одним из товарищей или же принимать участие в общеклассной работе. Поэтому формы организации самостоятельной деятельности имеют важное воспитательное значение. Но достигаются положительные результаты, если педагог знает возможности каждой формы, ее специфику и педагогические условия использования. Рассмотрим их.

Фронтальные самостоятельные работы. Классно-урочная система как известно, предусматривает организацию познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

  1. все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания);
  2. учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;
  3. используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

При правильной педагогической инструментовке фронтальные самостоятельные работы имеют большое воспитательное значение. Если весь класс работает над одним заданием, познавательный процесс обретает некоторые черты коллективной деятельности. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее мнение, единая позиция по

-15-

отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу[4].

Обратим внимание на некоторые важные педагогические условия организации познавательной деятельности учащихся на этом уроке:

  1. Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, т. е. включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Беседа в этом случае — способ самопроверки и стимул одновременно. Отсутствие ее превращает самостоятельную работу в «черный ящик», поскольку результаты этой работы оказываются закрытыми, что снижает ее стимулирующую роль.
  2. Работа объединяет усилия учителя и учащихся, если задания и вопросы побуждают к поисковой деятельности, требуют анализа материала, если сотрудничество оставляет за каждым право высказывать свое предположение, оценку.

Индивидуальная самостоятельная работа – работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого педагог может выделить

-16-

те вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Организация индивидуальной самостоятельной работы в условиях классно-урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить при существующей наполняемости классов индивидуальные особенности каждого, много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется всеми одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточных материалов.

Какие же задания, когда и как могут все-таки выполнять школьники индивидуально?                                                                                                                                 1. В структуру урока легко включаются небольшие по объему работы, которые учитель предлагает отдельным ученикам или группам (2—4 человека). Задания выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа. Проверяются они здесь же или после урока.

  1. Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это — интересный прием сотрудничества ребят и педагога.
  2. Выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных учителем, но выбираемых учеником на альтернативной основе.
  3. Подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов, опытов. На уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе изучения нового материала.
  4. Подготовка и проведение учащимися старших классов отдельных уроков.
  5. Длительная индивидуальная работа творческого характера,

-17-

выполняемая теми учениками, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе изучения того или иного предмета.

  1. Внеучебная работа, связанная с самообразовательной деятельностью учащихся, направленной на удовлетворение их интересов и познавательной потребности.

В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работы. Чем же привлекает она педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия.

Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся — работа в парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения лабораторных опытов и практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной партой. Поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных затруднений и затрат времени. На выполнение единичных заданий учащиеся затрачивают 5—10 минут, на работу с листами взаимоконтроля, включающими материал целой темы,— значительно больше. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.

 До проведения групповой работы учитель может организовать специальную подготовку консультантов к выполнению тех функций, которые выполняет сам. Консультант распределяет обязанности между членами группы после предварительного ознакомления с материалом, расчленяя общее задание на части, решает, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке (по какому плану) строить работу, как оформить отчет всей группы. Наряду с этим он руководит обсуждением выдвигаемых

 

-18-

гипотез, принимает решения, направляет деятельность членов группы и контролирует ее. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются самим учащимся, а это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Самостоятельная проработка материала группой оправдана тогда, когда этот материал имеет широкие связи с ранее изученным. Основные положения программного материала может объяснить сам учитель, а группы продолжают работу, подбирая факты, примеры, детализирующие эти положения и обсуждая их. Возможна и самостоятельная работа учащихся с учебником, которая начинается после инструктажа учителя и осуществляется индивидуально каждым учеником, но предусматривает при возникновении необходимости возможность общения в группе. Ученики могут обратиться за помощью к товарищам, выяснить непонятное, наконец, проверить друг друга.

Применение вариантов групповой работы не только порождает различные способы и механизмы сотрудничества учащихся, требует самоорганизации, но и оказывает влияние на мотивационную сферу учения. Однако комплексное решение учебно-воспитательных задач достигается при том условии, если сочетаются в обучении индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации самостоятельной работы.

Варианты этого сочетания могут быть различными.

