Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
статья (10 класс) на тему

Бережная Ольга Николаевна

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация интеллектуальной и творческой  деятельности учащихся

на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

                                            Бережная Ольга Николаевна,

                                                      учитель истории и обществознания

высшей категории МОУ «СОШ № 135»

      г. Омск

(Статья опубликована  в сборнике: Открытая Новая школа как ресурсный центр успешной социализации личности: материалы международной научно-практической конференции 10 марта 2011 г., Омск/ отв. Ред. В.И.Погорелова.- Омск: БОУДПО  «ИРООО»,2011.)

        Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм  Дистерверг сказал: «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».1(2:5)

        Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. История и обществознание – это именно те предметы, которые предоставляют широкое поле деятельности для  учащихся: для проявления их интеллектуальной, творческой групповой и индивидуальной  активности, что, как известно, является важнейшей составляющей социализации личности ребенка.2(6:67)

        В наше время очень часто можно слышать от педагогов, что дети пассивны на уроках, не хотят учиться, уровень развития учеников крайне низкий и т.д. Однако, проблема здесь не столько в учениках, сколько в отношении самого педагога к процессу преподавания своего предмета. Таким образом, мы упираемся в проблему личности, ее развития в специально организованных условиях.

        Цель активизировать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся  на уроках посредством активных методов обучения, т. е. задача учителя предметника - заинтересовать каждого ребенка, «включить» его активность на уроке, сделать его  активным, заинтересованным участником учебной деятельности. Для  этого применяются  различные активные методы обучения: это и  игры, и элементы соревнования, творческие групповые и  индивидуальные задания и др.

        Игра – это универсальное средство формирования социально-активной личности. Дети легко включаются в игру и активно в ней участвуют. Так, например, при изучении темы: «Распад родовой общины и возникновение неравенства» в 5-м классе  используется короткая игра «Раздели поле по-справедливости». Для этого на доске  схематично изображается  родовое поле  с различными особенностями почвы: глинистые участки, болотистые, черноземные и т.д.  С   левой стороны доски  вместе с классом выписываются члены родовой общины: старейшина, военный вождь, его близкие товарищи, проверенные в боях, рядовые общинники.  После этого детям  предлагается разделить поле по-справедливости.  К доске выходит желающий и делит. Все активно участвуют, подсказывают, комментируют. После того, как поле поделено, ребятам  предлагается подумать и ответить на вопросы:

- Кто соберет больше урожая со своего участка? Почему?

- Кто через три года станет богатым, а кто бедным? Почему?

После ответа на эти  легкие вопросы ученики понимают, что поле поделили неправильно.  Его предлагается переделить.  Процесс повторяется 3-4 раза.  В результате учащиеся сами приходят к выводу о том, что сколько бы мы ни делили это поле, результат будет один и тот же.  В этой ситуации учащиеся уже сами без труда объясняют, почему так происходит.

        Сама по себе тема: «Происхождение неравенства»  довольно сложна для понимания учащимися 5-х классов, а при игровом подходе дети легко ее усваивают, а также приобретают ценный социальный опыт. В такой игре ребенок активно общается и с одноклассниками, и с учителем, даже если до этого он испытывал какие-либо  трудности в общении. Игра «затягивает»  его, и он активно включается в процесс. Кроме важнейших коммуникативных навыков ребенок получает пока еще маленький, но уже опыт публичного выступления. Он высказывает свою позицию, аргументирует и отстаивает ее. Очень важным моментом является личное эмоциональное восприятие  ребенком изучаемого материала. Оно раскрывает творческий потенциал учащихся во время игры.

        Другим примером активизации  работы учащихся на уроках может служить инсценировка «Военный совет в Филях»  по теме «Отечественная война 1812 года» (8-й класс). Участники игры выбираются заранее. Им  заранее раздаются роли и слова  участников совета.  Проводится небольшая репетиция, чтобы повысить эмоциональный фон игры.  Здесь нет оценки деятельности участников. Цель:  вызвать личное эмоциональное сопереживание всех учащихся класса изучаемым событиям. Дать возможность всем учащимся понять весь трагизм ситуации, когда речь шла о необходимости оставить врагу столицу нашей Родины; вызвать у ребят патриотические чувства. После того, как Совет в Филях обыгрывается на уроке, все учащиеся в классе очень активно включаются в процесс обсуждения, и вся оставшаяся часть урока проходит на очень высоком  эмоциональном фоне. Таким образом, через чувства и эмоции происходит воспитание  гражданской идентичности. Ребенок  учится  отождествлять себя с участниками исторических событий, смотреть на происходящее их глазами, понимать их чувства, сопереживать им.

