Согласно концепции модернизации российского образования, профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Следует учесть, что в последнее время изменились требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным обществом. Растущие информационные потоки требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способности переключаться с одного вида деятельности на другой, обширными коммуникативными умениями навыками. Современное образование на воспитание человека, постоянно совершенствующего свои знания, умеющего и желающего переучиваться. Указанная цель может быть реализована при условии активного внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, к которым относится технология исследовательского обучения. Данная технология, на мой взгляд в большей мере, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения, т.к побуждает учащихся проявлять свои способности: - к осмыслению своей деятельности; - к целеполаганию; - к самообразованию и самоорганизации; - к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; - к решению учебных и социальных проблем. Многие учителя за основу своей работы взяли именно исследовательскую деятельность и в основном она спроецирована на одаренных детей, но я с этим не согласна и прежде всего ориентиром для меня являются слова Андрея Викторовича Хуторского «Каждый человек имеет дар. Одаренность – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одаренность – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях» Я работаю не с избранными, я работаю со всеми и хочу, чтобы каждый из них чувствовал себя нужным, смог смело заявить о себе и стать успешным человеком. Цель: достижение высоких результатов обучения на уроках и во внеурочной деятельности Чтобы достичь цели, нужно: - произвести отбор содержания для осуществления исследовательской деятельности (в исторической науке, очень много пробелов, спорных фактов и мало изученных тем – они и становятся объектом исследования, в основном мы исследуем роль личности в истории) -выбрать соответствующие технологии (технология исследовательского обучения, информационно – коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления) - выбрать метод диагностики для отслеживания результатов (результаты ЕГЭ и ГИА, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня, достижение социального успеха учащимися) Однако, прежде всего, нужно выяснить, а что такое исследовательская компетентность. Исследовательские компетенции – способности и умения, связанные с анализом и оценкой ситуаций: - умение правильно формировать цель исследования - умение выдвигать и обосновывать гипотезу - умение находить эффективные методы решения проблемы - умение делать выводы - умение публично представлять результаты своей работы Для формирования заданных компетенций я использую эвристические методы обучения. В рамках урока осуществляю - индивидуальное, групповое, парное обучение. В рамках внеурочной деятельности - кружок, факультативы, экскурсии Покажу пример группового обучения. Урок истории по теме: «Становление древнерусского государства» (10 класс) Цель урока: проследить основные этапы становления древнерусского государства Проблемное задание: Официальная дата образования древнерусского государства – 882 год, однако некоторые историки называют более позднюю дату. Установите, когда было окончательно оформлено древнерусское государство? Однако, прежде вспомним какой источник является основным по изучению истории древнерусского государства? (Повесть временных лет) - Предлагаю для решения проблемного задания использовать именно этот документ. - Чтобы говорить о формировании государственности мы должны точно знать, что такое государство? - Как вы думаете, что такое государство? - Назовите основные признаки государства? (на доске) -Заметьте, что только при наличии этих пяти признаков можно говорить о наличии государства Таким образом, по Повести временных лет, мы проследим становление государственности у восточных славян в периоды правления первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. В результате вы должны будете заполнить таблицу: князь | годы | Признаки государства | Рюрик | 862 - 879 | 1. Наличие территории и населения 2. Публичная власть | Олег | 879-912 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть | Игорь | 912-945 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть | Ольга | 945-962 | 1. Наличие территории и населения 2. Суверенитет публичной власти 3. Единая система законов 4. Единая система налогообложения 5. Применение мер принуждения |
Работа по группам: 1 группа – Отслеживаете признаки государства в период правления Рюрика 2 группа – правление Олега 3 группа – правление Игоря 4 группа – правление Ольги Вывод: государство было оформлено в период правления Ольги, т.к. основные признаки государства прослеживаются именно в эти хронологические рамки. Урок по теме: «Борис Годунов – первый выборный царь» (10 класс) Работа проводится по той же схеме. Однако здесь будет некоторые существенные отличие от первого. Цель: Выяснить обстоятельства избрания первого выборного царя Проблема: Борис Годунов – мудрый государственный деятель или преступник на троне? - Вспомните дату избрания Бориса Годунова на царствие (1598 год) - Как вы считаете, Годунов был законно избран на трон? - Как вы думаете, что поможет нам более объективно ответить на этот вопрос? (историографический анализ) - Таким образом, выдвинута гипотеза. - Что такое историография? - Назовите этапы историографии? А теперь исходя из определения историографии и этапов историографии попробуйте определить задачи своей работы? Задачи исследования: 1)рассмотреть личность Бориса Годунова в исторических сочинениях дореволюционного периода; 2) дать оценку деятельности Бориса Годунова в советской историографии; 3)проанализировать взгляды современных авторов на личность и деятельность Бориса Годунова. Далее работа по группам. Учащиеся работают с монографиями историков, с летописями и хронографами. В результате заполняют таблицу. Отличия по сравнению с первым фрагментом: 1)в первом случае – историческое исследование, во втором историографическое исследование. 2) учащиеся сами формировали цель и задачи исследования, выдвинули гипотезу (это одна из основных исследовательских компетенций) На элективном курсе «Гордимся славой своих предков» осуществляется переход от коллективной к индивидуальной работе. Мы продолжаем работать над темой «Первый выборный царь». Результатом становится исследовательская работа «Борис Годунов в отечественной исторической литературе». Ее подготовила ученица 10 класса, которая стала призером краевой научно – практической конференции «Шаг в будущее» и участницей Всероссийского молодежного форума научной молодежи «Шаг в будущее». В рамках внеурочной работы, веду кружок «Мои земляки». За последние годы создано три цикла исследовательских работ: «Наследие декабристов», «Заслуженные учителя», «Земляки – ветераны войны и труда» Мои воспитанники стали фаворитами краевых конференций: «Декабристские чтения», «Музей и дети», «Юные исследователи Забайкалья», «Шаг в будущее». В 2010 году ученица 10 – го класса, Соболь Надежда, в рамках приоритетного национального проекта «Талантливая молодежь» стала лауреатом президентского гранта в номинации: «Учебно – техническое творчество и Учебно – исследовательская деятельность». В 2011 году - ученица 11 –го класса, Калмыкова Ксения стала победителем регионального конкурса «Будущее Забайкалья – 2011» и лауреатом губернаторского гранта в этой же номинации. С уверенностью могу сказать, что я добилась своей цели, мои учащиеся достигли высоких результатов обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день у меня 104 ученика, 45 из них имеют достаточно высокий уровень развития исследовательских компетентностей, из неуверенных в себе ребятишек они на глазах превращаются в успешных, знающих себе цену учеников, которые могут справиться с любой учебной задачей. |