  1. Учащиеся индивидуально прорабатывают материал, который затем обсуждается в парах и в общеклассной фронтальной беседе.
  2. Индивидуальные творческие задания выполняются отдельными учениками дома. Организуется их рецензирование двумя учащимися с последующим обсуждением работы и рецензий в классе со всеми школьниками.
  3. Общее задание, выполняемое группой, разделяется на индивидуальные задания, над которым индивидуально работает каждый член

-19-

группы.

Результаты каждого обсуждаются сначала в группе, а потом с классом и педагогом[5].


-20-

Опыт педагогической деятельности.

      Общеизвестно, что одной из причин слабой успеваемости ряда учащихся является их неумение работать с книгой, текстом, неумение самостоятельно мыслить, излагать материал своими словами. Наоборот, когда учитель побуждает ученика самого обдумывать, определять, сравнивать исторические явления, обобщать полученные знания, высказывать свое мнение и тому подобное, то есть когда ученик действует и рассуждает, ищет и умозаключает, у него развиваются целенаправленная наблюдательность и умение преодолевать трудности; приобретаемые таким путем знания глубоки и прочны.

         Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:

- включать в процесс самостоятельной деятельности ( с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

      Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет.

       Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся на уроках, но мне бы хотелось выделить следующие:

- составление планов;

-работа учащихся над выводами как по отдельному уроку, так и по теме в целом;

-составление учащимися сравнительных таблиц;

-21-

- работа с историческими документами.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы учащихся на уроке является составление ими плана рассказа учителя.

     Я начинаю такую работу с учащимися с пятого класса. Работа по составлению планов в пятом классе проводится постоянно, с постепенным усложнением. Уже на третьем-четвертом уроке с начала учебного года перед рассказом нового учебного материала я пишу на доске не только название урока, но и простой план. Учащимся объясняю, что, пользуясь планом, легче следить за рассказом учителя и воспринимать его, а потом по этому плану легче и рассказывать. План определяет главное в новом материале, намечает последовательность его изложения, помогает определить второстепенное. Следующая ступень работы – это составление самими учащимися плана рассказа учителя. Первоначально план бывает сравнительно кратким, состоит из небольшого числа пунктов. Когда эта работа повторена на нескольких уроках, то предлагается учащимся уже во время изложения нового материала составить у себя в тетради план моего рассказа. Первое время я вела свой рассказ значительно медленнее обычного, интонацией голоса и построением фраз подчеркивая главные разделы излагаемого материала. В конце урока в течении пяти-восьми минут разбираем с учащимися несколько составленных планов, указывая на их достоинства и недостатки. Ученику, несколько раз хорошо составившему планы, можно поставить положительную отметку.

       Позднее, мы приступаем к составлению более сложного развернутого плана. Чтобы научить ребят выделять главные пункты, а потом уже детализировать их подпунктами, я использую такой прием работы. В начале урока даю ученикам простой план, а уже в ходе урока вместе с учениками преобразуем его в сложный.

       Научившись составлять такой план в ходе рассказа учителя, учащиеся, во – первых, могут подробнее отразить в нем те разделы, о которых не сказано

-22-

или мало сказано в учебнике, во – вторых, более тщательно и глубоко будут усваивать новый материал урока. В дальнейшем ученики уже самостоятельно составляют такой развернутый план.

       В старших классах по мере необходимости учащиеся переходят от составления развернутого плана к составлению плана – конспекта как школьной лекции учителя, так и при самостоятельной работе над текстом учебника и над дополнительной литературой.

       Большое значение в развитии у учащихся навыков самостоятельного изучения и осмысления нового материала имеют задания по составлению выводов как по отдельному уроку, так и особенно при повторении всей пройденной темы. Эти выводы составляются учащимися на уроке в устной или письменной форме или дома при подготовке к повторительно – обобщающему уроку.

    При составлении письменных выводов учащиеся не всегда справляются с заданием, подчас упуская главные положения темы, не всегда четко выражают свои мысли. Но все же, по – моему мнению, эта работа очень полезна, так как приучает учащихся выделять в теме самое существенное и важное.

     

      Изучая с учащимися исторический материал, мы всегда должны опираться на имеющиеся уже у них знания. Очень большую роль при этом играет прием сравнения и сопоставления.