        Игра позволяет каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. 3(4:9) Игра эффективна, прежде всего, благодаря

- вариативности;

- организации на основе самоуправления;

- выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников;

- наличия системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.  

        Не меньшую активность и эмоциональность вызывают у учеников элементы соревнования на уроке. Например, при изучении темы «Отношения между людьми» (обществознание, 7-й класс) дается задание: разделите страницу тетради на две части. В первой – отрицательные чувства, во второй – положительные.  Соревнование: кто полнее и правильнее заполнит обе колонки.  Здесь опять-таки  включаются и мыслительная, и творческая активность учащихся.  И, что очень важно, начинает проявляться   стремление ребенка к лидерству, быть первым.  Поскольку задание несложное, у ребят включаются внутренние установки: «я знаю», «я могу», «я сделаю». Причем эти установки приобретают превосходную степень: «я знаю лучше других», «я могу это сделать лучше других». После выполнения задания и выявления победителей, а это всегда очень живой и эмоциональный момент,  ученикам предлагается проанализировать свои получившиеся таблицы и сделать выводы: почему я оказался на таком-то месте, почему чувств  названо мало или  названы неправильно.  И это  тоже очень важная часть процесса развития индивидуальности личности ребенка. Формируются навыки самоанализа и самооценки, что является важнейшей составляющей  самовоспитания и самосовершенствования школьников.

        Как известно, процесс социализации – это процесс, идущий на протяжении всей жизни. Начальная стадия, которая охватывает периоды детства и юности, является самой важной в жизни каждого человека.  Именно в этом возрасте происходит максимально  обучение и воспитание человека, его взаимодействия с другими людьми; максимальное освоение ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов деятельности;  приобретение определенных взглядов, привычек и т.д. Главный результат социализации личности ребенка -  это превращение его в существо социальное, способное жить и действовать в обществе.4(7:73) Однако, результатом может быть пассивная личность с установкой «кто-нибудь, лишь бы не я», а может быть активная личность с установкой    «кто, если не я?». Активные методы обучения  способствуют формированию именно  такой активной личности.   Они направлены на вовлечение в учебную деятельность   всех учащихся класса.  Создаются условия, при которых и замкнутые, и  пассивные дети вынужденно включаются в процесс и, в результате, раскрываются  как для одноклассников, так и для самих себя, в первую очередь.  Они открывают в себе новые качества, новые способности, и ребятам это нравится. Так раскрыться детям позволяет метод моделирования ситуаций. Например, при изучении темы «Межличностное общение» (Обществознание, 7-й класс) весь класс делится  на группы. Группам дается задание: 1-я группа  моделирует общение «Я и мои сверстники», 2-я группа -  «Я и  моя семья», 3-я группа -  «ученики и учитель на уроке», 4-я группа – «незнакомые люди».  Время выполнения задания 5 минут. Время показа ситуации 1-2 минуты.  Ученики быстро включаются в работу, причем все участники группы без исключения.  Они придумывают сюжет, составляют мини-диалоги, распределяют роли.  

        Показ ситуаций проходит очень эмоционально. Ребята с удовольствием играют выбранные роли. После показа следует не менее эмоциональное обсуждение. Но школьники 7-го класса очень легко анализируют каждую ситуацию и легко делают обобщения и выводы. На следующем уроке они также легко воспроизводят учебный материал. Здесь происходит взаимодействие со своими сверстниками, взаимообщение и таким образом происходит становление социального «я».    

        Среди активных методов обучения можно назвать и постановку  проблемных вопросов, и использование метода проектов на уроках, и  физкультурные минутки  и т.д. Таким образом,  используются  такие приемы организации  учебно-воспитательной работы на уроках, которые создают возможность для самореализации, самопознания, самоопределения и совместного развития.  Применяются  коммуникативные техники, помогающие создавать ощущение принадлежности, самоуважения,  собственной авторитетности .

        Решая ту или иную педагогическую задачу, побуждаю учеников к определенной деятельности. В результате ученики не просто проявляют соответствующую активность, но это влияние со стороны (внешний фактор) воспринимается ими осознанно, превращается во внутренний побудитель, в мотив деятельности, а именно:  в убеждение,  желание, осознание необходимости, в интерес  и т.д.     Это хорошо прослеживается, в первую очередь,  по результатам диагностики, которая  проводится  ежегодно.  Для этого используется методика  И.Зайцевой  «Изучение интенсивности и уровня познавательных интересов учащихся», а также  методика  М.Рокича «Ценностные ориентации».  Из результатов диагностики видно, как повышается интерес учеников к истории и обществознанию, как растет их уверенность в своих знаниях и способностях; также  меняются ценностные ориентиры с развлечений и денег  к  деятельности и творчеству.

