Главные вкладки

    доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"
    статья по истории на тему

    Труханова Галина Анатольевна

    доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Лицей №1» рп. Чамзинка

    Доклад на методическом объединении на тему:

    «Особенности формирования метапредметных

    умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО»

    Учитель истории и обществознания: Труханова Г.А.

    рп. Чамзинка

    декабрь 2017 г.

    «Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО»

    Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников. 

    Уроки истории и обществознания, несомненно, являются ядром в школьном гуманитарном образовании учащихся. Сегодня, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако не всегда даже взрослый человек способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине - России. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответсвенность преподнести учащимся реальную и достоверную информацию об истории становления их государства, развивать у них чувство патриотизма.

                  На это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ФГОС истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС. ФГОС истории и обществознания направлен на обеспечение:

    - формирования российской гражданской идентичности обучающихся;  - единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

    - доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

    - духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

    - развития государственно-общественного управления в образовании;

    - формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

    - условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

    Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознания:

    Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

    Метапредметные. Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

    Предметные. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию  и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

    В чем же заключаются метапредметные умения у учащихся? Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

    1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    8) смысловое чтение;

    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  

    11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

    12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

    Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС

    Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарны стиль общения между учителем и учеником.

    Выявляются следующие требования к современному уроку:

    - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

    - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать  тему, цель, задачи урока;

    - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    - вывод делают сами учащиеся;

    - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

    - времясбережение и здоровьесбережение;

    - в центре внимания урока - дети;

    - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

    - умение демонстрировать методическое искусство учителя;

    - планирование обратной связи;

    - урок должен быть добрым.

    2. Сравнение традиционного урока истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)

    Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок.  Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС.

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Урок современного типа

    Объявление темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением  учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Оценивание учащихся

    Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

    Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

    Деятельность учащихся на каждом этапе уроке по ФГОС

    В соответствии с новыми стандартами усиливается мотивация ребенка к познанию истории и обществознания. На уроке можно  продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Проанализируем деятельность учащихся на каждом  этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД):

    Требования к уроку

    Урок современного типа

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Объявление темы урока

    Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Сообщение целей и задач

    Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Регулятивные планирования

    Практическая деятельность учащихся

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Осуществление контроля

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Осуществление коррекции

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Коммуникативные, регулятивные коррекции

    Оценивание учащихся

    Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Итог урока

    Проводится рефлексия

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Домашнее задание

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

    Познавательные регулятивные, коммуникативные

    В таблице представлены универсальные учебные действия (УУД) в обобщенной форме. Но она помогает учителю при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации  деятельности учащихся.

    Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую
    недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все
    потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя
    никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с
    введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового
    подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и
    насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.
    Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные
    образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему
    разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и,
    как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок,
    мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его
    развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности
    самоопределения. Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. 

    Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования,
    различные научные школы трактуют его по-разному. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в основной школе. Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

     Так как метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, то сегодня
    понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.
    Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно
    применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца поняли, что такое
    проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого
    понятия сегодня много вопросов. 

    Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх
    традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого
    лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного
    отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема»,
    «задача». 

    Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется
    способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то,
    что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. 
    На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и
    способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются
    способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи,
    конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения
    цели. 

    В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К способность работать с понятиями, их числу можно отнести, например, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний). Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

    Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной
    науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование
    видения мира, понимание места и роли человека в нём.
    Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом
    метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель
    должен не составлять план урока, а сценировать его. 

    Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока
    является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин,
    отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является
    синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.
    При структурировании метапредметного урока следует помнить общую
    закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются
    организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные
    этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на
    какой стадии находится изучение материала. На таком уроке вся деятельность
    выстраивается вокруг некоторой мыслительной организованности (знание, проблема,
    задача, смысл, категория и т.д.) Перед учителем стоит задача, как спроектировать такой урок, который будет решать поставленные задачи по формированию метапредметных результатов? Как учить, работая на метапредметные результаты? 

    Проанализируем деятельность учащихся формулированию темы урока, обучению детей целеполаганию, возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для  определения учащимися границ знания – незнания. Например, урок в 5 классе по теме «У истоков греческой культуры»

    Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

    -Итак, начинаем изучать главу: Зарождение Древней Греции. Её первый параграф вы читали дома, и называется он…

    -Какое время он охватывает?

    Зачитывают название параграфа: «Истоки греческой культуры.»

    Работая с вектором времени, определяют, что это второе тысячелетие.

    -Открываем с. 128. Читаем диалог Антошки Археолога и Источниковеда.

    Просит одного из учеников прочитать вслух слова Антошки.

    Один из учеников начинает читать до слов: «…везде есть города, государства, письменность.»

    -Итак, Антошка считает, что все цивилизации похожи.

    Фиксирует на доске.            Антошка

    Все цивилизации похожи.

    Записывают мнение Антошки в тетрадь.

    -Дальше читаем – вы, пожалуйста.

    Назначает одного из учеников читать дальше.

    Один из учеников продолжает читать текст до конца.

    Итак, учёные считают, что греки отличаются от соседних с ними цивилизованных народов Востока.

    Фиксирует на доске.          Учёные.

    Греки отличаются от цивилизованных народов Востока.

    Записывают мнение учёных в тетрадь.

    -Сравните мнение Антошки и учёных. В чём здесь противоречие, какой следует вопрос?

    Фиксирует на доске. Проблема: Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока?

    Формулируют проблему урока.

    Отличается ли цивилизация Греции от цивилизаций Востока?

    Актуализация знаний. Планирование деятельности.

    -Что бы проверить версии, и ответить на главный вопрос урока, что нам надо вспомнить?

    Фиксирует на доске.                      Надо узнать

    1)Признаки цивилизации Древней Греции в хозяйстве, управлении, культуре.

    2) Сравнить с цивилизациями Древнего Востока. Найти сходство и различие.

    -Признаки цивилизации как ступень и как общность людей.

    -Найти общие черты цивилизаций Востока во всех сферах общества.

    -Найти признаки цивилизации у древних греков и посмотреть отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока.

    Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного
    диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения
    проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания в сотворчестве с учениками.

    На уроках истории и обществознания возможно обучать детей планированию работы. Обучаю
    учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые
    будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.
    Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными
    деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

    Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками
    ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно
    сформированные метапредметные умения  являются условием успешного овладения учебным
    материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и
    эффективности обучения школьника в целом. 

    Особенность урока обществознания  по ФГОС состоит  в  том, чтобы средствами  учебного предмета активно содействовать:

    - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    - развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности  к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

    - формированию у учащихся  целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

    - овладению учащимися умению получать из разнообразных источников  и критически  анализировать полученные данные; освоению ими  способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

    - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных  отношений, включая отношения между людьми различных  национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

    Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

    В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

    Преподавание истории и обществознания в условиях введения ФГОС

    Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показал...

    Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

    Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

    Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

    Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

    Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

    Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...