       Составление специальных таблиц и схем на сравнение и сопоставление усиливает эвристическую сторону урока, больше активизирует познавательную деятельность учащихся. Работа по составлению сравнительных таблиц помогает ученикам глубже понять суть происходящих изменений.

        Это можно хорошо показать на примере работы в седьмом классе.

     

-23-

    Так, при изучении темы «Государственные реформы при Петре I» я строю свой урок в основном методом беседы на уже известном учащимися фактическом материале. Проводя сопоставление экономики страны, армии, военно – морского флота в начале царствования Петра I с концом его правления, я добиваюсь от учащихся соответствующих выводов, которые они и записывают в свою тетрадь в виде таблицы.

         Затем я задаю классу вопрос:

- Чем была вызвана необходимость изменений в жизни страны в период правления Петра I ? Какие это были изменения?

           После этого мы переходим к конкретному анализу изменений в жизни страны в различных ее областях. Результаты беседы как выводы записываются в следующую таблицу.

Таблица №1

Содержание реформ в период правления Петра I.

В начале правления

Проведено правительством Петра I

1. Армия

1). Отсутствие постоянного войска.

2). Отсутствие единого вооружения.

3). Ненадежные командные кадры из наемных иностранцев.

1. Армия

1). Создание путем рекрутского набора постоянной армии.

2). Единое вооружение.

3). Собственные офицерские кадры из дворян, прошедших обучение в гвардейских полках.

-24-

              2.Военно – морской флот

1). Отсутствие выхода к морям, кроме Белого.

2). Отсутствие военно – морского флота.

2.Военно – морской флот

1). Завоевание выхода в Балтийское море.

2). Создание сильного военно – морского флота в Балтийском море.

3. Развитие мануфактур и торговли

1). Слабо развита внутренняя, внешняя торговля.

2). Слабо развита промышленность. Зависимость от иностранных государств.

3. Развитие мануфактур и торговли

1). Борьба за экономическую независимость страны.

2). Поощрение развития промышленности и торговли. Строительство мануфактур. Рост иноземной торговли, особенно с постройкой Петербурга. Политика меркантилизма.

4. Реформы государственного управления

1). Совместное правление царя с боярами.

2). Назначение на должность не по способности, а по знатности.

3). Большой и запутанный аппарат приказов.

4. Реформы государственного управления

1). Самодержавная власть императора.

2). Создание Сената, состоявшего из высших чиновников, выдвинувшихся по таланту.

3). Десять коллегий.

-25-

Первые три раздела таблицы о реформах начала XVIII века более или менее знакомы учащимся в связи с изучением Северной войны. По ним в основном проводится беседа. По последнему разделу о реформах управления ведется рассказ, во время которого учащиеся заполняют таблицу.

     В седьмом классе широко применяются хронологические таблицы.

     Так, при изучении темы «Английская буржуазная революция», мы на протяжении изучения всей темы, заполняем таблицу: «Основные события английской революции».

Таблица №2

Основные события английской

революции.

Даты

Основные события

        При изучении Великой французской революции мы заполняем таблицу «Основные периоды французской революции».

Таблица №3

Основные периоды французской

революции.

-26-

Периоды революции и их даты

Основные события периода

Даты основных событий

 

 

      Составление хронологических таблиц помогает учащимся лучше ориентироваться в событиях данного периода и запоминать их последовательность.

      В старших классах принцип составления таблиц остается таким же, но структура их усложняется и объем увеличивается.

      Так, при изучении капиталистических стран конца XIX – начала XX веков может быть предложена для работы следующая схема синхронистической таблицы.

Таблица №4

Капиталистические страны конца XIX – начала XX веков.

-26-

Название страны

Особенности экономического развития

Главные политические партии

Внешняя политика

     При изучении темы о международных отношениях в конце XIX – начала  XX века и завершении территориального раздела мира между империалистическими странами, работая с картой, мы заполняем с учащимися следующую таблицу:

Таблица №5

Завершение территориального раздела

мира.

Империалистические страны

Владения в Азии

Владения в Африке

Владения в Америке

      При изучении революции в России 1905 – 1907 годов уместно составить сравнительную таблицу:

-27-

Таблица №6

Проблемные вопросы

Отношение к ним

Большевиков

Меньшевиков

   В заключении нужно сказать, что оформление своих записей в виде таблиц помогает им более наглядно представлять то, что они записывают как вывод или как основные положения того или иного вопроса. Это приучает их лучше анализировать события и явления, развивает логику мышления и особенно логику сравнения и сопоставления.

   Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы на уроках является работа с историческими документами. Это позволяет существенно обогатить представления о минувших событиях, развить у школьников способность видеть и слышать то, что несет в себе источник. Работа с историческими источниками сегодня рассматривается как важнейшее средство формирования исторического мышления школьников.

        Остановимся на нескольких примерах такой работы. Так, при изучении темы «Борьба русского народа с монголо – татарским нашествием» как элемент самостоятельной работы на уроке я использовала отрывок из летописи о взятии Киева ханом Батыем. Это делается с целью более эмоционального воздействия на учащихся, чтобы подчеркнуть героическую сторону борьбы русских с монголо – татарами. В течении пяти – восьми минут каждый из учащихся самостоятельно читает его. После прочтения документа, им дается задание хорошо рассмотреть рисунок «Штурм монголами русского города», и найти на нем те детали осады, о которых

-28-

рассказывает летопись. Прочитав документ и рассмотрев рисунок, ученик должен быть готов рассказать об осаде Киева. Когда основная масса учеников класса готова к ответу, я спрашиваю одного из них. Его ответ дополняют другие ученики.

Выяснив вопрос об обороне Киева, учитель ставит перед учениками уже обобщающие вопросы:

  1. Почему монголо – татарам удалось завоевать русские княжества?
  2. Какой ценой досталась им эта победа?

Так, от конкретного факта обороны Киева, воспринятого учащимися по документам того времени, я подвела их к обобщению и , в конечном итоге, к выводу о героическом, но разрозненном сопротивлении русских войск.

      Вторым примером более углубленного изучения исторического документа учащимися является самостоятельная работа их на уроке над «Декларацией прав человека и гражданина» при изучении темы «Начало французской буржуазной революции».

      Учащимся предлагается прочесть сам документ «Декларация прав человека и гражданина». При его прочтении учащиеся сами должны подготовить ответы на следующие вопросы, записанные на доске:

  1. Какие порядки, существовавшие во Франции до революции, отменяла «Декларация прав человека и гражданина»?
  2. В чьих интересах была проведена эта отмена? Подтвердите это примерами из самой «Декларации».
  3. Полное ли равенство провозглашает «Декларация прав человека и гражданина»? Чем вы это можете подтвердить?

      После самостоятельной работы учащихся над текстом документа я  организую беседу по приведенным выше вопросам. Во время беседы я обращаю особое внимание на то, чтобы ученики, выдвигая то или иное положение обязательно подтверждали его ссылками на «Декларацию прав

-29-

человека и гражданина». Это приучает их аргументировать свои высказывания, более глубоко понимать изучаемый документ.

       При изучении темы «Свержение самодержавия в России» урок я построила на основе работы с документами и  беллетризованными свидетельствами современников событий (фрагментами мемуаров, дневников). Анализ подобных текстов занимает значительную часть учебного времени. Такой подход к изучению материала помогает школьникам почувствовать особенности эпохи, отразившиеся в воспоминаниях участников событий, в других документах.

      Класс делится на пять групп, каждая из которых после изучения документов очень кратко характеризует обстановку в стране и пути дальнейшего развития событий (от имени различных общественно – политических сил, а также рядовых людей ). На этом уроке школьники проводят ( на доступном им уровне) ту исследовательскую работу, какой обычно занимаются профессиональные ученые. Привлекая источники позволяют существенно расширить материал учебника и придать практическим занятиям характер мини – исследования.

       Средством систематизации объемного материала учебников истории является самостоятельная работа со статистическими данными. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития государств. Статистические данные позволяют не только экономно и наглядно изложить материал, но и приучить учащихся пользоваться ими как вескими аргументом при обосновании своей позиции.

      В работе с историческими картами наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставление материала, характеристику этапов того или иного события. Например, по карте «Раздел мира в конце XIX – начале XX  в.» и по материалам учебника

-30-

учащиеся, по моей просьбе, составляют таблицу, в которой отмечают особенности развития крупных западных стран. Они определяют, какие из этих стран захватили территории слаборазвитых государств в Африке, Азии, Латинской Америке и т.д., и делают в последней графе таблицы записи, отвечая на вопрос: для чего крупные западные страны захватили слаборазвитые государства?