        Другим, не менее показательным результатом эффективности активных методов обучения, является  ежегодное увеличение количества учащихся, принимающих  участие  в предметных олимпиадах разного уровня,  различных конкурсах, проектах, в том числе желающих заниматься и исследовательскими  проектами по истории.

        И третий показатель – это постепенное   повышение качества знаний по истории и обществознанию.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди.-М.,1992.
  2. Ильин Е.Н. Путь к ученику.- М.:Просвещение,1998.
  3. Ильина Т.Д. Педагогика.- М.,1984.
  4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.,2001.
  5. Лизинский В.М. приемы и формы в учебной деятельности.- М.,2002.
  6. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособие для студ. сред.  учеб. заведений по спец. № 0312/ Г.М. Коджаспирова, Л.В.Борикова, Н.И.Бостанджяева и др. – М.,1998.
  7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учебное пособие.- М.,2001.
  8.  Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.,1996.                            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Бережная Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания высшей категории МОУ «СОШ № 135» г. Омск

Слайд 2

«ВОСПИТАНИЕ ДОСТИГЛО СВОЕЙ ЦЕЛИ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СИЛОЙ И ВОЛЕЙ САМОГО СЕБЯ ОБРАЗОВЫВАТЬ И ЗНАЕТ СПОСОБ И СРЕДСТВА, КАК ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ». ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ ДИСТЕРВЕРГ

Слайд 3

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – ЭТО ИМЕННО ТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЧТО, КАК ИЗВЕСТНО, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Слайд 4

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ- ПРЕДМЕТНИКА – ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА, «ВКЛЮЧИТЬ» ЕГО АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ, СДЕЛАТЬ ЕГО АКТИВНЫМ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ УЧАСТНИКОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 5

ИГРА – ЭТО УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ. ДЕТИ ЛЕГКО ВКЛЮЧАЮТСЯ В ИГРУ И АКТИВНО В НЕЙ УЧАСТВУЮТ.

Слайд 6

В игре ребенок активно общается и с одноклассниками, и с учителем, даже если до этого он испытывал какие-либо трудности в общении. Игра «затягивает» его и он активно включается в процесс. Кроме важнейших коммуникативных навыков ребенок получает пока еще маленький, но уже опыт публичного выступления. Он высказывает свою позицию, аргументирует и отстаивает ее. Очень важным моментом является личное эмоциональное восприятие ребенком изучаемого материала. Оно раскрывает творческий потенциал учащихся во время игры.

Слайд 7

ИГРА ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ОЩУТИТЬ СЕБЯ СУБЪЕКТОМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЯВИТЬ И РАЗВИТЬ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Игра эффективна, прежде всего, благодаря: вариативности; организации на основе самоуправления; выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников; наличия системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

Слайд 8

НЕ МЕНЬШУЮ АКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЫЗЫВАЮТ У УЧЕНИКОВ ЭЛЕМЕНТЫ СОРЕВНОВАНИЯ НА УРОКЕ. ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ САМОВОСПИТАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Слайд 9

ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - ЭТО ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ, СПОСОБНОЕ ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕ. Однако, результатом может быть пассивная личность с установкой «кто-нибудь, лишь бы не я», а может быть активная личность с установкой «кто, если не я?».

Слайд 10

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - ТАКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОПОЗНАНИЯ, САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ. ПРИМЕНЯЮТСЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ, ПОМОГАЮЩИЕ СОЗДАВАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, САМОУВАЖЕНИЯ, СОБСТВЕННОЙ АВТОРИТЕТНОСТИ .

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (МЕТОДИКА И.ЗАЙЦЕВОЙ) 6-7 КЛАССЫ (2009-2010 И 2010-2011 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ) Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ. Много ли читает дополнительной литературы? Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? Часто ли задает вопросы?

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО МЕТОДУ А.Я.РОКИЧА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ» В 2008-2009 Г. (5-Й КЛАСС) И 2010-2011 Г. (7 КЛАСС) Термальные ценности: 1-я группа: деньги, любовь, развлечения, свобода; 2-я группа: интересная работа, уверенность в себе; 3-я группа: здоровье, познание, творчество, счастье других людей. Инструментальные ценности: 1-я группа: жизнерадостность, независимость, высокие запросы; 2-я группа: аккуратность, образованность, твердая воля; 3-я группа: исполнительность, ответственность, самоконтроль, широта взгляд ов.

Слайд 13

ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ЗА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД. История: 1 – я четверть – 65% 2-я четверть – 59% 3-я четверть – 62% 4-я четверть – 67% Год – 63% Обществознание: 1-я четверть - 82% 2-я четверть – 82% 3-я четверть – 89% 4-я четверть – 95% Год – 87%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как средство социализации на уроке английского языка.

Активные методы обучения как средство социализации на уроке английского языка....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...