       Общественно – политические, справочные материалы и другие издания используются при подготовке сообщений, рефератов. Степень самостоятельности учащихся в данном случае значительна. Ученик должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.

       Обычно, я прошу в конце реферата записать 5-6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ним докладчик обращается к классу, он также имеет возможность поставить одну – две оценки, учитывая правильность ответов своих одноклассников. Такая организация работы позволяет всем школьникам серьезно относиться к изученному материалу.

         Необходимо также проводить постоянную словарную работу. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Дети с моей помощью записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения.

        Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображению учащихся чрезвычайно способствует организация игровой деятельности. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обсуждение. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты, явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически принимать известное, а мобилизовать все свои знания,

-31-

самостоятельно думать, выбирать главное, отбрасывать второстепенное, сопоставлять, оценивать.

   Как правило, в ходе игры ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие получать все в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов в книгах, начинают размышлять. Чаще всего оказывается победителем не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но умеет пользоваться ее богатствами.

          Следует обратить внимание и на использование художественной литературы. Можно с уверенностью сказать, что она является одним из крупнейших вспомогательных источников изучения истории в школе.

          Формировать самостоятельность мышления у учащихся можно при помощи логических заданий. Например, при изучении вопроса о причинах Великих географических открытий я на доске делаю следующие записи:

  1. Возросла потребность в золоте и серебре.
  2. Богатые европейцы стали снаряжать экспедиции в дальние страны.
  3. Феодалы, городские богачи хотели жить в роскоши.
  4. Расширялась торговля, усовершенствовались средства транспорта и навигации.
  5. Улучшались орудия труда, появился водяной двигатель.
  6. Отдельные районы стали специализироваться на производстве разных товаров.
  7. Значительно расширялось ремесленное производство, стали возникать крупные промышленные предприятия.

Затем предлагаю определить логические связи между перечисленными явлениями. (Ответ: 5 – 7 – 6 – 4 – 1 – 3 – 2.)

          Конечно, мною указан далеко не весь перечень методических приемов самостоятельной работы учащихся на уроках истории. Работа учителя – это

-32-

творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется индивидуальными приемами.

       Мне бы хотелось показать несколько разработок уроков, на которых я использую в работе с детьми разные виды самостоятельной работы.

Урок № 1.

Тема «Религия древних египтян».

Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, работать над составлением таблицы.

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»
  1. Подготовка устного ответа по карточке.

-33-

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

- Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

- Как было вооружено войско фараона?

- Как выглядели боевые колесницы?

- Что привозили из походов их участники?

- Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

  1. Индивидуальная письменная работа (на листочках).

- Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

-34-

3. Работа с классом по карте.

- Где находится Египет?

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском?

4. Беседа по вопросу.

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства.

  1. Заслушивается ответ по карточке, дается отзыв. Собираются на проверку индивидуальные задания.

  1. Изучение новой темы

План:

  1. Боги древних египтян.
  2. Религиозные верования древних египтян.
  3. Религия и власть фараона.

1.Работа с текстом учебника.

Прочитайте п. 2 параграфа 10.

Выясните, какие боги существовали у древних египтян.

Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали

-35-

2. Работа с историческими документами.

«Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

Текст распечатывается из Хрестоматии по истории Древнего мира.

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

- Где человек произносил подобную клятву?

- Для чего нужна была эта клятва?

Геродот. История  (культ животных)

Текст распечатывается из Хрестоматии по истории Древнего мира.

- Культ каких животных существовал в Древнем Египте?

3. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?

  1. Закрепление изученного материала по вопросам плана урока.

Урок № 2 (7 класс)

    Тема «Экономическое развитие России в XVII веке» 

Цели:

  1. Рассказать о зарождении и развитии экономики России, политических отношений, о развитии товарно – денежных отношений.

-36-

  1. Охарактеризовать новые черты в экономике России: формирование единого рынка; рост городов и т. д.
  2. Продолжить формирование умений анализировать текст учебника, самостоятельно делать выводы, составлять таблицы, работать с исторической картой.

Основные понятия: барщина, оброк, засечная черта, мелкое товарное производство, мануфактура, рассеянное предприятие, буржуазия, ярмарка, всероссийский рынок.

Оборудование: карта «Россия в XVII в.», учебник, с.39, карта «Экономика России в XVII в.».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится по вопросам на сравнение.

- Охарактеризуйте экономическое положение России накануне Смутного времени и по окончании его.

- Что такое мануфактуры? Когда они появляются в странах Западной Европы?

III.    Изучение нового материала.

План

  1. Последствия Смутного времени.
  2. Развитие сельского хозяйства.
  3. Ремесленное и мелкотоварное производство.
  4. Мануфактура.
  5. Внутренняя и внешняя торговля.

-37-

  1. Последствия Смутного времени.

Работа с картой.

Показать земли, которые Россия потеряла во время Смуты.

Работа со схемой.

Начало XVII в. –

«Смутное время», «великое разорение». Экономический кризис

Сократилось количество пахотных земель, в некоторых уездах исчезло 50-90% сельских поселений

Разорены города Калуга, Вязьма, Руза. Они были освобождены от уплаты государственного налога

Резко сократилось количество городского и сельского населения

В упадок пришли промышленное, ремесленное производство, торговля

Опустела государственная казна

Это грозило ослаблением социальной базы монархии

Вывод: Следовательно, перед новой властью встала задача – найти источники экономического возрождения страны.

2. Развитие сельского хозяйства.

Рассказ учителя о ситуации в сельском хозяйстве после Смуты, о мерах правительства по восстановлению разрушенного хозяйства.

Задание учащимся: работая с учебником, необходимо найти и охарактеризовать новые явления в развитии сельского хозяйства.

-38-

Вывод:

  1. специализация отдельных районов страны; это вело к активному товарному обращению.
  2. усиление связей хозяйства с рынком.

 

Учащиеся, анализируя текст учебника на с. 34, заполняют таблицу:

Сельскохозяйственная специализация

в России в XVII в.

Район

Характер специализации

Работа с картой: найти и показать перечисленные сельскохозяйственные районы.

3. Ремесленное и мелкотоварное производство.

Рассказ учителя.

Составить таблицу на основе материала учебника на с. 36 и карты на с. 39.

Специализация районов России

в мелкотоварном производстве

Район

Специализация

-39-

4. Мануфактура.

Рассказ учителя.

5. Внутренняя и внешняя торговля.

Работа с картой.

- Найдите и покажите территории, где проходили ярмарки.

- Покажите главные торговые пути внутренней и внешней торговли XVII в.

- Заполните таблицу:

Основные центры торговли в России в XVII в.

Товар

Центры торговли

Учитель подводит итог, предлагает учащимся перечислить и записать новые черты в хозяйстве России XVII в.:

  1. Сельскохозяйственная специализация в России в XVII в.
  2. Усиление связей хозяйства с рынком.
  3. Рост числа ремесленных специальностей.
  4.  Специализация районов на производстве одного вида продукции.
  5. Развитие торговых связей по всей стране. Появление ярмарок.
  6. Рост городов.
  7. Появление мануфактур.
  8. Развитие торговых связей по всей стране. Появление ярмарок.
  9. Формирование всероссийского рынка.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с картой: «Экономика России XVIIв.»: с. 39 учебника.

-40-

- Показать территории товарного производства хлеба, льна и конопли, районы кочевого скотоводства.

- Показать центры ремесленного производства.

- Показать мануфактуры: железоделательные и оружейные; кожевенные; полотняные.

- Определить крупные торговые города.

- Показать ярмарки и важные торговые пути.

Домашнее задание: параграф 4, работа с документами, вопросами и заданиями.

Урок №3

Тема «Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков».

Цель:

  1. Охарактеризовать социально – экономическое и политическое развитие Российской империи на рубеже XVIII-XIX вв.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события в таблице и формулировать выводы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вспомнить особенности социально – экономического и политического развития России к концу XVIII века, ответить на вопросы и выполнить задания:

-41-

  1. Покажите на карте ( с. 6) территорию российской империи к концу XVIII века.
  2. Как развивалось сельское хозяйство и промышленность? Какие обстоятельства тормозили развитие отечественной промышленности?
  3. Можно ли утверждать, что в российской экономике на рубеже XVIII – XIX вв. развивались капиталистические отношения?
  1. Изучение новой темы.

План

  1. Территория страны.
  2. Население России.
  3. Экономический строй.
  4. Политический строй.

  1. Территория России.

Рассказ учителя.

  1. Население России.

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (с. 5-7), пользуются картой (с. 6.), заполняют таблицу «Народы и религии на территории Российской империи».

Народы и религии на территории Российской империи

Территория

Народы

Религии

Центральная часть Российского государства

Прибалтика

Белоруссия

Украина

Польша

Урал и Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Камчатка

Поволжье

Дальний Восток

Вопросы к таблице:

  1. Какие религии получили распространение на территории Российской империи?
  2. Какие факторы способствовали распространению различных религий?.

Рассматривая положение сословий в Российской империи, составляем в тетради схему «Сословия в Российской империи». При этом внимание учащихся обращается на документы №1 «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и №2 «Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 1785г.»

Сословия Российской империи

Сословия

Неподатные

Податные

Дворянство

Духовенство

Горожане

Крестьянство

Казачество

  1. Экономический и политический строй.

Рассказ учителя.

IV. Закрепление.  

V. Домашнее задание.

 Учебник, параграф 1, ответить на вопросы и выполнить задание на с. 12-13. Опережающее задание : подготовить к следующему уроку сообщение о

-43-

личности Александра I, П.А. Строганова, Н.Н.Новосильцева, А.А. Чарторыйского, В.П. Кочубея.

Урок №4

Тема «Российская империя на рубеже веков».

Цели:

  1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.
  2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале  XX века – среднеразвитая аграрно – индустриальная страна.
  3. Продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

Учебное оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М. Ю. Бранд «История России XX – н.XXI века». Настенная карта «Российская империя в начале XX века».

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова (индустриальное общество, модернизация, протекторат), домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

       Беседа с учащимися.

- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?

- Как называлось наше государство в XIX веке?

- Какие исторические события из истории нашего государства XIX века вы помните?

-44-

- Кто из императоров управлял Российской империей в XIX веке?

- Кто из великих деятелей культуры жил в XIX веке?

- Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?

- Дайте определения понятиям: монархия, народничество, либерализм, марксизм, крепостничество?

III. Изучение новой темы

План:

  1. Территория Российской империи и административное деление в начале XX века.
  2. Население и его образование.
  3. Структура государственного аппарата России в начале XX века.
  4. Промышленность России в начале XX века.

Задача для учащихся: Выяснить главные особенности политического и экономического развития России в начале XX века.

  1. Работа по карте и беседа с учащимися.

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?

- Какие территории входили в состав Российской империи к началу XX века, кроме Великороссии?

- Какие территории находились в зависимости от России?

- Какая территория в 1914 году была принята под протекторат России?

- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учебник, стр.5.

  1. Беседа по прочитанному материалу.

- Какое место в мире занимала по численности Россия.

-45-

- Какое количество народов и народностей проживало на территории Российской империи?

- Какая религия считалась официальной религией государства?

- Какие еще религии исповедовало население Российской империи?

- Каким был уровень образования населения Российской империи?

4. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Учебник, стр. 6-7, п. «Политический строй»

Задание для учащихся: Прочитать, заполнить схему, выяснить функции каждого звена государственного аппарата.

Структура государственного аппарата

1.

2.

3.

5.

6.

4.

  1. Император
  2. Правительствующий Сенат
  3. Государственный Совет
  4. Комитет министров
  5. Святейший Синод
  6. Восемь министров

5. Рассказ учителя о переходе России к индустриальному обществу или модернизации страны (объеме учебника).

6. Работа с историческим источником.

А) Учебник, стр. 10 «Из письма С.Ю.Витте Николаю II»

Б) Сведения о железных дорогах

-46-

Годы

Всего открыто в течение года, верст

Всего было к концу года, верст

1895

1900

1904

2 091

3 066

1 196

34 769

49 487

55 357

Рост стоимости продукции, производимой угольной, нефтяной и металлургической отраслями промышленности за 1896-1910 гг.

(в млн. руб.)

Годы

Угольная (добыча  угля, производство кокса)

Нефтяная (добыча  и переработка нефти)

Металлургическая (добыча руды, черная и цветная металлургия, металлообработка)

1896

1910

Рост

37,7

149,6

Почти в 4 раза

74,1

182,2

Почти в 2,5 раза

461,6

751,0

В 1,6 раза

Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны

(рубеж XIX-XX вв., в кг)

Страны

Чугун

Уголь

Россия

Англия

Франция

Германия

США

16

208

64

128

160

96

1808

816

2304

2592

-47-

Задание для учащихся: Внимательно прочитайте текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников?

Ответ:

- России нужна индустриализация, так как она является залогом сильного экономического роста страны.

- Усиление строительства железных дорог, позволило распространиться капитализму на слабо освоенных территориях.

- Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран, то по его абсолютному результату сильно отставала от них.

IV. Закрепление изученного на уроке.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание

  1. прочитать параграф 1 учебника.
  2.  Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Каковы особенности развития России в начале XX века?

-48-

Заключение

Объем информации, изучаемой на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории.

Можно ли избежать трудностей, неизбежно возникающих при реализации знаниевого подхода к сущности исторического образования (обучение истории — это поглощение учеником определенной суммы знаний)? Как с помощью истории развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? Целью обучения, в конечном счете, является не приспособление индивида к внешней целесообразности, а его саморазвитие как личности, культурно-исторического субъекта. Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Урок истории — один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.

Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источником или на решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, рабочей тетради, использовании всего учебно-методического комплекса.

-49-

Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят. Одним из возможных путей является организация самостоятельной работы учащихся, применение таких форм групповой и индивидуальных работ, которые дают возможность дифференцированно подойти к ученикам, индивидуализировать процесс обучения.

Отметим, главные достоинства самостоятельной работы:

Во-первых, обеспечивается система организации самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения.

Во-вторых, предусматривается всесторонняя диагностика  учебной деятельности, что дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный   подход   к   учащимся при отборе заданий, коррекции действий и оценке результатов.  

В-третьих, реализуется идея сотрудничества участников   учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений. Это в первую очередь, способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности школьников.

В-четвертых, ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция  учащихся. Целенаправленное проведение взаимоконтроля  и самоконтроля не только активизирует учение, но и стимулирует ответственность  учащихся.   Последнее  проявляется даже в таких случаях, когда педагог не ставил перед собой такую задачу.

Анализ передового педагогического опыта позволяет констатировать, что рационально организованная самостоятельная работа школьников способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.


-50-

Список литературы

1.   Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984.

2.   Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993.

3.  Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2002.- № 9.- С. 69.

4.   Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2002.- № 7.- С. 28.

5.    Матронина Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов.- М.: МИРЭА, 1993.

6.    Организация самостоятельной работы по русскому языку.- Йошкар-Ола: МарГПИ им. Н. К. Крупской, 1996.

7.    Пидкасистый П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

8.    Проклюшина С. А. Как научить детей учиться// Математика в школе.- 2008.- №1.- С. 28.

9.   Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения// Начальная школа.-1996.- № 5.- С. 10.

10.   Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная школа.- 2003.- № 1.- С. 70.

11.   Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать?// Начальная школа.- 2007.- №22.- С. 3.

12.   Шамаев В. К. Задания на дом отменяются// Вечерняя средняя школа.- 1995.- № 6.- С. 16.

13.   Шевченко Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе//Преподавание истории в школе.- 2002.- №9.- С. 46.

14.  Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся// Начальная школа.- 2008.- № 2.- С. 8.

МОУ Лицей №1

г. Пролетарск

«Самостоятельная работа на уроках истории»

Учитель истории Мазуренко Е.А.

г. Пролетарск

2010 г.

 


[1] Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения// Начальная школа.-1996.- № 5.- С. 10.

[2] Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся// Начальная школа.- 2008.- № 2.- С. 8-9.

[3] Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная школа.- 2003.- № 1.- С. 70-73.

[4] Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993, с. 149-151.

[5] Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993, с. 159-166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.

Статья о использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания....

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»

Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...

«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре  учителей истории и обществознания  Курского ...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...